Понятие и элементы статуса государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).2 Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Административно-правовые основы государственной службы:
1.1 Понятие государственной службы…………………………………....5
1.2 Виды государственной службы и её принципы……………………..8
Глава 2. Понятие и элементы статуса государственного служащего:
2.1. Понятие государственного служащего и квалификация государственных служащих………………………………………………………………..15
2.2. Права государственного служащего………………………………..21
2.3. Обязанности государственного служащего………………………..24
2.4. Ответственность государственных служащих……………………..26
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 4курс.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     7) доступ в установленном порядке  в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

     8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

     9) защиту сведений о гражданском служащем;

     10) должностной рост на конкурсной  основе;

     11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

     12) членство в профессиональном  союзе;

     13) рассмотрение индивидуальных служебных  споров в соответствии с настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

     14) проведение по его заявлению  служебной проверки;

     15) защиту своих прав и законных  интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

     16) медицинское страхование в соответствии  с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

     17) государственную защиту своих  жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

     18) государственное пенсионное обеспечение  в соответствии с федеральным законом8.

     Государственный служащий вправе с предварительным  уведомлением

представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов9.

     Государственному  служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

     Государственному  служащему в зависимости от условий  прохождения им государственной службы предоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов10.

     Таким образом, государственный служащий обладает набором прав, которые в  совокупности с обязанностями являют собой один из важнейших элементов административно – правового статуса государственного служащего.

2.3. Обязанности государственного  служащего

     Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

     Государственный служащий обязан:

     1) соблюдать Конституцию Российской  Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

     2) исполнять должностные обязанности  в соответствии с должностным  регламентом;

     3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

     4) соблюдать при исполнении должностных  обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

     5) соблюдать служебный распорядок  государственного органа;

     6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

     7) не разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

     8) беречь государственное имущество,  в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей;

     9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

     10) сообщать о выходе из гражданства  Российской Федерации или о  приобретении гражданства другого  государства в день выхода  из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

     11) соблюдать ограничения, выполнять  обязательства и требования к  служебному поведению, не нарушать  запреты, которые установлены  настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

     12) сообщать представителю нанимателя  о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта11.

     Государственный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения12.

     В случае исполнения государственным  служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

     Государственный служащий, замещающий должность гражданской  службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской  службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности13. 

2.4. Ответственность  государственного служащего

     Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

     Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

     Основным  видом ответственности государственных  служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

     Дисциплинарная  ответственность заключается в  наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

     замечание;

     выговор;

     предупреждение  о неполном должностном соответствии;

     освобождение  от замещаемой должности гражданской  службы;

     увольнение  с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня. Появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей. Совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях). п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»14.

     Противоправное  виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

     Приказ (распоряжение) или постановление  о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

     Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

     Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный  служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

     Орган (должностное лицо, представитель  нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения  года со дня применения взыскания  по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

     В течение срока действия дисциплинарного  взыскания, меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

     В случае несогласия государственного служащего  с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

     Российское  законодательство предусматривает  административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ[15] понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Информация о работе Понятие и элементы статуса государственного служащего