Правотворчество как форма государственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

Понятие правотворчества. Система права Беларуси относится к романо-германской правовой семье. Это означает, что основным источником норм права является правовой акт, принятый компетентным государственным органом. Но правотворчеством, то есть созданием норм права, занимаются не только государственные органы, но и общественные объединения, предприятия, международные организации, трудовые коллективы, да и народ в целом посредством участия в референдуме.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Подготовка и принятие ряда других правовых нормативных актов предусматривается другим законодательством. Например, порядок реализации правотворческой инициативы граждан на принятие решения посредством референдума регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370 – З с последующими изменениями и дополнениями.

Принцип демократизма заключается в том, что в правотворческом процессе принимают участие не только авторы проектов нормативных правовых актов, но и другие субъекты. При этом большая роль отводится привлечению к правотворчеству самого народа, граждан, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, трудовых коллективов. Широкое развитие получает практика всенародного обсуждения проектов нормативных актов в средствах массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при этом предложения и замечания на проекты, обобщаются правотворческим органом и при необходимости вносятся изменения в проекты нормативных правовых актов. Этот принцип предполагает также наличие гласности. Высшим проявления принципа демократизма в правотворчестве является возможность граждан Беларуси принимать решения на референдуме.

Принцип законности и конституционности означает, что все подготавливаемые проекты нормативных правовых должны соответствовать актам, обладающим более высокой юридической силы. В соответствии со ст. 137 Конституции Беларуси «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом».

Этот принцип требует также четкого соблюдения процедуры разработки и принятия проектов актов. Правовой акт должен разрабатываться уполномоченным органом, он должен содержать все требования, предъявляемые к нему с точки зрения юридической техники и быть принятым в порядке, предусмотренном для принятия (издания) соответствующего его вида.

Принцип гуманизма в правотворчестве ориентирует разработчиков проектов нормативных правовых актов на учет приоритета прав и свобод личности, закрепления в содержании правовых актов общепризнанных мировых стандартов в области прав и свобод человека и гражданина. Цель правотворчества – закрепить в праве права и свободы человека и гражданина, установить механизмы их реализации и защиты.

Принцип профессионализма требует от субъектов правотворческого процесса умения анализировать закономерности общественного развития, обобщать практику применения правовых норм, находить недостатки и пробелы в законодательстве, выявлять потребности их правового регулирования, знания ими правил юридической техники по составлению нормативных правовых актов, действующего законодательства. Субъекты правотворчества должны обладать умением тщательного анализа и учета многообразных социальных отношений, интересов общественных групп, их особенностей и приведения их к всеобщему согласию посредством принятия (издания) нормативного правового акта. Необходимо знание всей правовой системы Республики Беларусь, что позволяет точно избрать форму нормативного правового акта, определить его место в системе законодательства Беларуси, исключить несогласованность и коллизии с другими правовыми актами, обладающими большей юридической силой. Субъекты правотворчества не должны ограничиваться только принятием нормативного правового акта. За этой стадией наступает период изучения действия нормативного правового акта на практике, выявление недостатков и противоречий. Это позволяет вывить целесообразность и эффективность его действия, научную обоснованность, что, в свою очередь, оказывает обратное действие на качество правотворчества, позволяет откорректировать, дополнить действующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.

Во многом от профессионализма субъектов правотворческого процесса зависит и качество принимаемых нормативных правовых актов.

Принцип суверенного равенства государств направлен на невмешательство других государств в суверенные дела других государств, уважения традиций народов.

Принцип всеобщего уважения прав человека означает, что нормативные правовые акты должны учитывать международные документы в области прав и свобод человека. Внутреннее законодательство конкретного государства не должно противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, ориентироваться на их соблюдение, охрану и защиту.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств требует, чтобы подписанные международные договоры и иного рода международные правовые документы, подписанные и ратифицированные государствами, выполнялись на практике. В международном праве действует принцип «pacta sunt servanda» ( лат. «договоры должны соблюдаться»). Только исключительные обстоятельства могут привести государство к отказу от исполнения договора, например, противоречие договора нормам Конституции.

 

 

 

2. Субъекты правотворчества

 

Субъектами правотворчества выступают: государственные органы (должностные лица), негосударственные организации (например, профсоюзы), народ, международные организации.

Правотворчество государственных организаций. Среди государственных органов, занимающихся правотворчеством, можно назвать: Президента Республики Беларусь, Палата Представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, иные республиканские органы государственного управления, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Что касается должностного лица, то в законодательстве Республики Беларусь его универсальное определение отсутствует, но имеется развернутое его определение применительно к уголовно-правовым отношениям в п. 4 ст. 4 УК Республики Беларусь. Под ними понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

В более широком плане под должностными лицами понимаются граждане, занимающие определенные должности в органах государственной власти и управления либо в иной государственной и негосударственной организации, наделенный правом принимать правовые акты и обеспечивать их реализацию на практике. Правотворчеством должностных лиц является лишь деятельность по подготовке и принятию правовых актов. Их правоприменительная деятельность к правотворчеству никакого отношения не имеет.

Кроме того, в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2006г. № 165 – З «О борьбе с коррупцией» даны определения терминов «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к государственным должностным лицам». Так, к государственным должностным лицам относятся: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), относятся: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

Иностранные должностные лица - должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Правотворчество негосударственных образований. Правотворчеством занимаются также и негосударственные организации. Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона от 4 октября 1994г. № 3254 - XII «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен содержать не только обязательные положения, которые конкретизируются самим общественным объединением, но и может иметь и иные положения, касающиеся порядка их создания и деятельности и не противоречащие законодательству. Законом от 9 ноября 1999г. № 305 - З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» представителям этих объединений предоставляется право вносить субъектам права законодательной инициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи (ст. 6).

Нормативные правовые акты негосударственных образований распространяют свое действие на общественные отношения, возникшие в рамках конкретной организации, предприятия, учреждения, объединения. Эти акты именуются локальными нормативными правовыми актами.

Таким образом, принятые общественными объединениями решения имеют обязательную силу не только для членов этих объединений, но также они должны учитываться другими государственными органами при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью объединения.

Другим способом правотворчества негосударственных организаций является санкционирование норм этих организаций государством. В этом случае нормам, изданным негосударственными организациями, или обычаям государство придает общеобязательное значение, юридическую силу. Следует также иметь в виду, что компетентные органы государства в определенных случаях могут поручить негосударственным организациям принятие нормативно-правового акта. Принятым таким путем актам придается юридическое значение, и они не нуждаются в последующем утверждении.

Непосредственное правотворчество населения. Субъектом правотворчества может быть и народ. Граждане Республики Беларусь участвуют в правотворчестве посредством участия в референдуме. Референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На референдуме можно принять, изменить и дополнить не только Конституцию, но и любой закон, принять иное решение. Субъектом права правотворческой инициативы на проведение референдума также могут быть граждане. Порядок организации и проведения референдума регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. № 370 – З с последующими изменениями и дополнениями. Референдум является одним из эффективных видов правотворчества, так как позволяет непосредственно выявить мнение граждан по тому или иному вопросу и принять окончательное решение.

Правотворчество международных организаций. В современном мире активное участие в правотворческом процессе принимают международные организации. По юридической процедуре создания международные организации классифицируются на межправительственные (межгосударственные) и неправительственные. К международным организациям относятся: ООН, СНГ, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Совет Европы, Организация Североатлантического договора (НАТО) и др. Компетенция международных организаций в правотворчестве определяется учредительными документами данных организаций, решениями их высших органов, Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. В юридической литературе выделяют три вида правотворческой деятельности международных организаций: заключение международными организациями международных соглашений с другими субъектами международного права; принятие решений по основным вопросам, определяющим поведение стран-участниц по основным вопросам деятельности международной организации; принятие решений по внутриорганизационным вопросам, или создание внутреннего права. Решения международных организаций – договора, конвенции, пакты, резолюции, рекомендации и т.п. – могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер. Так, например, некоторые акты международных организаций системы ООН (решения Совета Безопасности, Международного Суда ООН и др.) имеют обязательный характер не только для их органов, но и для государств-членов. В странах Европейского Союза правовые акты в форме рекомендаций и заключений не являются нормативными правовыми актами, т.е. они не имеют обязательной юридической силы. Таким образом, правотворчество международных организаций содержит нормы морального, политического и юридического характера, которые формируют поведение участников международных отношений.

Правотворческая компетенция. В целях повышения качества правотворчества и соблюдения законности, каждый субъект правотворческой деятельности обязан принимать (издавать) только такого вида нормативные правовые акты, на которые он уполномочен законодательством. Правотворческая компетенция каждого субъекта определяется правом, т.е. Конституцией, законами, декретами, указами и другими нормативными правовыми актами. Каждый правотворческий орган может принимать (издавать) правовые акты только в пределах своей компетенции. Выход за пределы собственной правотворческой компетенции не допускается.

Компетенция высших органов государственной власти Беларуси закреплена в Конституции. Так, например, компетенция Президента закреплена в основном в ст. 84 Конституции, Палаты представителей – в ст. 97, Совета Республики – в ст. 98, Правительства – в ст. 107, а также в некоторых других статьях Конституции Беларуси. Правотворческая компетенция этих и других субъектов правотворчества может быть расширена действующим законодательством. Так, например, Закон «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. № 3602 – XII расширяет полномочия Президента, а Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» предоставляет полномочия Президенту в области решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь. Ряд других законов также расширяет правотворческую компетенцию Президента.

Информация о работе Правотворчество как форма государственной деятельности