Содержание и осуществление права муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

При написании работы автор поставил перед собой цель: изучить сущность, содержание и особенности осуществления права муниципальной собственности.
В связи с этим, были выделены следующие задачи:
1. Дать понятие права муниципальной собственности;
2. Раскрыть сущность права муниципальной собственности;
3.Определить и охарактеризовать субъекты права муниципальной
собственности, их специфические черты;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения
1.1. Понятие и сущность права муниципальной собственности 6
1.2. Субъекты права муниципальной собственности 14
1.3. Объекты права муниципальной собственности 24
1.4. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности 37

Глава 2. Содержание и осуществление права муниципальной собственности
2.1. Содержание права муниципальной собственности 48
2.2. Осуществление права муниципальной собственности 57
2.3. Осуществление права муниципальной собственности при реализации социальных функций 66


Заключение 73


Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

Сторонники обособления муниципальной собственности обосновали ряд положительных тенденций. К примеру, Е. Семенова и В. Степанова акцентируют внимание на том, что отношения муниципальной собственности - "это система экономическая, потребляющая ресурсы, создающая продукт постоянно, воспроизводя все условия своего существования"[17].

По мнению авторов Комментария к Гражданскому кодексу Российской Федерации (под редакцией А.П. Сергеева), муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности, а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции. Из ч. 1 ст. 130 Конституции следует, что владение, пользование и распоряжение

муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования[18].

Отметим, что бесспорным на настоящий момент является тот факт, что муниципальная собственность - собственность публичная, имеющая соответствующие особенности. Исходным в характеристике права публичной собственности публично-правовых образований является особый правовой статус субъектов указанного права, который, с одной стороны, обусловлен наличием у них властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а с другой - реализацией этого права в публичных, общественных интересах. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[19]).

Кроме того, осуществление права публичной собственности имеет специфику относительно целей осуществления права собственности, объектов, в отношении которых осуществляется право публичной собственности, форм осуществления права.

Если по отношению к частной собственности важнейшим смысловым оттенком словосочетания "право собственности" является значение "правомочия", т.е. права, принадлежащие собственнику в абсолютном либо относительном правоотношении, то при исследовании права муниципальной собственности на первый план выходит не субъективный, а объективный элемент - совокупность правовых норм, устанавливающих принципы, правила и порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим муниципальным образованиям. "В объективном смысле, ­пишет И.А. Зенин, - право собственности представляет собой совокупность норм, закрепляющих принадлежность вещей (телесного имущества) определенным субъектам, устанавливающих права данных субъектов по владению, пользованию и распоряжению вещами и обеспечивающих осуществление и защиту этих прав"[20].

Современное регулирование права муниципальной собственности осуществляется нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления”[21].

На территории Российской Федерации действует Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 года в Страсбурге и

ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года. Хартия указывает на "право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".

Наиболее существенным признаком права муниципальной собственности является его производность и неразрывная связь с осуществлением гражданами местного самоуправления. Согласно ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.        

Таким образом, муниципальная собственность - это сложная система экономических и юридических отношений между населением муниципального образования (местным сообществом), органами местного самоуправления и государством в лице его органов по поводу природных ресурсов, имущества и денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию и необходимых для решения вопросов местного значения, а также для осуществления отдельных государственных полномочий и для эффективного функционирования органов местного самоуправления. Право муниципальной собственности в субъективном смысле - это принадлежащие населению муниципального образования (местному сообществу) как коллективному субъекту муниципальных отношений правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом и денежными средствами, принадлежащими муниципальному образованию. Правомочие по распоряжению муниципальной собственностью от имени и в интересах местного сообщества осуществляют органы местного самоуправления. Право муниципальной собственности в объективном смысле - это институт законодательства, имеющий комплексный характер и включающий в себя как нормы муниципально-правового института (элемента системы права) права муниципальной собственности, так и нормы других отраслей права (преимущественно  конституционного,  финансового,  административного,

гражданского, жилищного и земельного)[22].

        Для России муниципальная собственность является формой новой, поскольку   чуть   более   15   лет   существует   сам   институт   местного самоуправления в его современном, цивилизованном, соответствующем международным стандартам виде.

 

1.2. Субъекты права муниципальной собственности

 

       Становление права муниципальной собственности связано с признанием населения местных административно-территориальных образований, местных общин коллективными субъектами права публичной собственности, а не простыми или безответственными пользователями[23] единого имущественного фонда общенародной или государственной собственности.

      Отметим, что субъектами права (субъектами правоотношений собственности) являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не

временные соединения граждан или каких-то структур[24]. Не являются исключением и субъекты права муниципальной собственности.

Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Население   городского   или   сельского   поселения   независимо   от численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.  Однако  если  в  каком-либо  субъекте  Федерации  не действует    законодательство,    регулирующее    порядок    образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, порядок проведения сходов (собраний) граждан и муниципальных выборов, муниципальные образования и органы местного самоуправления должны быть сформированы в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1996 N 138-ФЗ  "Об обеспечении конституционных прав  граждан  Российской Федерации    избирать    и    быть    избранными    в   органы    местного самоуправления"[25]. Исключения могут быть сделаны в соответствии с федеральным законом для определенных территорий в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства.

Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяются как муниципальные образования. Их виды, порядок формирования и преобразования, также указаны в данном Законе. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации  с учетом исторических и местных традиций[26], что связано с национальным составом населения, демографическими особенностями, культурными традициями, экономическими связями, тяготением к определенным центрам, транспортными и инженерными коммуникациями, социально-бытовой инфраструктурой, сложившейся системой управления местными делами. Почти все территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление, представляют собой административно-территориальные единицы: города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие поселения[27].

Отметим, что муниципальное образование - это не простая административно-территориальная единица, учрежденная государством для обеспечения более удобного управления. Как отмечала Т.Я. Хабриева, "важно четко отграничить понятия административно-территориальной единицы и муниципального образования как единиц разного характера, хотя территориально   они   могут   совпадать".   Безусловно,   муниципальные образования исторически связаны с существовавшим административно-территориальным делением, но не сводятся к нему. Административно-территориальное деление проводится государством для целесообразной организации работы государственного аппарата. Муниципальные образования - это исторически сложившиеся общности людей, которые в состоянии самостоятельно решать вопросы обеспечения своей жизнедеятельности и потому признаваемые государством в качестве публично-правовых образований. Российское законодательство защищает автономию местных сообществ от государства, предписывая в обязательном порядке учитывать волю местного населения при определении границ муниципальных образований[28].

Муниципальные образования являются самостоятельными субъектами права, обладают автономией воли и в рамках имущественного оборота могут совершать действия по своему усмотрению, независимо от других субъектов права. Гарантией такого положения выступают нормы статьи 12 Конституции РФ, согласно которым местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Напомним, что свобода одного субъекта заканчивается там, где начинается свобода другого, а потому свобода муниципальных образований в плане участия в имущественном обороте может быть ограничена, но лишь нормами закона.

Современные исследователи отмечают, что население муниципального образования в целом выступает в роли собственника "первого уровня". Не случайно для решения важнейших вопросов местного самоуправления, таких как изменение границ, создание или упразднение муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления, законодательством предусмотрена необходимость волеизъявления граждан[29]. Выборные органы и должностные лица выступают субъектами права муниципальной собственности "второго уровня". Их правомочия носят производный характер от правомочий соответствующих местных общин.

Таким образом, отличие муниципальной собственности от других форм состоит в том, что первичным субъектом - носителем прав муниципальной собственности является население муниципального образования в целом, объединенное не по признаку цели, а по признаку проживания на данной территории. Поэтому собственником выступает население соответствующего муниципального образования, которому принадлежит право муниципальной собственности. Права всех других субъектов являются производными от прав собственника-населения. Последний передает права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью представительным органам местного самоуправления и (или) выборным должностным лицам.

Однако ГК РФ не признает правосубъектности населения соответствующего муниципального образования, закрепляя в ст. 215 положение о том, что от имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125[30].

Муниципальные образования как субъекты права муниципальной собственностью включают в себя определенные структурные элементы, обладающие вещными правами на соответствующие объекты муниципальной собственности. Этими структурными элементами являются органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[31] единственным требованием к структуре органов местного самоуправления было наличие выборного органа местного самоуправления. В отличие от ранее действовавшего законодательства о местном самоуправлении Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" более подробно регламентирует организацию системы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Согласно части 1 статьи 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), как правило, является обязательным.

В этом же Законе определены основные полномочия некоторых основных органов местного самоуправления. Например, ч.   10 ст.  35 указанного Федерального закона определена исключительная компетенция представительного  органа  местного  самоуправления  (принятие  устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление, изменение  и  отмена  местных  налогов  и  сборов  в  соответствии   с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, определение порядка   управления   и   распоряжения   имуществом,   находящимся   в муниципальной собственности, и ряд других). Основные полномочия главы муниципального образования определены ч. 4 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контрольного органа - ч. 1 ст. 38 Закона.

Информация о работе Содержание и осуществление права муниципальной собственности