Система налогов и сборов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:30, реферат

Описание работы

Капитализация общественно-политического строя большинства стран Западной Европы в ХIХ веке вносит коренные изменения в формирующиеся налоговые системы всех стран, в том числе и России. Налоговые обязанности распространяются на все классы общества, на каждого, кто имел какое-либо имущество и доход. Принцип всеобщности уплаты налогов закрепляется законодательством стран Европы и России. Усложняется и одновременно совершенствуется система налогов и сборов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Система налогов и сборов РФ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)


1

 

Введение.

 

Капитализация общественно-политического строя большинства стран Западной Европы в ХIХ веке вносит коренные изменения в формирующиеся налоговые системы всех стран, в том числе и России. Налоговые обязанности распространяются на все классы общества, на каждого, кто имел какое-либо имущество и доход. Принцип всеобщности уплаты налогов закрепляется законодательством стран Европы и России. Усложняется и одновременно совершенствуется система налогов и сборов. В России наряду с имеющим важное фискальное значение земельным налогом появляется промысловый. В 1863 г. царское правительство вместо подушного налога на мещан вводит налог на городское недвижимое имущество, который распространяется на все социальные группы и сословия. В 1882 г. в России вводится налог на наследство, в 1885 г. - налог на капитал.

На рубеже ХIХ-ХХ веков промысловый налог в большинстве стран Западной Европы и в США преобразуется в налог на прибыль, который распространяется на многие страны мира с развитой экономикой. В 1916 г. в России по примеру европейских стран вводится подоходный налог. Главным преимуществом этого налога было то, что он, больше чем какой-либо другой налог, сообразовывался с платежеспособностью плательщика. Эти два универсальных налога - на прибыль хозяйствующих субъектов и подоходный с физических лиц, а затем налог на добавленную стоимость (НДС), введенный во Франции в 1954 г., - завершили формирование налоговых систем в Западной Европе, США и других странах.

В ХIХ веке завершается становление специальной налоговой администрации, призванной осуществлять контроль за взиманием налогов и пришедшей на смену системе откупщиков. Раньше других стран налоговая администрация возникла в Англии, где уже в первой половине ХIХ века появилось управление внутреннего дохода. Законом от 30 апреля 1885 г. создается русская налоговая администрация - институт податных инспекторов, главными функциями которого были: наблюдение за взиманием прямых налогов в пользу казны; сбор информации о платежной достаточности промышленных предприятий и экономическом состоянии населения[1]. В рассматриваемое время в Англии, в странах континентальной Европы и в России вырабатывается система методов взимания налогов с плательщиков, среди которых важное место занимают технико-юридические приемы (использование налоговых уведомлений, деклараций, бухгалтерских отчетов и др.). В основу таких методов и приемов кладется принцип удобства и простоты уплаты налога. Например, согласно ст. 86 Положения о государственном подоходном налоге, принятом в России 6 апреля 1916 г., тем налогоплательщикам, для которых составление письменных деклараций было затруднительно, предоставлялось право устно делать заявление о своих доходах председателю участкового (налогового) присутствия[2].

Таким образом, в процессе эволюционного развития, на рубеже ХIХ-ХХ веков, в государствах Западной Европы и России (затем - в СССР), в США и других странах мира сформировались налоговые системы, которые, несмотря на особенности каждой страны, обладали большим сходством в плане входящих в них элементов. К этим элементам относились: налоговая платежеспособность населения; система установленных законом налогов и сборов; налоговая администрация; методы и приемы взимания налогов.[3]

Современная российская система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» нашу бюджетную систему России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Уровни системы налогов и сборов Российской Федерации.

 

Согласно конституционному административно-территориальному делению РФ, бюджетная система и соответствующая ей по структуре система налогов и сборов разделяется на три вертикально интегрированных уровня.

Итак, первый уровень системы налогов и сборов - это федеральный бюджет и система федеральных налогов и сборов (федеральный уровень). Учитывая объем и сложность выполняемых федеральными органами государственной власти функций и задач, статусом федеральных налогов обладают наиболее доходные налоги, такие, например, как НДС и налог на прибыль организаций.

Второй уровень - это уровень бюджетов субъектов РФ (региональный уровень). Собственной финансовой основой бюджетов субъектов РФ являются региональные налоги и сборы, механизмы исчисления которых имеют более тесную территориальную привязку по сравнению с федеральными налогами, относящимися к уровню Федерации в целом. В число наиболее ярких представителей региональных налогов входят налог на имущество организаций и транспортный налог. В системе региональных налогов предполагается также установить новый для современной России налог на недвижимость, объединяющий налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических лиц (проект ст. 14 НК РФ).

Что касается вопроса, на каком уровне налоговой системы должен находиться отдельно взятый налог, ответ на него зависит от характерных особенностей объекта рассматриваемого налога. Объекты федеральных налогов обладают свойством растяжимости по всей территории РФ, в связи с чем проблема установления принадлежности дохода от взимания налога с таким объектом какому-то конкретному субъекту РФ является, как правило, трудно разрешимой. В отличие от федеральных, у региональных налогов объекты представлены в преобладающем числе материальным (движимым или недвижимым) имуществом, имеющим на основе государственной регистрации или физического расположения четкую территориальную принадлежность. По этой причине налоги, объектам которых свойственны материально-вещественные характеристики, четко идентифицируют свою принадлежность территории конкретного субъекта РФ и поэтому устанавливаются в системе региональных налогов. Другим отличием региональных налогов от федеральных является то, что доходность региональных налогов из-за ограниченности совокупного размера их налоговой базы уступает потенциалу доходности федеральных налогов и сборов.

Третий уровень, при этом самый многочисленный в горизонтальном разрезе, - это уровень местных бюджетов (местный уровень). Органы местного самоуправления формируют свои бюджеты в процессе взимания местных налогов и сборов. Представителем местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога. Собственные налоговые доходы, образуемые при взимании местных налогов и сборов, составляют в местных бюджетах крайне незначительную долю и не позволяют только за счет них полностью финансировать деятельность местного самоуправления в РФ.[4]

 

 

 

 

 

 

                       ┌──────────────────────────┐

─── ─── ─── ─── ─── ──┤ Система налогов и сборов ├─ ─── ─── ─── ─── ───

│                      └────────────┬─────────────┘                     │

            ┌───────────────────────┼────────────────────────┐

│ ┌─────────┴──────────┐   ┌────────┴─────────┐   ┌──────────┴────────┐ │

  │     Федеральные   │   │   Региональные  │   │ Местные налоги   │

│ │  налоги и сборы  │   │      налоги     │   │ (ст. 15 НК РФ)   │ │

  │   (ст. 13 НК РФ)  │   │ (ст. 14 НК РФ) │   │                   │

│ └─────────┬──────────┘   └────────┬─────────┘   └────────┬──────────┘ │

  ┌─────────┴───────────┐           │                      │

│ │- налог            на│           │                      │            │

  │  добавленную        │           │                      │

│ │  стоимость,         │           │            ┌─────────┴──────────┐ │

  │- акцизы,            │ ┌─────────┴──────────┐ │- земельный налог,  │

│ │- налог   на   доходы│ │- налог на имущество│ │- налог на имуществе│ │

  │  физических лиц,    │ │  организаций;      │ │  физических лиц    │

│ │- единый   социальный│ │- налог  на  игорный│ └─────────┬──────────┘ │

  │  налог,             │ │  бизнес;           │           │

│ │- налог   на  прибыль│ │- транспортный      │           │            │

  │  организаций,       │ │  налог.            │           │

│ │- налог   на   добычу│ └─────────┬──────────┘ ┌─────────┴──────────┐ │

  │  полезных           │           │            │Нормативными        │

│ │  ископаемых,        │           │            │правовыми     актами│ │

  │- водный налог,      │           │            │представительных    │

│ │- сборы            за│           │            │органов             │ │

  │  пользование        │ ┌─────────┴──────────┐ │муниципальных       │

│ │  объектами животного│ │Законами   субъектов│ │образований         │ │

  │  мира      и      за│ │РФ  определяются   в│ │определяются       в│

│ │  пользование        │ │порядке и  пределах,│ │порядке и  пределах,│ │

  │  объектами    водных│ │установленных НК РФ,│ │установленных НК РФ,│

│ │  биологических      │ │налоговые    ставки,│ │налоговые    ставки,│ │

  │  ресурсов,          │ │порядок   и    сроки│ │порядок   и    сроки│

│ │- государственная    │ │уплаты      налогов.│ │уплаты      налогов.│ │

  │  пошлина.           │ │Также  в   пределах,│ │Также  в   пределах,│

│ └─────────┬───────────┘ │остановленных НК  РФ│ │установленных НК  РФ│ │

  ┌─────────┴───────────┐ │могут   определяться│ │могут   определяться│

│ │    Все элементы     │ │налоговые     льготы│ │налоговые     льготы│ │

  │ федеральных налогов │ │основания и  порядок│ │основания и  порядок│

│ │устанавливаются НК РФ│ │их применения       │ │их применения       │ │

  └─────────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────────┘

│             ┌───────────────────────────────────────────┐             │

─── ─── ─── ─┤Специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ)├─ ─── ─── ───

              └────────────────────┬──────────────────────┘

   ┌───────────────────────────────┴──────────────────────────────────┐

   │- система       налогообложения      для      сельскохозяйственных│

   │  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);       │

   │- упрощенная система налогообложения;                             │

   │- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход│

   │  для отдельных видов деятельности;                               │

   │- система налогообложения  при  выполнении  соглашений  о  разделе│

   │  продукции                                                       │

   └───────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐

│Устанавливаются и вводятся в  действие  НК  РФ.  Специальные  налоговые│

│режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст.  13│

│НК РФ, а  так  же  освобождение  от  обязанности  но  уплате  отдельных│

│федеральных, региональных и местных налогов и сборов.                  │[5]

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

Глава 2. Федеральные налоги.

 

Информация о работе Система налогов и сборов в РФ