Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. [5, с.67]
Форма государственного устройства показывает части внутренней
структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения,
отношения между центром и местными органами власти.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.2
Форма государственного устройства как один из элементов формы государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.4
Характеристика унитарных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
Характеристика федеративных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.10
Характеристика конфедераций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.21

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.docx

— 86.09 Кб (Скачать)
 

Оглавление:

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.2

  1. Форма государственного устройства как один из элементов формы государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.4
  2. Характеристика унитарных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
  3. Характеристика федеративных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.10
  4. Характеристика конфедераций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.15

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19

    Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     В данной работе я ознакомлюсь с  формами государственного устройства и их подробными характеристиками. Но прежде чем приступить непосредственно к цели курсовой работы(выявить основные характеристики форм государственного устройства), следует сделать небольшое вступление:

     В современном мире насчитывается  около 200 государств. Каждое

государство имеет свою исторически обусловленную  внутреннюю структуру. Однако все разнообразие территориального, правового устройства государства можно систематизировать и классифицировать. В связи с этим важно знать, что представляют собой основные формы государственного устройства.

Для начала дадим определение основным понятиям, с которыми будем работать:

По-моему  мнению, основополагающим определением, без которого не имело бы смысла рассматривать данную тему, является государство.

Существует  множество определений относящихся к данному понятию. Приведем некоторые из них:

  1. Государство - особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.[5, с.53-55]
  2. Государство - это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство. [6, с.92]
  3. Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. [11, с.1255]

     Государственное устройство – это внутренняя территориальная структура государства, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между государством в целом и отдельными его частями, в частности между центральными и местными органами власти.

     Также, прежде всего, следует обратить внимание на многообразие понятия «устройство государства» в теории государства.

     Говорится об устройстве государства как форме  государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном. [5, с.63]

     Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. [5, с.67]

Форма государственного устройства показывает части внутренней

структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения,

отношения между центром и местными органами власти.

         В данной работе я рассмотрю 3 основные формы государственного устройства:

  1. Унитарное государство
  2. Федеративное государство
  3. Конфедеративное государство

     А также постараюсь дать как  можно более подробную характеристику. 
 
 
 
 
 

  1. Форма государственного устройства как один из элементов  формы государства

    Для начала вернемся к определению:

      Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями.[8, с.75]

      Форма государственного устройства закреплена в конституциях в первых главах, большинство конституций регулирует принципы территориальной организации государства, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на ее целостность.

« Статья 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое  социальное правовое государство.

Республика  Беларусь обладает верховенством и  полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика  Беларусь защищает свою независимость  и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.»[6, с.7]

      Форма государственного устройства зависит от исторических, экономических, социальных и национальных условий каждой конкретной страны, а также от сложившейся традиции. В конституциях могут закрепляться принципы соотношения центральной и региональной властей, компетенции различных частей государства, соотношение их полномочий, порядок рассмотрения спорных вопросов. В некоторых конституциях нет прямого обозначения формы государственного устройства, но из их содержания становится ясно к какой из форм можно отнести данную страну.

Существуют  две основные разновидности форм государственного устройства: простые и сложные. К простым формам относятся унитарные, к

сложным – федерации и империи. Кроме  того, в теории государства и права

традиционно определенное место отводится рассмотрению различных видов

объединений государств: конфедерации, содружеству, сообществу и т.д.

    Для систематизации вышесказанного приведем таблицу:[8, c.76]

    Таблица 1.Формы государственного устройства

      Формы государственного устройства

     

     
     
     

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государств. Свидетельством тому может служить конституция, в которой форма государственного устройства закреплена в первых ее главах. 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  унитарных государств

     Прежде  всего, дадим определение:

     Унитарное государство - это простое по строению государство,

подразделяющееся  на административно-территориальные  единицы. Данная форма государства  характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Их компетенция (территориальная, функциональная, предметная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Вместе с тем эта компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе.[4, c.43]

     Все административно-территориальные  единицы имеют  одинаковый юридический  статус и равное положение  по отношению к  центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако, в области хозяйственной, социально-культурной  их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществить управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

     Население унитарного государства  имеет единую государственную  принадлежность, единое гражданство. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут быть.

     Для унитарного государства  характерна единая система  права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всех территории страны и без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

     В унитарном  государстве  действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими  для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы представляют собой звенья единой централизованной системы.

     В унитарном государстве  используется одноканальная  система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы для непосредственного удовлетворения социальных и иных нужд. [5, c.36]

     Таким образом, в унитарном государстве  осуществляется централизация всего государственного аппарата его деятельности и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

     С точки зрения территориальной организации  государственной власти, а также  характера взаимоотношений центральных  и местных органов

государственной власти все унитарные государства  можно разделить на два

вида:

     1. Централизованные унитарные государства.

Отличаются  отсутствием автономных образований, то есть все

административно-территориальные  единицы имеют одинаковый правовой

статус. Чаще всего это государства с  ярко выраженными авторитарными

политическими режимами, например ряд стран Тропической  Африки, где

значительная  роль в осуществлении власти на местах принадлежит

родоплеменным вождям. [8, c.65]

     Другими примерами централизованных государств – Норвегия, Швеция, Румыния, Дания и т.п.

     2. Децентрализованные унитарные государства.

В составе  таких унитарных государств имеются  автономные образования,

правовой  статус которых отличается от правового  статуса других

административно-территориальных  единиц. Примерами таких государств являются: Королевство Испания, Франция и т.д.[2, c.5]

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.

 Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).

В политической автономии ее органы имеют право  издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным  в конституции либо иных законах  государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальных характер.  Представители определенной национальности этих автономий создают  свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта, культуры.

Информация о работе Формы государственного устройства