Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Темой исследования моей контрольной работы стала тема о формах государственного устройства, так как именно эту тему я считаю наиболее актуальной. Что же понимается под термином «государственное устройство», на какие группы подразделяется государство, что относят к этим группам государства, а также о Российском государстве как о федерации – эти темы я постараюсь раскрыть в своей работе.

Содержание

Введение
Глава 1 Форма государственного устройства
П. 1.1. Понятие государственного устройства, его виды.
П. 1.2. Унитарное государство, его отличия.
П. 1.3. Сложные государства: понятие, виды.
П. 1.4. Федерация: понятие, виды, отличия.
П. 1.5. Конфедерация: понятие, ее возникновение.
Глава 2 Становление и развитие Российской Федерации
П. 2.1. Образование Российской федерации.
П. 2.2. Развитие Российской Федерации.
П. 2.3. Современная структура РФ и федеративные отношения.
Глава 3 Принципы российского федерализма
П. 3.1. Государственная целостность.
П. 3.2. Единство государственной власти и ее системы.
П. 3.3. Равноправие народов и субъектов РФ.
П. 3.4. Право народов Российской Федерации на самоопределение.
П. 3.5. Разграничение предметов ведения и полномочий.
П. 3.6. Верховенство федерального права.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по ТГП.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


Введение

 

     Государство и право – явления тесно связанные. Однако в России они не всегда изучались в рамках единой учебной дисциплины. Теория права разрабатывалась основательнее, нежели теория государства. Объясняется это тем, что теория права имеет глубокие исторические корни, отличается значительной степенью преемственности. Ее базовые категории и понятия, терминология и многие юридические процедуры сложились и были сформулированы еще древнеримской юриспруденцией.

     На сегодняшний день теория права сохраняет свою стройность и логическую последовательность, чего нельзя сказать о теории государства. Ломка прежних государственных структур, отсутствие четкой перспективы социально-экономического, политического и государственного развития привели к тому, что современная российская наука о государстве располагает разрозненным и нередко противоречивым материалом, не соединенным продуманной концепцией и размытым в предметных границах. Формы осуществления государственной власти, отношения между законодательной, исполнительной и судебной властями, пределы вмешательства (или невмешательства) государства в экономику, государственная охрана личности и ее собственности – это лишь некоторые вопросы, которые уже начинает решать теория государства.

     Итак, темой  исследования  моей контрольной работы стала тема о формах государственного устройства, так как именно эту тему я считаю наиболее актуальной. Что же понимается под термином «государственное устройство», на какие группы подразделяется государство, что относят к этим группам государства, а также о Российском государстве как о федерации – эти темы я постараюсь раскрыть в своей работе.

 

Глава 1

Форма государственного устройства

П. 1.1. Понятие государственного устройства, его виды.

     Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства его государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

     В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти ( вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

     Таким образом, форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

     В отличии от формы правления здесь организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства.

     Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли и т.п.). Во-вторых, каков правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько. По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

 

П. 1.2. Унитарное государство, его отличия.

     Простое (унитарное) государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.

     Унитарное государство характеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от любых сложных государств.

     1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся Франция, Турция и другие. В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и другие). В ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Наличие административных автономий в унитарных государствах порождает определенные трудности отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.

     2. Существование единой и единственной для  всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно-территориальных в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

     3. Наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно-территориальные образования не имеют своей собственной территории, не в праве принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправе принимать нормативно-правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

     Унитаризм сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к процессу развития государственности. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. На случайно большая часть современных государств являются унитарными.

     Тем не менее, истории и современности известны и целый ряд сложных государств. Дело в том, что на становление той или иной формы государственного устройства конкретного государства оказывают влияние национальные, исторические, политические, социальные, географические и иные факторы. И в целом ряде случаев их совокупное действие приводит к возникновению сложного государства.

П. 1.3. Сложные государства: понятие, виды.

                   Сложные государства – это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.

 

     К сложным государствам относят: империи, федерации и конфедерации.

     Империя (от лат. imperium – власть) представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого – царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.).

     Для империи характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. В настоящее время в мире в чистом виде империй не существует.

 

П. 1.4. Федерация: понятие, виды, отличия.

     Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающий юридически определенной политической самостоятельностью.

     Федерацию отличают следующие особенности.

     Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции и другие). Данные образования являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

     Во-вторых, в ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов – на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. В отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочий между центром и тем или иным субъектом Федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных субъекты равноправны, в асимметричных – нет. Россия относится к последней.

     В-третьих, территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов.

     В-четвертых, наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги.

     В-пятых, наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

     В-шестых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, так и их совокупность.

 

П. 1.5. Конфедерация: понятие, ее возникновение.

Конфедеративные образования.

     Конфедерация – союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).

     Конфедерация представляет собой достаточно сложное политико-правовое образование. Существуют три основные подхода к пониманию этого явления.

     Одни ученые считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких-либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются: Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Организация «исламский конгресс» (ОИК), Организация Североатлантического Договора (НАТО), Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Центрально-Американских Государств (ОЦАГ) и др.

     Другие рассматривают конфедерацию как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

     Третьи полагают, что конфедерация представляет собой особую разновидность формы государственного устройства, которая вместе с тем весьма существенно отличается от федерации. Данный подход представляется наиболее предпочтительным.

     Для того чтобы конфедерацию можно было рассматривать в качестве особой разновидности формы государственного устройства, она должна являться государством, самостоятельным субъектом международного права, т.е. непосредственно от имени конфедерации вступать в различные международно-правовые отношения. Если этого нет – нет и конфедерации, а имеет место то или иное объединение государств.

     Конфедерация возникает в процессе заключения договора (соглашения) между двумя или несколькими полностью суверенными государствами, создания на этой основе системы органов (конфедерации) и наделения их необходимой компетенцией для реализации целей, послуживших причиной образования данного государства. Так, в соответствии с Договором о Европейском Союзе, подписанным в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды), главами государств и правительств12 государств (сейчас в ЕС входят 16 государств) – членов Европейского Сообщества, который вступил в силу 1 ноября 1993 г., фактически создана конфедерация. В ЕС входят следующие органы: 1. Европейский Совет; 2. Европейский парламент; 3. Совет Европейского Союза; 4. Европейская комиссия; 5. Европейский Суд. При этом важно отметить, что суверенитет сохраняется за всеми членами конфедерации, каждый из них имеет право выхода из конфедерации и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории.

    Как свидетельствует история, существовавшие ранее конфедеративные образования являлись недолговечными: они либо распадались на самостоятельные государства, либо преобразовывались в федеративные государства. Так, конфедерацией были США в начальный период своего существования. Когда-то Канада была конфедерацией англо-канадцев и франко-канадцев. Теперь Канада – это федерация из 10 провинций и 2 территорий и т.д. До настоящего времени формально (по Конституции) продолжает оставаться конфедерацией Швейцария. Хотя по целому ряду признаков она уже давно преобразовалась в федерацию. Содружество независимых государств (СНГ) вряд ли оправданно на сегодняшний день относить к конфедерации, поскольку данное объединение не соответствует основным признакам рассматриваемой разновидности формы государственного устройства.

 

Глава 2

Становление и развитие Российской Федерации

Информация о работе Формы государственного устройства