Принципы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности принципов права, их системы и значения.
Каковы задачи моего исследования? Конечно же, в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают цели, назначение и принципы права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Цель и ценность права…………………………..…..…………………..5
§1. Цель права……………………………………………………………5
§2. Ценность права………………………………………………………6
Глава II. Сущность и назначение права………………………………………..11
§1.Определение права…………………………………………...…..…11
§2. Признаки права……………………………………………………..18
Глава III. Принципы права…………………………………………………..….22
§1. Определение принципов права……………………………………22
§2. Виды принципов права………………………………………….....23

Заключение…………………………………………………………..…………..28
Список использованных нормативных актов, специальной литературы и ма­териалов судебной практики…………………………………….…………...…30

Работа содержит 1 файл

Цель, назначениеи принципы права.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

2. Право – это не простая система норм,  а  система  норм,  установленных или санкционированных  государством.  В  мире  существует  множество  систем различных социальных норм.  Но  только  система  правовых  норм  исходит  от государства.   Все   остальные   создаются    и    развиваются    различными негосударственными  –  общественными,  партийными   и   иными   органами   и организациями.

      Создавая нормы права,  государство  действует  непосредственно,  через свои, уполномоченные на то органы, или же  путем  передачи  отдельных  своих полномочий    на     издание     некоторых     нормативно-правовых     актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят  о “санкционировании”,  т.е.  дачи  разрешения  государством  на  осуществление ограниченной   правотворческой   деятельности    этими    негосударственными институтами.

Означает ли факт издания  или  санкционирования  государством  системы норм  их  полную  зависимость  от  государства  и  подчинение   государству?

Является  ли  право  лишь  средством  в  руках  государства,  одним  из  его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему  как  один  из относительно самостоятельных институтов?

В  отечественной  и  зарубежной  юридической  литературе  имеется  три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся  друг  от друга суждения.

      Суть первого из них состоит  в  том,  как  верно  подмечает  известный российский правовед Г. Шершеневич, что нормы  права  рассматриваются  в  виде “требований государства”. Государство при этом, “являясь  источником  права, очевидно, не может быть само  обусловлено  правом.   Государственная  власть оказывается над правом, а  не  под  правом”.   Государство  в  свете  такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное.

   Смысл второй, противоположной точки  зрения  заключается  в  том,  что само государство и государственная власть должны носить  правовой  характер.

В  основе  государственной власти  должен  лежать  “не  факт, а право”.

Государство, хотя он и издаст  правовые  акты,  “не  может  быть  источником права”, “потому что оно само вытекает из права”. Над государством  находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец,  третий  подход  к  определению  характера   взаимоотношений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять  внимание на данном  вопросе.  Спор  о  том,  что  логически  предшествует  другому  - государство или право, – пишет с связи с этим  венгерский  государствовед  и правовед И.Сабо, “столь же бесплоден как  и  спор о том,  что  исторически  появилось раньше – государство  или  право”.  С  его  точки  зрения,  тезис, согласно  которому  “право  –  это  просто  лишь   государственный   приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение”, как и суждение о  том, что государство является “слугой права” .

§2. Признаки права.

Наличие множества определений права следует рассматривать само по  себе как явление положительное, т. к. он  позволяет  взглянуть  на  право  сквозь призму веков, увидеть право не только в статике, но и в динамике.

    Однако в таком  множестве  есть  и  свои  недостатки.  Главный  из  них заключается  в  трудностях,  порождаемых  различиями,  отсутствием  единого, целенаправленного   процесса   познания   права    и    его    практического использования.

   Существует несколько путей преодоления негативных    сторон множественности определений понятия права. Один из таких  путей  заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время  частных  определений выработать пригодное  “на  все  времена”  и  “на  все  случаи  жизни”  общее определение понятия права, т.  е.  необходимо  выделить  и  рассмотреть  его наиболее важные  признаки  и  черты.  В  первую  очередь  речь  идёт  о  тех признаках, которые  позволяют  выделить  права  как  регулятор  общественных отношений среди других, неправовых регулятивных средств.

Анализируя многочисленные  представления  о  праве,  можно  указать  на следующие его важнейшие особенности и черты.

1. Право - это система норм или правил поведения.

Как  и  любая  другая  система  она  складывается  из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих  друг  с  другом  элементов.

Возникающие между её отдельными структурными связи  должны  быть  направлены на достижение единых целей.

В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так  и  субъективные  факторы.  В  числе  объективных  факторов   выделяются экономические, политические,  социальные,  идеологические  и  иные  условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в  той  или иной стране. Как отдельные нормы, так и их  система  в  целом  не  создаются стихийно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц,  они  отражают объективные потребности общества и государства.

Процесс  создания  и   функционирования   системы   норм   предполагает существование наряду с объективными факторами и субъективных факторов.  Речь идёт о разработке и осуществлении в той или иной стране научно  обоснованной правовой политики, подготовке и  реализации  планов  законодательных  работ, активного участия юристов в процессе правотворчества, право  применения,  в правоохранительной деятельности государственных органов.

2.  Право  -  система  норм,  установленных  или  санкционированных   государством.

В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система  правовых  норм  исходит  от  государства.  Создавая  нормы   права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

Означает ли факт санкционирования государством системы норм  их  полную зависимость  от  государства  и  подчинение  государству?   Существует   два различных мнения на этот счет.

Суть первого из них состоит в том, что нормы  права  рассматриваются  в виде “требований государства”. Государство  при  этом,  “являясь  источником права, очевидно, не может быть обусловлено  правом.  Государственная  власть оказывается над правом, а не  под  правом”  (Шершеневич  Г.Ф.  Общая  теория права. М., 1910г. С.300). Таким  образом,  государство  рассматривается  как явление первичное, а право - вторичное.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что  само государство и государственная власть  должны  носить  правовой  характер.  В основе государственной власти должен лежать не факт, а  право.  Государство, хотя оно и издаёт правовые акты, не может быть источником права, потому  что оно  само  вытекает  из  права.  Над  государством  находится  право,  а  не наоборот, оно его сдерживает и ограничивает.

3.  Право всегда выражает государственную волю.

Мировой опыт  существования  и  функционирования  государства  и  права говорит о том, что в праве выражается прежде всего воля властвующих.  Вместе с тем неопровержимым фактом является и  то,  что  она,  опасаясь  социальных взрывов и утраты своего  привилегированного  положения,  зачастую  вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4.Право  - это  система  норм  или  правил  поведения,  имеющих   общеобязательный характер.

Общеобязательность  означает  непременность  выполнения  всеми  членами общества требований, содержащихся в нормах права.  Она  возникает  вместе  с нормой права, вместе с  нею  развивается  и  одновременно  с  отменой  акта, содержащего нормы права, прекращается.

Общеобязательность  распространяется  не  только  на  рядовых  граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но  и  на само государство. Цивилизованное,  правовое  государство,  если  оно  не  на словах, а на деле является таковым, непременно самоограничивает само себя  и все свои органы общеобязательностью требований норм  права,  организует  всю свою деятельность строго в рамках требований закона  и  следует  им  до  тех пор, пока они вместе с содержащими их нормами  в  установленном  порядке  не будут изменены или отменены.

5.  Право охраняется и  обеспечивается  государством,  а  в  случае нарушения требований, содержащихся в нормах  права,  применяется государственное принуждение.

Государство не может безразлично относится к актам, издаваемым  им  или санкционируемым, оно прилагает огромные усилия для их  реализации,  охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним  из  широко  используемых  методов  при этом является государственное принуждение: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются “всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для  поддержания  правопорядка, в том числе репрессивные  меры,  например,  заключение  в  тюрьму,  смертная казнь и т. п.”

При  психологическом  принуждении   на   первом   плане   стоит   страх “подвергнуться  тем  мерам,   которые   предусмотрены   правом   на   случай неповиновения”. Именно страх “психически принуждает  граждан  сообразовывать своё поведение с требованиями права.

 

Глава III. Принципы права.

§1. Определение принципов права.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую .природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах)  - в конституциях, преамбулах законов, кодексах - или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

Принципы права объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права. Это значит, что каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер принципов той или иной правовой системы нельзя определять в отрыве от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества.

§2. Виды принципов права.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы.

Общие принципы - это основные начала, которые определяю наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

К числу общих принципов права относятся:

1) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии дня свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, подчеркивается в Декларации прав и свобод человека, обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

2) Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания).

3) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

4) Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Информация о работе Принципы права