Понятие и элементы статуса государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).2 Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Административно-правовые основы государственной службы:
1.1 Понятие государственной службы…………………………………....5
1.2 Виды государственной службы и её принципы……………………..8
Глава 2. Понятие и элементы статуса государственного служащего:
2.1. Понятие государственного служащего и квалификация государственных служащих………………………………………………………………..15
2.2. Права государственного служащего………………………………..21
2.3. Обязанности государственного служащего………………………..24
2.4. Ответственность государственных служащих……………………..26
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 4курс.doc

— 177.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     Глава 1. Административно-правовые основы государственной службы:

     1.1 Понятие государственной службы…………………………………....5

     1.2 Виды государственной службы  и её принципы……………………..8

     Глава 2. Понятие и элементы статуса государственного служащего:

     2.1. Понятие государственного служащего и квалификация государственных служащих………………………………………………………………..15

     2.2. Права государственного служащего………………………………..21

     2.3. Обязанности государственного служащего………………………..24

     2.4. Ответственность государственных служащих……………………..26

     Заключение………………………………………………………………..31

     Список  используемой литературы………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Государство, являясь особой организацией публичной  политической власти господствующего класса (социальной  группы,  блока классовых сил всего народа),  имеет свои задачи и функции.

     Эти задачи и функции практически  реализуются посредством  конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает  реальность и силу имени  в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи  и функции государства становятся, при их практической реализации,  задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

     Государственная служба продолжает и завершает организацию  механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической  реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного  механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов  для  реальной, практической деятельности. В становлении государственности  любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего  организационного средства выполнения государством своих целей.

     В структуре государственной службы различаются чётко две стороны,  две группы отношений: организация  государственной службы её подготовка  и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими  вместе  своих  служебных  практических  полномочий.

     Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и  включает большоё круг вопросов: установление должностных  наименований и определение  полномочий по каждой должности, выработка  правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные  цели  для  практической  деятельности.

     Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им  полномочий.1

     Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними,  приём  лиц,  рассмотрение  жалоб  и  т.д.).

     Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).2 Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится  к  сложным  правовым  институтам.

     В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах,  на страницах учебных пособий, выходит  масса законов и подзаконных  нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию и месте государственной службы в современном российском государстве, а также с реформами проводящимися в данном направлении.

     В своей курсовой работе я ставлю задачи разобраться в структуре государственной службы Российской Федерации, правах и обязанностях государственных служащих, в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. 
 

     Глава 1: Административно-правовые основы государственной службы:

1.1. Понятие государственной службы.

     Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах  государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г.

     В определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

     Служба  в государственных органах, государственных  и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов, других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего – служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях. Закон “О системе государственной службы Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.

     Структурообразующим элементом органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего и присуща только ему. В ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Например, к таким органам относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата и др.

     В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей. Государственные должности, включенные в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

     К категория «Б» принадлежат должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», которые в свою очередь устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, государственная должность, учреждаема для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Президента РФ – (высшая должность)

     К категории «В» принадлежат должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Например, государственные должности, учреждаемые для обеспечения деятельности управления делами Президента РФ – (высшие должности) Первый заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - генеральный директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ - главный бухгалтер Управления делами Президента РФ, начальник управления делами Президента РФ, заместитель начальника управления делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления делами Президента РФ, заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.

     Итак, государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность — первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.

     Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы. Она регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.). 

     1.2 Виды государственной  службы и её принципы

     Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» предполагает возможность установления особенностей государственной службы в отдельных государственных органах федеральными законами. Для административно-политической сферы это положение является крайне важным, ибо и сама специфика данной сферы и особенности ее отдельных органов предполагают существенные различия в протекающей в них государственной службе. Работа по созданию законодательства о государственной службе проводится по пути формирования правовой базы различных ее видов: военной, в органах внутренних дел, в органах налоговой полиции, в таможенных органах, в органах прокуратуры

     В статье 3 Закона "О системе государственной службы Российской Федерации" закрепляются основные принципы государственной службы. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на все реалии той области, из которой абстрагирован.

       Государственная служба основывается  на принципе верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и т.п.

     Этот  принцип является всеобщим, не имеет  и не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Обязанность  всех органов государственной власти, всех государственных служащих соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы на территории Российской Федерации является необходимым условием функционирования государства и реализации законности.

Информация о работе Понятие и элементы статуса государственного служащего