Принципы гражданского процессуального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – исследовать принципы гражданского процессуального права.
Исходя из поставленной цели, следуют задачи:
- проанализировать теоретические основы принципов гражданского процесса: понятие и значение, систему и состав, классификацию;
- рассмотреть содержание принципов гражданского процесса, в частности: организационные принципы гражданского процесса и функциональные принципы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА…………………………5
1.2 Система и состав принципов гражданского процессуального права………………….7
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА…………………………9
Состав, сущность и содержание организационных принципов гражданского процессуального права………………12
Состав, сущность и содержание функциональных принципов гражданского процессуального права……………23
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

1. Принцип неприкосновенности  частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).

2. Принцип защиты  прав и свобод всеми способами,  не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).

3. Принцип гарантированности  судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип доступности  квалифицированной юридической  помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).

5. Принцип недопущения  использования доказательств, полученных  с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

Отраслевые  принципы гражданского процессуального  права, нашедшие отражение в ГПК  РФ:

1. Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел (ст. 7 ГПК РФ).

2. Принцип применения  аналогии закона и аналогии  права (ч. 4 ст. 1; ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

3. Принцип обязательности  судебных постановлений (ст. 13 ГПК  РФ).

4. Принцип процессуального равенства сторон (ст. 12 ГПК РФ).

Треушников  М.К. в теории процессуальных отраслей права (гражданского, арбитражного) классифицирует принципы по объекту (основанию) правового регулирования.4

По этому признаку (основанию) весь состав принципов гражданского процессуального права делится на две большие группы: принципы организационно-функциональные, т. е. определяющие устройство судов и процесс одновременно, и принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса.

К организационно-функциональным принципам правосудия по гражданским делам относятся: осуществление правосудия только судом; коллегиальность и единоличность при рассмотрении гражданских дел; независимость судей и подчинение их только закону; равенство граждан и организаций перед законом и судом; принцип гласности; государственный язык судопроизводства; доступность судебной защиты.

К функциональным принципам правосудия по гражданским делам относятся: принцип законности; принцип диспозитивности; состязательности; процессуального равноправия сторон; устности; непосредственности; непрерывности.

Эти две группы принципов  находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот же принцип  выступает и как организационно-функциональный, и как функциональный. Поэтому верным является утверждение, что нет принципов только организационных или только функциональных. Деление принципов на две группы до некоторой степени условно.

 

 

    1.  Состав, сущность и содержание организационных принципов

 гражданского процессуального права

гражданский процессуальный право принцип

1) Осуществление правосудия по гражданским делам только судом

Принцип осуществления правосудия по гражданским делам только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 5 ГПК РФ) имеет межотраслевое значение, относится к судоустройственным и процессуальным принципам. Принцип осуществления правосудия только судом раскрыт в Конституции РФ, и его содержание определяется двумя основополагающими положениями.

Во-первых, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 1, 2 ст. 118 Конституции РФ)5.

Во-вторых, Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ// СЗ РФ.-1997.- № 1.- ст.1).6

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом, а именно:

1) федеральными судами, к которым отнесены:

- Конституционный  Суд РФ;

- система федеральных  судов общей юрисдикции (Верховный  Суд РФ, Верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);

- система федеральных  арбитражных судов (Высший Арбитражный  Суд РФ, федеральные

арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов  РФ);

2) судами субъектов  РФ - это:

- конституционные  (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи,  являющиеся судьями общей юрисдикции  субъектов РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

- установления  судебной системы РФ Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом;

- соблюдения  всеми федеральными судами и  мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения  всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов,

общепризнанных  принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

- признания  обязательности исполнения на  всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного  закрепления единства статуса  судей;

- финансирования  федеральных судов и мировых  судей из федерального бюджета.

Сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских  дел в судах

Рассматриваемый принцип обращен к судебному  составу, который правомочен рассматривать гражданские дела по любой инстанции.

В соответствии со ст. 6 ГПК РФ гражданские дела в  суде первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или коллегиально, если это предусмотрено федеральным законом. Надо отметить, что новый ГПК РФ пошел по пути расширения единоличного порядка рассмотрения дел, ограничив случаи коллегиального разбирательства делами, указанными в федеральном законодательстве.

В случае единоличного рассмотрения дела и единоличного совершения процессуальных действий судья действует от имени суда.

При апелляционном  производстве судья районного суда рассматривает дела по жалобам на судебные постановления мировых  судей единолично (ч. 3 ст. 7 ГПК РФ). При кассационном и надзорном производстве пересмотр дел осуществляется коллегиально.

Независимость судей и подчинение их только Конституции  РФ и федеральному закону

Данный конституционный  принцип (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК РФ) относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам. Принцип объединяет два взаимосвязанных положения, а именно:

1) независимость  судей;

2) подчинение  их только Конституции РФ и  федеральному закону.

Судьи рассматривают  и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК РФ).

При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле в порядке ст. 46 ГПК РФ, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.

Судьи независимы от вышестоящих судебных инстанций. Несмотря на то, что апелляционная, кассационная, надзорная инстанции  обладают контрольными полномочиями относительно судебных актов, эти полномочия не нарушают принцип независимости судей. Например, ГПК РФ, устанавливая обязательность указаний кассационной инстанции, вводит ряд существенных ограничений. Суды кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 369 ГПК РФ).

Судьи независимы от государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан. Помимо провозглашения подобной независимости важно создание реальных гарантий, обеспечивающих подлинность независимости. Существенная роль отводится экономическим, политическим, правовым гарантиям. Так, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» введены существенные гарантии, призванные обеспечить независимость судей. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления против правосудия.

Подчинение судей только Конституции и федеральному закону составляет вторую и неотъемлемую половину рассматриваемого принципа. В этом также проявляется независимость судей. Суд, рассматривая дело, при установлении несоответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). ГПК РФ детализировал это положение: «Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу» (ч.2 ст.11 ГПК РФ).

При раскрытии  понятия принципа независимости  судей и подчинения их только федеральному закону принято выделять экономические, политические и правовые (организационно-правовые и процессуально-правовые) гарантии.

Экономические гарантии охватывают предоставление судье  за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Отдельная статья Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» раскрывает содержание материального обеспечения судей (ст. 19).

Политические  гарантии независимости судей связаны  с тем, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 194 ГПК  решение выносится судом в  совещательной комнате. Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей  юрисдикции общепризнанных принципов  и норм международного права и  международных договоров Российской Федерации».7

2) Равенство всех перед законом и судом

Этот принцип одновременно может быть рассмотрен как неотъемлемая часть правового статуса гражданина. Применительно к гражданскому судопроизводству, помимо равенства граждан перед законом и судом, следует говорить и о равенстве организаций, которые также принимают участие в судебном разбирательстве.

Согласно ст. 19 Конституции  РФ «все равны перед законом и  судом... Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 6 ГПК РФ также закрепляет рассматриваемый принцип, провозглашая следующее: «Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств».

Рассматриваемый принцип  состоит из двух взаимосвязанных  частей, а именно: равенство всех перед законом и равенство  всех перед судом.

Равенство всех перед судом проявляется в следующем:

Во-первых, правосудие осуществляется единой судебной системой. В России отсутствуют сословные суды, предназначенные  для рассмотрения дел отдельных субъектов.

Во-вторых, суды рассматривают  и разрешают гражданские дела, руководствуясь единой процессуальной формой.

В-третьих, лица, обладающие определенным процессуальным статусом, наделены равными правами и несут  равные обязанности. Например, стороны  равны, им принадлежат равные права, гарантированные государством. Свидетели обладают равными друг с другом правами и несут общие обязанности и проч.

Равенство всех перед законом  проявляется в единстве права, которое  применяется одинаково ко всем субъектам  гражданских процессуальных правоотношений.

Информация о работе Принципы гражданского процессуального права