Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5
2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………...
8
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13
4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА:
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ……………………….
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Светскость государства
– это один из основополагающих
принципов построения и функционирования
современного правового государства
в большинстве стран мира. Светское
государство – это государство,
свободное от какого-либо влияния
религии, её догматики и обрядности,
различных религиозных организаций
и их представителей на устройство
и деятельность его политических
и правовых институтов, на систему
государственного образования и
другие сферы государственной жизни.[1]
В Российской Федерации светскость
государства закреплена частью 1 статьи
14 Конституции как одна из основ
конституционного строя России.[2] В
конституционном праве светскость
государства как конституционная
характеристика, отражающая или закрепляющая
определенную независимость и баланс
интересов государства и религиозных
объединений в соответствующих
сферах их компетенции, на сегодняшний
день исследована недостаточно.
Актуальность темы исследования
проявляется в продолжающихся общественных
дебатах как в России, так и
в других европейских странах
по многим важным вопросам: относительно
возможности преподавания религиозной
культуры в государственных и
муниципальных образовательных
учреждениях, возможности оказания
государством поддержки социально
значимой деятельности религиозных
организаций, учреждения штатных должностей
священников в войсковых частях
и исправительных учреждениях. Решения
этих и многих других, связанных
с ними, вопросов основываются на ответе
на главный в этой сфере вопрос:
что такое светскость государства.
Задачами своей курсовой
работы я ставлю:
• конституционно-правовое
исследование светскости государства
во всей ее многоаспектности, выявление
и исследование существенных признаков
светскости государства;
• анализ содержания и существенных
признаков светскости;
• системное исследование
норм российского законодательства,
определяющих Российскую Федерацию
как светское государство;
определение значения и места
принципа светскости государства в
системе основ конституционного
строя Российской Федерации;
• изучение процессов развития
светскости государства, динамики формирования
и развития правового обеспечения
светскости государства и ее понимания
в конституционном праве.
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В зарубежных странах отдельные
аспекты светскости государства, государственной
службы, государственных образовательных
учреждений наиболее изучены в работах
французских авторов, что отчасти
объясняется тем, что именно во Франции
впервые появилась модель светскости
государства, в целом реализованная
сегодня в большинстве стран
мира. Из 6 работ французских авторов,
прежде всего, следует отметить доклад
президентской комиссии по светскости
во Франции под руководством Бернара
Стази; часть II «Век светскости (Размышления
о светскости)» Официального доклада
государственного совета Франции от
5 февраля 2004 г. (Эдвиж Бельяр) и доклад
Информационной комиссии Национальной
Ассамблеи Франции « Светскость
в школе. Республиканский принцип,
который необходимо подтверждать»
(Жан-Луи Дебре) от 4 декабря 2003 г.
Отдельные вопросы истории
и содержания светскости государства
и образования в государственных
и муниципальных образовательных
учреждениях, светскости государственной
службы, секуляризации, соотношения
светскости и идеологии, отношений
между государством и религиозными
объединениями исследовались в
трудах французских авторов, как: Современными
российскими авторами не проводились
комплексные конституционно-правовые
исследования светскости государства,
светскости государственных и муниципальных
образовательных учреждений и светскости
государственной службы. Здесь, пожалуй,
можно назвать лишь исследование
Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены,
преимущественно, историко-правовые аспекты
светскости государства.
В обширном круге научных
и научно-практических комментариев
Конституции Российской Федерации,
учебников и учебных пособий
по конституционному (государственному)
праву и теории права и государства
России и зарубежных стран вопросы
правового содержания светскости государства
только ставятся или же содержание
понятия « светскость государства»
описано поверхностно и очень
кратко.
Некоторые отдельные философско-правовые
аспекты светскости государства
нашли отражение в работах
Баглая М.В., Салыгина Е.Н..[3]
Некоторые признаки отделения
религиозных объединений от государства
и подходы к разработки типологии
светских государств исследовались
в работах Салыгина Е.Н.,[4] Николина
А..[5] Исследованию свободы совести
как одного из требований светскости государства
, были посвящены труды: Авакъява С.А.,[6]
Баглая М.В., Пчелинцева А.В..[7]
Административно - правовые
аспекты обеспечения свободы
совести были рассмотрены в работах
Куницына И.А.,[8] Ловинюкова А.С.,[9] Лупарёва
Г.П.,[10] Стецковского Ю.И..[11]
Однако существующие
исследования не позволяют создать
целостную картину существенных
признаков и гарантий светскости
государства в Российской Федерации.
В противовес светскому государству,
установившемуся в большинстве
развитых стран ( США, Франция и др.),
существуют государства, в которых
одна из религий признается государственной
( английская церковь в Великобритании,
иудаизм в Израиле , лютеранская
церковь в Скандинавских странах,
мусульманство в исламских государствах
Ближнего и Среднего Востока).Даже
в тех странах, где закреплено
равенство религиозных конфессий
( ФРГ . Япония .Италия ), все же одна из
религий обладает некоторыми привилегиями.
Такое положение сложилось в
этих странах исторически, оно отражает
глубокое убеждение народа в благотворном
воздействии религии на политику
и общественную мораль.[12]
2. КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА
Эта глава посвящена
исследованию существующих подходов
к определению содержания конституционно-правового
принципа светскости государства,
выявлению и системному исследованию
правового содержания и существенных
признаков светскости государства.
Светский (обладающий чертами
светскости, качеством светскости):
не церковный, мирской, гражданский.[13]
1. (фр.: la ic, la ique; англ.:
secular) общегражданский; характеристика
государственных, муниципальных
или общественных институтов, отражающая
их общегражданскую, « мирскую»
направленность;
2. независимость от
религиозного санкционирования
или давления, от религиозных
объединений или от подчиненности
таковым;
3. не являющийся
служителем религиозного культа,
« мирянин»;
4. принадлежащий или
относимый к элите, оцениваемый
как изысканный или элитарный,
в том числе исходя лишь
из внешних признаков, хорошо
воспитанный, отвечающий требованиям
света, утонченности, изысканного
этикета.
Применительно к государственно-правовой
сфере, светскость (фр.: la la icite) – характеристика
государственных или общественных
институтов, сфер общественной жизни,
отражающая их общегражданскую, мирскую
направленность, независимость от религиозного
санкционирования или давления, от
религиозных объединений или
от подчиненности таковым.
Характеризуя категорию
« светскость», следует иметь
в виду принципиальное различение сфер
компетенции (сфер деятельности, целей,
задач, методов их решения) государства
и религиозных объединений, а
также иные значимые обстоятельства.
К существенным признакам
светскости следует относить:
1. отделение религиозных
объединений от государства как
одного из существенных признаков
светскости государства, отражающего
независимость государства и
государственно-правовых отношений
от религиозного санкционирования
или давления, от подчинения государственной
деятельности религиозным объединениям,
от их вмешательства в совокупность
урегулированных правом политических,
публично-властных отношений, устройство
и деятельность органов государственной
власти, иных государственных органов
и учреждений, а также правовых
и общественно-политических институтов.
Церковь полностью отделена от
государства, однако она не
отделена от жизни общества, от
тех проблем , которые волнуют
как верующих , так и неверующих.[14]
Принцип отделения религиозных
объединений от государства раскроем
через следующие его существенные
признаки:
а) Независимость государства
от религиозных объединений и
независимость религиозных объединений
от произвольного, не основанного на
законе вмешательства государства:
независимость формирования, устройства
и деятельности государства, государственной
правовой системы, государственно-правовых
отношений, государственного управления,
органов государственной власти, иных
государственных органов и учреждений,
от религиозного санкционирования или
давления, от санкционирования или контроля
религиозными объединениями, за исключением
осуществления в соответствии с законодательством
общественного контроля за выполнением
государством своих функций; недопустимость
произвольного, не основанного на законе
вмешательства государства, его органов
и должностных лиц в религиозную деятельность,
во внутренние дела, включая вопросы внутреннего
устройства, законно действующих религиозных
объединений, а также в вопросы определения
гражданами своего отношения к религии
и в исповедание религии членами религиозных
объединений.
б) Недопустимость смешения
и подмены компетенции государства
и религиозных объединений: запрет
создания и деятельности в органах
государственной власти, иных государственных
органах и учреждениях подразделений
религиозных объединений, а также
одновременного замещения высших государственных
(политических) должностей руководителями
религиозных объединений; запрет создания
в государственной судебной системе
особых религиозных судов, а равно
распространяющих свою юрисдикцию на
всех граждан судов религиозных
объединений, участия государства
в реализации решений таких судов;
недопустимость финансирования государством
религиозной деятельности религиозных
объединений;
в) Недопустимость вмешательства
религиозных объединений в совокупность
урегулированных правом политических,
публично-властных отношений и преследования
религиозными объединениями политических
целей.
г) Недопустимость признания
религиозных норм или решений
религиозных организаций в качестве
источников права в государстве
(светский характер правовой системы
государства): нормы религиозных
установлений ( внутриконфессиональные
установления, религиозное право
и т.д.) не являются источниками права
в государстве, за исключением случаев,
специально оговоренных в законодательстве;
решения руководящих органов
религиозных объединений не имеют
силы публично- правовых норм или актов,
а государство не участвует в
их реализации для членов религиозных
объединений и иных лиц. Отмечается,
что запрет создания и деятельности
в органах государственной власти,
иных государственных органах и
учреждениях подразделений религиозных
объединений не исключает осуществления
религиозными объединениями образовательной,
культурно- просветительской и благотворительной
деятельности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
сотрудничества с государством в
социально значимых проектах. А запрет
финансирования государством религиозной
деятельности религиозных объединений
не исключает возможности поддержки
государством их благотворительной, культурно-просветительской
и иной социально значимой деятельности
в соответствии с законодательством.
д) Запрет преследования
религиозными объединениями политических
целей через запрещение участия
религиозных объединений, а также
их руководителей, выступающих в
качестве представителей соответствующих
религиозных объединений, в избирательных
кампаниях по выборам в органы
государственной власти, вхождения
религиозных объединений в избирательные
блоки, выдвижения религиозными объединениями
кандидатов в депутаты и на выборные
государственные должности, ведения
предвыборной агитации, внесения пожертвований
в избирательные фонды кандидатов,
участия в деятельности политических
партий и политических движений, оказания
им материальной помощи. Указанные
запреты не исключают прав граждан
– членов религиозных объединений
принимать участие в личном качестве
в выборах и референдумах в
установленном законом порядке.
2. Принцип недопустимости
установления общеобязательной
религии основывается на следующих
положениях:
а) запрет на законодательное
закрепление какой-либо религии
в качестве общеобязательной;