Понятие исполнительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствование законодательства, прежде всего гражданского, на инвестиционную привлекательность российской экономики. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Понятие исполнительного производства…………………………....6
§1. Место исполнительного производства в системе российского права…....6
§2. Правовые источники исполнительного производства……………………10
Общая характеристика источников исполнительного производства…….10
Федеральные законы «О судебных приставах»,
«Об исполнительном производстве» и другие законы………………………..11
ГПК……………………………………………………………………………12
АПК………………………………………………………………………...….12
Нормативные акты Правительства РФ……………………………………...12
Международные договоры РФ……………………………………………....12
§3. Сроки и время в исполнительном производстве………………………..…13
Сроки совершения исполнительных действий…………………………..…13
Время совершения исполнительных действий………………………..……13
Глава 2. Субъекты исполнительного производства……………………….….15
§1. Классификация и состав субъектов исполнительного производства.
Органы принудительного исполнения и суды как субъекты
исполнительного производства………………………………………………....15
§2. Стороны исполнительного производства…………………………………..16
Определение сторон исполнительного производства………………….…..16
Правоспособность и дееспособность в исполнительном
законодательстве……………………………………………………………….....17
Права и обязанности сторон в исполнительном производстве…………….17
Соучастие в исполнительном производстве…………………………….…..18
Глава 3. Исполнительные документы………………………………………..…20
§1. Понятие и виды исполнительных документов…………………………..….20
§2. Требования, предъявляемые к исполнительным документам…………..…22
§3. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению……..…23
Глава 4. Возбуждение исполнительного производства………………………..25
§1. Общие положения………………………………………………………….….25
§2. Процессуальный порядок возбуждения исполнительного
производства………………………………………………………………………26
§3. Место совершения исполнительных действий……………………………...27
§4. Отводы в исполнительном производстве……………………………………28
Понятие отвода в исполнительном производстве…………………………...28
Основания для заявления отвода……………………………………………...29
Самоотвод………………………………………………………………………29
Глава 5. Отложение, приостановление и окончание исполнительного производства……………………………………………………………………….30
§1. Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других
органов……………………………………………………………………………...30

§2. Отложение исполнительных действий……………………………………….31
§3. Приостановление исполнительных действий………………………………..32
§4. Прекращение исполнительного производства……………………………….33
§5. Возвращение исполнительного документа…………………………………. .34
§6. Окончание исполнительного производства…………………………………..35
Глава 6. Меры принудительного исполнения в исполнительном
производстве………………………………………………………………………..37
Глава 7. Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий……………………………………………………………………………..39
§1. Исполнительский сбор…………………………………………………………39
§2. Расходы по совершению исполнительных действий………………………...39
Глава 8. Штрафы и иные санкции в исполнительном производстве…………..41
§1. Штрафы в исполнительном производстве……………………………………41
§2. Иные санкции в исполнительном производстве…………………………..…42
Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемых источников и литературы………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ГПроцессу.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Согласно п.2 ст.27 Закона  окончание исполнительного производства  оформляется путем вынесения  постановления об окончании исполнительного  производства (приложение 4). Указанное постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 6.  МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО  ИСПОЛНЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

     В соответствии со  ст.44 Закона основаниями применения  мер принудительного характера  являются:

  • Предъявление в установленном законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
  • Принятие судебным приставом-исполнителем постановления о  возбуждении исполнительного производства;
  • Истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа.

     Данная статья раскрывает  последовательность юридических  действий, совершение которых в  результате приводит к началу  принудительного исполнения. Все  юридические действия, указанные  в ст.44 Закона, совершаются именно  в той последовательности, в которой они перечислены.

    Порядок предъявления надлежаще  оформленного исполнительного документа  установлен в ст. 7-9 Закона, порядок  вынесения постановления судебного  пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства –  в ст.9 Закона. Порядок установления срока для добровольного исполнения, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, определен также в ст.9 Закона.

     С момента истечения срока  для добровольного исполнения  и применения мер принудительного исполнения должник становиться обязан не только возместить взыскателю сумму долга, указанную в исполнительном документе, или исполнить иные требования исполнительного документа, но и уплатить в полном размере исполнительский сбор и расходы по исполнению исполнительного документа, предусмотренные ст. 81-84 Закона. Итоговая сумма и предъявляется должнику к взысканию, именно в ее пределах накладывается арест на имущество, на счета в банках, изымаются наличные денежные средства.

     В соответствии со ст. 45 Закона мерами принудительного исполнения являются:

  1. обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущества и его реализации;
  2. обращение взыскания на заработную плату, стипендию, пенсию и иные виды доходов должника;
  3. обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц;
  4. изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
  5. иные меры, предпринимаемые в соответствии со Законом и иными федеральными законами, обеспечивающими исполнение исполнительного документа.

     Таков основной круг  мер принудительного исполнения  исполнительных документов. Все  указанные меры могут применяться  при осуществлении исполнительных  действий в отношении должника как самостоятельно, так и в совокупности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 7.  ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ  СБОР.  РАСХОДЫ ПО СОВЕРЕШНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

 

§1. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР

 

     Исполнительский сбор (приложение 5) – это новый в нашем законодательстве и практике принудительного исполнения исполнительных документов вид имущественной ответственности должника, не выполнившего без уважительных причин в срок, установленный судебным приставом – исполнителем, требования исполнительного документа. Его назначение – обеспечить добровольное исполнение исполнительного документа. Исполнительский сбор можно рассматривать как своеобразную штрафную санкцию за неисполнение в добровольном порядке  исполнительного документа. Он взыскивается только один раз – при первом поступлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю по окончании срока для его добровольного исполнения.

     Взыскание исполнительского  сбора с должника будет законно  только в том случае, если должник  в установленный судебным приставом-исполнителем срок без уважительных причин не исполнил исполнительный документ.

     В законе нет перечня  уважительных причин, позволяющих  должнику не выполнить в установленный  срок требования исполнительного  документа. Такие критерии должна  вырабатывать практика применения закона.

 

§2. РАСХОДЫ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

     Пунктом 2  ст.82 Закона  установлено. Что к расходам  по совершению исполнительных  действий относятся денежные  средства, затраченные на проведение  следующих мероприятий:

  • перевозку, хранение и реализацию имущества должника;
  • оплату работы переводчиков, понятых, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к совершению исполнительных действий;
  • перевод (пересылку по почте) взыскателю взысканных сумм;
  • розыск должника, его имущества или розыск ребенка, отобранного у должника по суду.

     Этот перечень не  исчерпывающий, законодатель отнес  к расходам по совершению исполнительных  действий произведенные судебным  приставом-исполнителем затраты  на другие необходимые исполнительные  действия, совершаемые в процессе исполнения исполнительного документа.

     Расходы по совершения  исполнительных действий взыскиваются, за редким исключением, с должника  и вносятся на депозитный счет  подразделения с последующим  возмещением внебюджетному фонду развития исполнительного производства, органу или лицу, понесшему или авансирующему такие расходы.

     По общему правилу  все действия. Связанные с расходами  по исполнению производятся судебным  приставом-исполнителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 8.  ШТРАФЫ И  ИНЫЕ САНКЦИИ В

ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

§1. ШТРАФЫ В  ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

     Федеральный закон  «Об исполнительном производстве»  предоставил право налагать штрафы  на  неисправных должников:

А) за неисполнение исполнительного  документа неимущественного характера, обязывающего совершить определенные действия или воздержаться от их  совершения, - на должника (гражданина или организацию);

Б) за невыполнение законных требований судебного пристава – исполнителя  и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве по любому исполнительному документу – на любого гражданина или должностное лицо;

В) за неисполнение исполнительного  документа о взыскании денежных средств с должника при их наличии  на счетах должника – на банк или  иную кредитную организацию, осуществляющих обслуживание счетов должника.

     В первых двух случаях  штраф налагается судебным приставом-исполнителем, в последнем – судом.

     Штрафы налагаются  судебными приставами-исполнителями  в процессе исполнительного производства  по определенной законом упрощенной процедуре. Внушительные размеры штрафа являются весьма действенным средством по обеспечению исполнения исполнительных документов в установленные сроки.

     Условия, при которых  судебный пристав-исполнитель может  и должен оштрафовать должника за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера следующие:

  1. неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Этот срок не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;
  2. предложение о добровольном исполнении должно быть сделано официально, путем вынесения постановления, копия которого направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, не позднее следующего дня после его вынесения;
  3. это постановление должно быть получено должником.
  4. Отсутствие уважительных причин для неисполнения.

     Штраф налагается  на должника постановлением судебного  пристава-исполнителя, в нем назначается  новый срок для исполнения.

     Сумма штрафа определяется  судебным приставом-исполнителем  в пределах до 200 минимальных размеров  оплаты труда.

     Все постановления  о наложении штрафа утверждаются  старшим судебным приставом и  могут быть обжалованы в соответствующий  суд (п.4 ст.85 и          п.2 ст.87).

 

§2. ИНЫЕ САНКЦИИ  В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

     К иным санкциям, применяемым  в исполнительном производстве, относятся:

1. Привод любого гражданина или  должностного лица за уклонение  без уважительных причин от  явки по вызову судебного пристава-исполнителя к месту его работы или к месту совершения исполнительных действий.

     Постановление о приводе  может быть вынесено судебным  приставом-исполнителем при соблюдении  следующих условий:

  • вызов гражданина или должностного лица возможны только в связи с исполнительными действиями по возбужденному исполнительному производству;
  • вызываемое лицо должно быть с достоверностью уведомлено о необходимости явки в точно указанное место и в точно обозначенное время;
  • вызываемое лицо имело фактическую возможность прибыть по вызову, уважительных причин неявки не имелось.

2. При повторном неисполнении  без уважительных причин исполнительного  документа неимущественного характера   судебный пристав-исполнитель вносит  представление в соответствующий орган: о привлечении гражданина или должностного лица, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить исполнительный документ, к административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством РФ (п.3 ст.85 Закона).

3. Пунктом 3 ст.87 Закона предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении гражданина или должностного лица к уголовной ответственности, если в их действиях по невыполнению его законных требований или нарушению законодательства России по исполнительному производству содержатся признаки преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Исполнение судебных решений  представляет собой важнейший  участок правовой практики, который  отражает эффективность всего механизма правового регулирования. Его бездействие нарушает права взыскателей, снижает авторитет и эффективность органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической силы. Указанная ситуация побуждает взыскателей к использованию неправовых способов  возвращения долгов.

     За пять лет своего  существования служба судебных  приставов добилась некоторых  позитивных результатов. Заметно  повысилась эффективность работы  по исполнению судебных решений. Службой ежегодно осваиваются громадные объемы работ.

     Но как показала  практика исполнения судебных  решений, законодательство об  исполнительном производстве содержит  еще достаточно много пробелов  и нуждается в совершенствовании,  поскольку  принятые законы                 «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» не исчерпывают всю нормативную правовую базу регулирования правонарушений в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

     Судебным приставам мешают нереальные сроки исполнительных действий, недостаточная правовая регламентация их деятельности по розыску должников и их имущества, отсутствие законодательной обязанности налоговых органов, банков, кредитных учреждений, правоохранительных органов предоставлять необходимую информацию судебному приставу, а также доступ к региональным и федеральным информационным базам данных. В настоящее время в Комитете Госдумы по госстроительству готовятся ко второму чтению внесенные проекты законов по вопросам исполнительного законодательства. Минюст России активно поддерживает эти предложения.

     Следовательно, можно  сделать вывод, что в настоящее  время законодательство об исполнительном  производстве находится на стадии  развития. Оно пока не соответствует  всем существующим в нашем государстве гражданско-правовым и социально-экономическим отношениям и  нуждается в реформировании  не только применительно к тем или иным нормам законов, но и системе исполнительного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Литература:

  1. Гражданский процесс. Учебник для вузов/Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Спарк-Городец, 1998. – 544с.
  2. Гражданский процесс. Учебник/Под ред. Д.М. Чегота и др. – М.: Сатурн, 1996. – 436с.
  3. Гражданское процессуальное право России. Учебник/Под ред.                    М.С. Шакарян. М.: Норма, 1996. – 539с.
  4. Решетняк В.И., Черных И.И. Заочное производство и судебный приказ в гражданском процессе. – М.: 1997г.
  5. Хрестоматия по гражданскому процессу. М.: Городец, 1996.
  6. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Справочно-методическое пособие/отв. ред. проф. В.В. Ярков. – М.: БЕК, 2000.-768с.
  7. Юков М.К. Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права. свердловск, 1982. – 326с.
  8. Гуревич М. особые производства в гражданском процессе//Соц. законность. 1958. №8
  9. Зайцев И.М. О функциях гражданского судопроизводства//Проблемы применения мер гражданского процессуального права. Свердловск, 1986.- 691с.
  10. Сергун А.К. Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права//Теоретические вопросы реализации норм права. – М., 1978. Т.61.
  11. Яковлев В.Ф. Общая часть гражданского права в современном законодательстве и судебной практике: Учебное пособие. Свердловск, 1979.
  12. Братусь С.Н. Предмет и система гражданского права. М., 1963.

Информация о работе Понятие исполнительного производства