РФ - светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов касающихся взаимоотношениям церкви и государства.
Задачами курсовой работы является изучение нормативно-правовой базы, касающиеся взаимоотношений церкви и государства, а так же рассмотрение таких вопросов как: конституционные основы совести в РФ, конституционные статусы религиозных объединений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Церковь в политической системе общества 5
1.2. Понятие светского государства 8
II. РОССИЯ - СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО 13
2.1. Конституционные основы свободы совести в РФ 13
2.2. Конституционный статус религиозных объединений 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Конституционное право курсовая 1 курс.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

Следует отметить укрепление положения церкви в России. О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), да и других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны (взять, хотя бы, активно дебатировавшийся зимой 2001 года вопрос об упротиводействии некоторых представителей духовенства введению общероссийской системы налогового учета; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.

 

II. РОССИЯ - СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

2.1. Конституционные основы свободы совести в РФ

 

Современное законодательство по правам человека в целом и о  свободе совести и свободе  вероисповедания граждан в частности  представляет собой многоуровневую систему правовых актов, в состав которой входят Конституция РФ, международные акты, федеральные законы, подзаконные нормативные акты. Основным законом Российского государства, как известно, является Конституция, принятая в 1993 г. на референдуме. Перед тем как рассматривать базовые нормы, регулирующие соблюдение свободы совести, хотелось бы обратить внимание на два важных момента. Во-первых, в Конституции РФ есть положение, которое объявляет принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право вой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15).

Это открывает возможность  прямого действия и применения норм международного права органами государственной  власти и местного самоуправления, должностными лицами. Так как «В Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17), граждане России «вправе  в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты» (п. 3 ст. 46), Т.е. могут в установленном порядке  обращаться в Европейский Суд  по правам человека.

Во-вторых, пункт 1 ст. 15. гласит: «Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации».

Статья 28 Конституции РФ объясняет смысл права свободы  совести. Каждому гражданину РФ «гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними». Права и свободы, предусмотренные  в этой статье, не подлежат ограничению  даже в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ст. 56). В продолжение этого  положения ст. 29 каждому гарантирует  свободу мысли и слова. Каждый имеет право на объединение, и  государством гарантируется свобода  деятельности общественных объединений (п. 1 ст. 30).

Свобода вероисповедания  гражданами реализовывается не только в свободе выбора религии, но и  в праве создавать религиозные  организации. Среди норм Конституции  Российской Федерации 1993 г., регулирующих правовое положение религиозных  организаций, можно выделить, прежде всего, п. 5 ст. 13, ст. 14; п. 2 ст. 19, ст. 28, 29, 31 и ряд других. Конституция РФ утверждает базовые положения современной российской государственности, особенно для религиозных организаций. Согласно ей «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п.1 ст. 14). Пункт 2 этой же статьи фиксирует, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Эти два положения для многоконфессионального государства и религиозных организаций носят принципиальный характер, так как они задают правовые параметры государственно-конфессиональных отношений.

Религиозные организации  в своей деятельности должны исходить из того, что по Конституции Российской Федерации «осуществление прав и  свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (п. 3.ст.17). Кроме того, современное государство «гарантирует равенство прав и свобод» независимо «от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». Эта же статья запрещает «любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (п. 2 ст.19).

По действующей Конституции  также запрещается создание и  «деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ  конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и  религиозной розни» (п. 5 ст. 13). Ст.9 не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и  вражду. В России запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2 ст.29).

Кроме Конституции государственно-конфессиональные отношения регулируются целым рядом  других правовых актов. 26 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В современной России он является основным нормативным актом в регулировании религиозных вопросов.

Со времени принятия в 1997 г. в этот Закон были внесены  поправки в 2000 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2006 г. При таком количестве поправки, по мнению В.С. Слабожниковой, не затрагивали базовых, принципиальных основ обеспечения права граждан России на свободу совести и вероисповедания. Это положение специально оговорено в тексте Закона 1997 г.: «Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон» (п. 2 ст. 2).

Следует проанализировать текст  закона «О свободе совести и о  религиозных объединениях» с  изменениями на 6 июля 2006 г. Преамбула  Закона не менялась со времени принятия. В ней подчеркивается преемственность данного Закона и действующей Конституции РФ и выказывается уважение государства к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, которые «составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Цель закона - «содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания». Признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Это положение после принятия Закона стало предметом дискуссии, которая продолжается и до сих  пор. Оно никого не удовлетворило. Русскую  Православную Церковь - своей краткостью, скромностью и неопределенностью  оценки роли православной церкви в  истории России. Кроме того, ничего не сказано о вкладе православия  в формирование российской государственности. Другие же конфессии не устроило наличие  такого положения в преамбуле. Оно  расценено как отступление от принципа равенства религий в  России. Ключевым положением Закона стало юридическое закрепление, и регламентация обеспечения права на свободу совести и вероисповедания. Это право трактуется, как «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Оно распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 1 ст. 3). Это право может быть ограничено только Федеральным законом в случае необходимости «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 2 ст. 3).

Статья 3 Закона фиксирует  равенство российских граждан во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения  к религии и религиозной принадлежности. Поправки 2002 и 2006 гг. затронули п. 4 ст. 3, в частности, положения, относящиеся  к военной службе в рамках реализации права на свободу вероисповедания.

В 2002 г. была установлена отсрочка от призыва на военную службу священнослужителей. Она предоставлялась по просьбам религиозных организаций священнослужителям, получившим в установленном порядке духовный сан (звание) и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности. Специально оговаривалось условие, при котором «религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях иными лицами, - на время исполнения обязанности священнослужителя».

Соответствующее положение  было внесено в текст Закона «О свободе совести и о религиозных  объединениях» поправками 2002 г. Священнослужителям могла быть предоставлена по просьбам религиозных организаций отсрочка от призыва на военную службу и  освобождение от военных сборов, но только в мирное время.

Вторая поправка этого  года касалась не только священнослужителей, а всех верующих граждан: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию  противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». В соответствии со ст. 1 Федерального закона 2002 г. N2 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» подобная гражданская служба рассматривалась как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

В июле 2006 г. было серьезно отредактировано  положение об отсрочке. Из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о  религиозных объединениях» были исключены слова: «По просьбам религиозных  организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в  соответствии законодательством Российской Федерации о воинской обязанности  и военной службе в мирное время  может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и  освобождение от военных сборов».

В последней редакции эта  категория российских граждан пользуется льготами на общих основаниях: «Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную  лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

Таким образом, поправки 2006 г. лишают священнослужителей льгот  по военной службе. Сохранилось общее  для всех граждан России право  на альтернативную службу. С 1 июля российский гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет  право на замену ее альтернативной гражданской службой (п. 4 ст. 3).

Поправки 2006 г. свидетельствуют  о тенденции уравнивания в  правах священнослужителей и остальных  граждан России. Но все-таки остается сфера, которая сохраняет особое положение священнослужителей. Закон  защищает тайну исповеди (п. 7 ст. 3). В  соответствии с этим положением «священнослужитель не может быть привлечен к ответственности  за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». 4Уголовно-процессуальный кодекс РФ запрещает «допрос в качестве свидетеле об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди» (ст. 56).

Принципиальным в обеспечении  свободы совести является защита граждан от насилия и принуждения. В рамках гарантии на свободу совести закон защищает граждан от принуждения при определении отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3). Запрещается и преследуется в соответствии с Федеральным законом «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий» (п. 6 ст. 3).

Закон особо оговаривает  запрет на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства  граждан, например, вблизи объектов религиозного почитания. Нарушение этих положений предусматривает уголовную и административную ответственность. Так в Кодексе РФ об административных правонарушениях (п. 26 ст. 5) предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, а также за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. А ст. 148 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов.

Информация о работе РФ - светское государство