Понятие исполнительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствование законодательства, прежде всего гражданского, на инвестиционную привлекательность российской экономики. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Понятие исполнительного производства…………………………....6
§1. Место исполнительного производства в системе российского права…....6
§2. Правовые источники исполнительного производства……………………10
Общая характеристика источников исполнительного производства…….10
Федеральные законы «О судебных приставах»,
«Об исполнительном производстве» и другие законы………………………..11
ГПК……………………………………………………………………………12
АПК………………………………………………………………………...….12
Нормативные акты Правительства РФ……………………………………...12
Международные договоры РФ……………………………………………....12
§3. Сроки и время в исполнительном производстве………………………..…13
Сроки совершения исполнительных действий…………………………..…13
Время совершения исполнительных действий………………………..……13
Глава 2. Субъекты исполнительного производства……………………….….15
§1. Классификация и состав субъектов исполнительного производства.
Органы принудительного исполнения и суды как субъекты
исполнительного производства………………………………………………....15
§2. Стороны исполнительного производства…………………………………..16
Определение сторон исполнительного производства………………….…..16
Правоспособность и дееспособность в исполнительном
законодательстве……………………………………………………………….....17
Права и обязанности сторон в исполнительном производстве…………….17
Соучастие в исполнительном производстве…………………………….…..18
Глава 3. Исполнительные документы………………………………………..…20
§1. Понятие и виды исполнительных документов…………………………..….20
§2. Требования, предъявляемые к исполнительным документам…………..…22
§3. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению……..…23
Глава 4. Возбуждение исполнительного производства………………………..25
§1. Общие положения………………………………………………………….….25
§2. Процессуальный порядок возбуждения исполнительного
производства………………………………………………………………………26
§3. Место совершения исполнительных действий……………………………...27
§4. Отводы в исполнительном производстве……………………………………28
Понятие отвода в исполнительном производстве…………………………...28
Основания для заявления отвода……………………………………………...29
Самоотвод………………………………………………………………………29
Глава 5. Отложение, приостановление и окончание исполнительного производства……………………………………………………………………….30
§1. Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других
органов……………………………………………………………………………...30

§2. Отложение исполнительных действий……………………………………….31
§3. Приостановление исполнительных действий………………………………..32
§4. Прекращение исполнительного производства……………………………….33
§5. Возвращение исполнительного документа…………………………………. .34
§6. Окончание исполнительного производства…………………………………..35
Глава 6. Меры принудительного исполнения в исполнительном
производстве………………………………………………………………………..37
Глава 7. Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий……………………………………………………………………………..39
§1. Исполнительский сбор…………………………………………………………39
§2. Расходы по совершению исполнительных действий………………………...39
Глава 8. Штрафы и иные санкции в исполнительном производстве…………..41
§1. Штрафы в исполнительном производстве……………………………………41
§2. Иные санкции в исполнительном производстве…………………………..…42
Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемых источников и литературы………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ГПроцессу.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Согласно п.2 ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.  Применительно к каждому виду исполнительных действий у сторон имеются как права, так и обязанности. При этом если взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, то должник – в основном обязанной. Самая общая и основная обязанность должника – исполнение требований исполнительного документа, которая конкретизируется  по мере развития исполнительного производства.

     4. Соучастие в исполнительном производстве

     В исполнительном  производстве  могут участвовать  несколько взыскателей или должников.  Каждый из них по отношению  к другой стороне участвует  в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Необходимость соучастия в исполнительном производстве связана со сложной структурой материальных прав  и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно как активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взыскателя), пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешенное (одновременное участие нескольких лиц на стороне как взыскателя, так и должника).

     Каждый из соучастников  по отношению к другой стороне  участвует в исполнительном производстве  вполне самостоятельно. Помимо общих  прав и обязанностей, которыми  наделены соучастники в исполнительном  производстве, у них есть дополнительное право – они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

 

§ 1. ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

     Исполнительные документы – это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

     Перечень  исполнительных документов дан  в п.1 ст.7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Исполнительными документами являются:

  1. исполнительный листы, выдаваемые судами на основании:
  • принимаемых ими судебных актов;
  • решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
  • решений иностранных судов и арбитражей;
  • решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека.
  1. судебные приказы;
  1. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
  2. удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании её решений;
  3. оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации  о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
  4. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  5. постановления судебного пристава-исполнителя;
  6. постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

     Исполнительный лист – это содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия исполнительный документ, выдаваемый в предусмотренном законом порядке судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании судебных актов и актов иных органов и подлежащий принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае добровольного неисполнения его должником. Заявление  о выдаче исполнительного листа подается стороной, в пользу которой вынесено решение.

     Судебный приказ как исполнительный документ введен в действие с 1996 года. Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества должника. Судебный приказ имеет силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится по истечении пятидневного срока после выдачи приказа и в порядке, установленном для исполнения решений.

     Соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем. Оно заключается в письменной форме,  подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа. (ст.99, 100 СК).

     Удостоверение комиссии по трудовым спорам Закон тоже относит к исполнительным документам. Оно подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения комиссии  в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании удостоверения судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

     Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством РФ. Оно приводится в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством РФ.

     Постановление судебного пристава-исполнителя впервые указано в законе в качестве исполнительного документа. Исполнительным документом может быть далеко не каждое его постановление, а только те, которыми с должника, взыскателя, других участников исполнительного производства, а также лиц, не являющихся таковыми, взыскиваются какие-либо денежные суммы, в частности постановления о взыскании судебных расходов, о наложении штрафа.

 

§ 2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ

ДОКУМЕНТАМ

 

     Содержание исполнительного  документа четко и подробно  регламентировано ст.8 ФЗ «Об исполнительном  производстве». Согласно п.1 этой  статьи в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

  1. наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
  2. дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ и их номера;
  3. дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
  4. наименование взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
  5. резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
  6. дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
  7. дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

      В ч.1 ст.8 Закона  приведены не все, а только  основные реквизиты, которые обязательно должны быть изложены в исполнительном документе. Среди них центральное место занимает резолютивная часть судебного акта или акта другого органа.

 

§ 3. СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ДОКУМЕНТОВ  К ИСПОЛНЕНИЮ

 

     Исполнительные  документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения9.  Согласно п.1 ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:

  1. исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы – в течение трех лет, а судебных актов арбитражных судов – в течение шести месяцев;
  2. исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов – в течение шести месяцев;
  3. оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение шести месяцев;
  4. удостоверения комиссии по трудовым спорам – в течение трех месяцев;
  5. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение трех месяцев.

     Все сроки, указанные  в п.1 ст. 14 ФЗ «об исполнительном  производстве» определены периодом  времени, поэтому предъявление  исполнительных документов к  исполнению может быть совершено  в течение всего указанного периода.  

     Пропуск установленного  законом срока предъявления исполнительного  документа к исполнению является  основанием для отказа в принятии  исполнительного документа к  исполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ВОЗБУЖДЕНИЕ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

   

§1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 

     Возбуждение исполнительного производства – первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

     В рамках этой стадии  судебный пристав-исполнитель также вправе принять меры по обеспечению будущего исполнения требований исполнительного документа.

     До возбуждения исполнительного  производства никакие исполнительные  действия совершены быть не  могут. Данное правило вытекает  из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью  применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права.

     Возбуждению исполнительного  производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.

     Задача судебного  пристава-исполнителя на стадии  возбуждения исполнительного производства  – в трехдневный срок, установленный ст.9 ФЗ «Об исполнительном производстве», проверить в отношении предъявленного исполнительного документа следующие обстоятельства:

  1. наличие у предъявленного документа исполнительной силы и возможности принудительного исполнения;
  2. правильно ли определена взыскателем подведомственность исполнения требований предъявленного исполнительного документа;
  3. правильно ли определена взыскателем территориальная компетенция исполнения требований исполнительного документа;
  4. вступило ли в законную силу решение, на основании которого выдан исполнительный документ;
  5. имеются ли у лица, предъявившего исполнительный документ, соответствующие полномочия;
  6. соблюдены ли взыскателем сроки предъявления исполнительного документа к взысканию, установленные в ст.8 и 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

     Из всего перечисленного  ФЗ «Об исполнительном производстве»  прямо и непосредственно обязывает  судебного пристава-исполнителя  проверять только соответствие  исполнительного документа требованиям  ст.8 и 14, а именно проверять соответствие исполнительного документа установленной законом форме и содержанию, а также соблюдение взыскателем сроков предъявления его к взысканию.

 

§2.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ 

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

     С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий как для должника, так и для взыскателя.  С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом-исполнителем приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава-исполнителя для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций  и применения иных мер ответственности.

     Исполнительное производство  может быть возбуждено только  по инициативе взыскателя или  органа, выдавшего исполнительный  документ. Без наличия у судебного  пристава-исполнителя документа,  свидетельствующего о волеизъявлении взыскателя на возбуждение исполнительного производства, принимать к исполнению исполнительный документ и возбуждать исполнительное производство нельзя.

     Возбуждение исполнительного  производства оформляется судебным  приставом-исполнителем в форме вынесения постановления (приложение 1) о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено судебным приставом-исполнителем в течение трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа.

 

§3. МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

     Под территориальной  компетенцией исполнения требований  исполнительного документа следует  понимать территорию, на которой  судебный пристав-исполнитель вправе  совершать исполнительные действия. Отнесение исполнения исполнительного документа к компетенции определенного судебного пристава-исполнителя соответствующего территориального подразделения  Службы судебных приставов субъекта РФ определяется местом совершения исполнительных действий.

     Место совершения  исполнительных действий определяется по правилам ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве», анализ которой позволяет в зависимости от предмета исполнения классифицировать территориальную компетенцию на общую и исключительную.

Информация о работе Понятие исполнительного производства