Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Темой исследования моей контрольной работы стала тема о формах государственного устройства, так как именно эту тему я считаю наиболее актуальной. Что же понимается под термином «государственное устройство», на какие группы подразделяется государство, что относят к этим группам государства, а также о Российском государстве как о федерации – эти темы я постараюсь раскрыть в своей работе.

Содержание

Введение
Глава 1 Форма государственного устройства
П. 1.1. Понятие государственного устройства, его виды.
П. 1.2. Унитарное государство, его отличия.
П. 1.3. Сложные государства: понятие, виды.
П. 1.4. Федерация: понятие, виды, отличия.
П. 1.5. Конфедерация: понятие, ее возникновение.
Глава 2 Становление и развитие Российской Федерации
П. 2.1. Образование Российской федерации.
П. 2.2. Развитие Российской Федерации.
П. 2.3. Современная структура РФ и федеративные отношения.
Глава 3 Принципы российского федерализма
П. 3.1. Государственная целостность.
П. 3.2. Единство государственной власти и ее системы.
П. 3.3. Равноправие народов и субъектов РФ.
П. 3.4. Право народов Российской Федерации на самоопределение.
П. 3.5. Разграничение предметов ведения и полномочий.
П. 3.6. Верховенство федерального права.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по ТГП.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Термин «народ» в российском конституционном праве не имеет узкого этнического содержания: это и этническая, и социальная, и политическая, и территориальная общность.

     Равноправие народов, образовавших субъекты РФ, выражается в том, что все они имеют основные законы (конституции, уставы), принятые самими субъектами и определяющие основы их жизни в соответствии с Конституцией РФ, создают органы гос. власти и управления, имеют право законодательства. Равноправие субъектов выражается в общем для них определении предметов ведения. Согласно п. 4 ст. 5 Конституции РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти все субъекты РФ между собой равноправны. На деле, однако, полного равноправия не существует. Сама Конституция РФ устанавливает по существу разные ранги субъектов, называя одни из них государствами, предоставляя им право иметь свою конституцию и свой государственный язык, тогда как другие этого лишены. Неравноправие субъектов связано с договорами между Федерацией и ее субъектами, вводящими неодинаковое перераспределение полномочий.

 

 

П. 3.4. Право народов Российской Федерации на самоопределение.

     Все народы РФ имеют право на самоопределение, т.е. на самостоятельное определение способов организации экономических, социальных, политических и духовных начал своей жизни. Все народы сохраняют за собой право изменить форму своей политической организации, но в рамках Российской Федерации, т.е. не имеют право выхода из нее. Они могут избрать лишь иную территориально-государственную форму. Оставаясь в составе Федерации, они не вправе изменять экономический строй (например, запретить частную собственность), социальную систему (провозглашать какой-либо социальный слой передовым или ведущим), политический строй (ввести монархию), основы духовной жизни (провозгласить обязательную идеологию). Провозглашение одностороннего выхода из состава Федерации, установление иного общественного и государственного порядка антиконституционно.

 

П. 3.5. Разграничение предметов ведения и полномочий.

     Поскольку в федерациях действуют две государственные власти, существуют разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Обычно такое разграничение связано прежде всего с законодательной сферой. Разграничение предметов ведения и полномочий в федерациях осуществляется неодинаково: в Германии – иначе, чем в Индии, а в Эфиопии – не так, как в них.

     В России принят способ, основанный на идеях кооперативного федерализма. Он связан с отказом от дуалистического подхода и введением особой сферы совместной компетенции. Ст. 71 Конституции РФ устанавливает предметы ведения Федерации, ст. 72 – предметы совместного ведения, а остальные полномочия, не названные в ст.71 и 72, передаются в ведение субъектов РФ. Последние не могут вмешиваться в сферу ведения Федерации и должны исполнять законы, которые она принимает в этой сфере. В сфере совместной компетенции федеральный закон имеет верховенство: субъект РФ может регулировать вопросы, относящиеся к этой сфере, только если нет федерального закона. При издании последнего закон субъекта РФ теряет силу. В области ведения субъектов РФ закон субъекта РФ имеет верховенство. По общему правилу Федерация не вправе регулировать эту сферу отношений. Федерация вправе вмешиваться в сферу исключительного ведения субъектов РФ в условиях чрезвычайного и военного положения, а также если законодательство субъекта нарушает федеральный закон, соответствующий Конституции РФ.

П. 3.6. Верховенство федерального права.

     Часть 2 ст. 4 Конституции РФ устанавливает, что федеральная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Законы 2000 г. предусматривают механизм для приведения правовых актов субъектов РФ и актов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством, а также ответственность за издание нормативных правовых актов, противоречащих федеральной Конституции и федеральным законам.

     Для применения ответственности по отношению к представительному органу субъекта РФ, представительному органу муниципального образования, главе администрации субъекта РФ и главе администрации муниципального образования необходимо решение суда, который устанавливает факт противоречивости, причинения вредных последствий и объявляет акт недействующим. Если решение суда относится к акту законодательного органа субъекта РФ и тот в течение шести месяцев или иного установленного судом срока не отменяет этот факт, не принимает иных мер, предусмотренных решением суда, используются полномочия Президента РФ, предусмотренные Законом от 29 июля 2000 г. Президент выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ, принявшему акт, противоречащий федеральному закону. Такое предупреждение может быть вынесено не позднее чем в течение года со дня решения суда. Если в течение трех месяцев со дня предупреждения законодательный орган субъекта РФ не принял мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа субъекта РФ. Вопрос о роспуске решает парламент РФ.

     Закон от 29 июля 2000 г. предусматривает ответственность должностных лиц субъектов РФ за принятие правовых актов и совершение действий, противоречащих Конституции РФ. В данном случае необходимо решение суда, устанавливающее срок для отмены или исправления акта, или указ Президента РФ о приостановлении действия нормативного акта высшего должностного лица субъекта РФ. Если высшее должностное лицо в течение двух месяцев уклоняется от исполнения решения суда, Президент РФ выносит предупреждение. Если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо не приняло мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ от должности. Президент РФ вправе временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей. Если Президент РФ временно отстраняет высшее должностное лицо субъекта РФ, его обязанности в этот период исполняет лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ. В случае отрешения от должности субъекта РФ Президент РФ может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до проведения выборов и вступления в должность избранного высшего должностного лица.

 

Заключение.

      Результатом моей работы явилось исследование форм осуществления государственной власти, отношений между законодательной, судебной и исполнительной властями. Были определены пределы вмешательства либо невмешательства государства в экономику. Подчеркнута роль государственной охраны личности и ее собственности. Определена главная задача данной  работы в раскрытии форм государственного устройства, раскрытии понятия государственного устройства. Четко дано определение групп, на которые подразделяются государства: конфедерации, федерации, империи, даны понятия возникновения групп государства.  Был освещен состав Европейского сообщества (ЕС), где определены права членов ЕС, а также условия выхода из ЕС.

     В моей работе было раскрыто основное понятие Российского государства как федерации. Рассмотрены преобразования государств на примере Канады, США, Швейцарии.

 

      

    

 

Список литературы.

1. Комментарий к Конституции РФ/ Под общ. ред. Э.П. Григониса. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.

2. Теория государства и права: учебник, под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2004. – 592 с.

3. В.Е. Чиркин. Конституционное право России: учебник . – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 447 с.

4. Юридический энциклопедический словарь: гл. ред. А.Я.Сухарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1984 – 415 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4



Информация о работе Формы государственного устройства