Содержание
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
 
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5
 
 
 
2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ 
СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 
8
 
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 
КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13
 
 
 
4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И  МУНИЦИПАЛЬНЫХ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
 
5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: 
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 
24
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………   
29
 
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
 
Светскость государства 
– это один из основополагающих 
принципов построения и функционирования 
современного правового государства 
в большинстве стран мира. Светское 
государство – это государство, 
свободное от какого-либо влияния 
религии, её догматики и обрядности, 
различных религиозных организаций 
и их представителей на устройство 
и деятельность его политических 
и правовых институтов, на систему 
государственного образования и 
другие сферы государственной жизни.[1] 
В Российской Федерации светскость 
государства закреплена частью 1 статьи 
14 Конституции как одна из основ 
конституционного строя России.[2] В 
конституционном праве светскость 
государства как конституционная 
характеристика, отражающая или закрепляющая 
определенную независимость и баланс 
интересов государства и религиозных 
объединений в соответствующих 
сферах их компетенции, на сегодняшний 
день исследована недостаточно.
 
Актуальность темы исследования 
проявляется в продолжающихся общественных 
дебатах как в России, так и 
в других европейских странах 
по многим важным вопросам: относительно 
возможности преподавания религиозной 
культуры в государственных и 
муниципальных образовательных 
учреждениях, возможности оказания 
государством поддержки социально 
значимой деятельности религиозных 
организаций, учреждения штатных должностей 
священников в войсковых частях 
и исправительных учреждениях. Решения 
этих и многих других, связанных 
с ними, вопросов основываются на ответе 
на главный в этой  сфере вопрос: 
что такое светскость государства.
 
Задачами своей курсовой 
работы я ставлю:
 
• конституционно-правовое 
исследование светскости государства 
во всей ее многоаспектности, выявление 
и исследование существенных признаков 
светскости  государства;
 
• анализ содержания и существенных 
признаков светскости;
 
• системное исследование 
норм российского законодательства, 
определяющих  Российскую Федерацию 
как светское государство;
 
определение значения и места 
принципа светскости государства в 
системе основ конституционного 
строя Российской Федерации;
 
• изучение процессов развития 
светскости государства, динамики формирования 
и развития правового обеспечения 
светскости государства и ее понимания 
в конституционном праве. 
 
 
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
 
 
 
В зарубежных странах отдельные 
аспекты светскости государства, государственной 
службы, государственных образовательных 
учреждений наиболее изучены в работах 
французских авторов, что отчасти 
объясняется тем, что именно во Франции 
впервые появилась модель светскости 
государства, в целом реализованная 
сегодня в большинстве стран 
мира. Из 6 работ французских авторов, 
прежде всего, следует отметить доклад 
президентской комиссии по светскости 
во Франции под руководством Бернара 
Стази; часть II «Век светскости (Размышления 
о светскости)» Официального доклада 
государственного совета Франции от 
5 февраля 2004 г. (Эдвиж Бельяр) и доклад 
Информационной комиссии Национальной 
Ассамблеи Франции « Светскость 
в школе. Республиканский принцип, 
который необходимо подтверждать» 
(Жан-Луи Дебре) от 4 декабря 2003 г.
 
Отдельные вопросы истории 
и содержания светскости государства 
и образования в государственных 
и муниципальных образовательных 
учреждениях, светскости государственной 
службы, секуляризации, соотношения 
светскости и идеологии, отношений 
между государством и религиозными 
объединениями исследовались в 
трудах французских авторов, как: Современными 
российскими авторами не проводились 
комплексные конституционно-правовые 
исследования светскости государства, 
светскости государственных и муниципальных 
образовательных учреждений и светскости 
государственной службы. Здесь, пожалуй, 
можно назвать лишь исследование 
Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены, 
преимущественно, историко-правовые аспекты 
светскости государства.
 
В обширном круге научных 
и научно-практических комментариев 
Конституции Российской Федерации, 
учебников и учебных пособий 
по конституционному (государственному) 
праву и теории права и государства 
России и зарубежных стран вопросы 
правового содержания светскости государства 
только ставятся или же содержание 
понятия « светскость государства» 
описано поверхностно и очень 
кратко. 
 
Некоторые отдельные философско-правовые 
аспекты светскости государства 
нашли отражение в работах 
Баглая М.В., Салыгина Е.Н..[3]
 
Некоторые признаки отделения 
религиозных объединений от государства 
и подходы к разработки типологии 
светских государств исследовались 
в работах Салыгина Е.Н.,[4] Николина 
А..[5]  Исследованию свободы совести 
как одного из требований светскости государства 
, были посвящены труды: Авакъява С.А.,[6] 
Баглая М.В., Пчелинцева А.В..[7]
 
Административно - правовые 
аспекты обеспечения свободы 
совести были рассмотрены в работах 
Куницына И.А.,[8] Ловинюкова А.С.,[9] Лупарёва 
Г.П.,[10] Стецковского Ю.И..[11]
 
 Однако существующие 
исследования не позволяют создать 
целостную картину существенных 
признаков и гарантий светскости 
государства в Российской Федерации.
 
В противовес светскому государству, 
установившемуся в большинстве 
развитых стран ( США, Франция и др.), 
существуют государства, в которых 
одна из религий признается государственной 
( английская церковь в Великобритании, 
иудаизм в Израиле , лютеранская 
церковь в Скандинавских странах, 
мусульманство в исламских государствах 
Ближнего и Среднего  Востока).Даже 
в тех странах, где закреплено 
равенство религиозных конфессий 
( ФРГ . Япония .Италия ), все же одна из 
религий обладает некоторыми привилегиями. 
Такое положение сложилось в 
этих странах исторически, оно отражает 
глубокое убеждение народа в благотворном 
воздействии религии на политику 
и общественную мораль.[12]
 
2. КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ 
СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА
 
 
 
 Эта глава посвящена 
исследованию существующих подходов 
к определению содержания конституционно-правового 
принципа светскости государства, 
выявлению и системному исследованию 
правового содержания и существенных 
признаков светскости государства.
 
Светский (обладающий чертами 
светскости, качеством светскости):
 
не церковный, мирской, гражданский.[13]
 
1.   (фр.: la ic, la ique; англ.: 
secular) общегражданский; характеристика 
государственных, муниципальных 
или общественных институтов, отражающая 
их общегражданскую, « мирскую»  
направленность;
 
2.   независимость от 
религиозного санкционирования 
или давления, от религиозных 
объединений или от подчиненности 
таковым;
 
3.   не являющийся 
служителем религиозного культа, 
« мирянин»;
 
4.   принадлежащий или 
относимый к элите, оцениваемый 
как изысканный или элитарный, 
в том числе исходя лишь 
из внешних признаков, хорошо 
воспитанный, отвечающий требованиям 
света, утонченности, изысканного 
этикета.
 
Применительно к государственно-правовой 
сфере, светскость (фр.: la la icite) – характеристика 
государственных или общественных 
институтов, сфер общественной жизни, 
отражающая их общегражданскую, мирскую 
направленность, независимость от религиозного 
санкционирования или давления, от 
религиозных объединений или 
от подчиненности таковым.
 
Характеризуя категорию 
« светскость», следует иметь 
в виду принципиальное различение сфер 
компетенции (сфер деятельности, целей, 
задач, методов их решения) государства 
и религиозных объединений, а 
также иные значимые обстоятельства.
 
К существенным признакам 
светскости следует относить:
 
1.   отделение религиозных 
объединений от государства как 
одного из существенных признаков 
светскости государства, отражающего 
независимость государства и 
государственно-правовых отношений 
от религиозного санкционирования 
или давления, от подчинения государственной 
деятельности религиозным объединениям, 
от их вмешательства в совокупность 
урегулированных правом политических, 
публично-властных отношений, устройство 
и деятельность органов государственной 
власти, иных государственных органов 
и учреждений, а также правовых 
и общественно-политических институтов. 
Церковь полностью отделена от 
государства, однако она не 
отделена от жизни общества, от 
тех проблем , которые волнуют 
как верующих , так и неверующих.[14]
 
Принцип отделения религиозных 
объединений от государства раскроем 
через следующие его существенные 
признаки:
 
а) Независимость государства 
от религиозных объединений и  
независимость религиозных объединений 
от произвольного, не основанного на 
законе вмешательства государства: 
независимость формирования, устройства 
и деятельности государства, государственной 
правовой системы, государственно-правовых 
отношений, государственного управления, 
органов государственной власти, иных 
государственных органов и учреждений, 
от религиозного санкционирования или 
давления, от санкционирования или контроля 
религиозными объединениями, за исключением 
осуществления в соответствии с законодательством 
общественного контроля за выполнением 
государством своих функций; недопустимость 
произвольного, не основанного на законе 
вмешательства государства, его органов 
и должностных лиц в религиозную деятельность, 
во внутренние дела, включая вопросы внутреннего 
устройства, законно действующих религиозных 
объединений, а также в вопросы определения 
гражданами своего отношения к религии 
и в исповедание религии членами религиозных 
объединений.
 
 
 
б)   Недопустимость смешения 
и подмены компетенции государства 
и религиозных объединений: запрет 
создания и деятельности в органах 
государственной власти, иных государственных 
органах и учреждениях подразделений 
религиозных объединений, а также 
одновременного замещения высших государственных 
(политических) должностей руководителями 
религиозных объединений; запрет создания 
в государственной судебной системе 
особых религиозных судов, а равно 
распространяющих свою юрисдикцию на 
всех граждан судов религиозных 
объединений, участия государства 
в реализации решений таких судов; 
недопустимость финансирования государством 
религиозной деятельности религиозных 
объединений;
 
в)   Недопустимость вмешательства 
религиозных объединений в совокупность 
урегулированных правом политических, 
публично-властных отношений и преследования 
религиозными объединениями политических 
целей.
 
г) Недопустимость признания 
религиозных норм или решений 
религиозных организаций в качестве 
источников права в государстве 
(светский характер правовой системы 
государства): нормы религиозных 
установлений ( внутриконфессиональные 
установления, религиозное право 
и т.д.) не являются источниками права 
в государстве, за исключением случаев, 
специально оговоренных в законодательстве; 
решения руководящих органов 
религиозных объединений не имеют 
силы публично- правовых норм или актов, 
а государство не участвует в 
их реализации для членов религиозных 
объединений и иных лиц. Отмечается, 
что запрет создания и деятельности 
в органах государственной власти, 
иных государственных органах и 
учреждениях подразделений религиозных 
объединений не исключает осуществления 
религиозными объединениями образовательной, 
культурно- просветительской и благотворительной 
деятельности в порядке, установленном 
законодательством Российской Федерации, 
сотрудничества с государством в 
социально значимых проектах. А запрет 
финансирования государством религиозной 
деятельности религиозных объединений 
не исключает возможности поддержки 
государством их благотворительной, культурно-просветительской 
и иной социально значимой деятельности 
в соответствии с законодательством.
 
д)   Запрет преследования 
религиозными  объединениями политических 
целей через запрещение участия 
религиозных объединений, а также 
их руководителей, выступающих в 
качестве представителей соответствующих 
религиозных объединений, в избирательных 
кампаниях по выборам в органы 
государственной власти, вхождения 
религиозных объединений в избирательные 
блоки, выдвижения религиозными объединениями 
кандидатов в депутаты и на выборные 
государственные должности, ведения 
предвыборной агитации, внесения пожертвований 
в избирательные фонды кандидатов, 
участия в деятельности политических 
партий и политических движений, оказания 
им материальной помощи. Указанные 
запреты не исключают прав граждан 
– членов религиозных объединений 
принимать участие в личном качестве 
в выборах и референдумах в 
установленном законом порядке.
 
2.   Принцип недопустимости 
установления общеобязательной 
религии основывается на следующих 
положениях:
 
а) запрет на законодательное 
закрепление какой-либо религии 
в качестве общеобязательной;