Содержание и осуществление права муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

При написании работы автор поставил перед собой цель: изучить сущность, содержание и особенности осуществления права муниципальной собственности.
В связи с этим, были выделены следующие задачи:
1. Дать понятие права муниципальной собственности;
2. Раскрыть сущность права муниципальной собственности;
3.Определить и охарактеризовать субъекты права муниципальной
собственности, их специфические черты;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения
1.1. Понятие и сущность права муниципальной собственности 6
1.2. Субъекты права муниципальной собственности 14
1.3. Объекты права муниципальной собственности 24
1.4. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности 37

Глава 2. Содержание и осуществление права муниципальной собственности
2.1. Содержание права муниципальной собственности 48
2.2. Осуществление права муниципальной собственности 57
2.3. Осуществление права муниципальной собственности при реализации социальных функций 66


Заключение 73


Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

Сотрудникам милиции,  признанным нуждающимися  в улучшении жилищных условий, жилая площадь может предоставляться органами местного самоуправления, участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, должны бесплатно обеспечиваться органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами. Органы местного самоуправления могут устанавливать и иные не предусмотренные законодательством гарантии социальной защиты сотрудников милиции.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть установлены гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Необходимо отметить, что решение указанных вопросов возможно только при наличии определенной имущественной основы. Экономические основы деятельности системы местного самоуправления обеспечены в совокупности несколько реально существующими составляющими, к числу которых отнесены: муниципальная собственность, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципальных образований[118].

Исследователи отмечают наличие целого ряда проблем, связанных с осуществлением органами местного самоуправления права муниципальной собственности в социальной сфере. Однако все эти проблемы можно довольно   коротко   охарактеризовать:   полномочия   органов   местного самоуправления по решению вопросов местного значения должны строго корреспондировать     с     экономическими     возможностями     данного муниципального образования, закрепленными в муниципальном бюджете[119]. Отметим,    что    в    настоящее    время    экономические    возможности муниципальных образований, за редким исключением, оставляют желать лучшего.   Действующее   законодательство   предусматривает   различные обязанности муниципалитетов, например, по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса[120],   однако  в реальной жизни получается такая ситуация, когда у органов местного самоуправления есть выбор: либо принять повышенный тариф     для населения как потребителя коммунальной услуги, заранее обеспечивающий экономические потребности ресурсоснабжающей организации, и тем самым возложить оплату тепло-, водо-, газоснабжения и т.д. на население, что будет, бесспорно, непопулярной мерой, либо установить тариф с учетом интересов населения, а в последующем возмещать убытки за счет средств казны, поскольку для муниципалитета возможны негативные последствия в виде возложения на орган, установивший тариф для населения ниже экономически обоснованного тарифа для энергоснабжающей организации, ответственности в виде возложения убытков указанным организациям. В случае незаконных действий органов местного самоуправления возмещение таких убытков осуществляется за счет местного бюджета, а следовательно, ведет   к   уменьшению   и   без   того   скромной   имущественной   базы муниципального образования.

То же самое можно сказать и о социальном обеспечении граждан. Поставленная Российской Федерацией задача по построению социального государства является одной из первостепенных. Однако число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растет. В течение длительного времени вопросы социальной поддержки решались одним путем -посредством установления льгот (по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте, по обеспечению лекарственными средствами и т.д.).

Необходимо признать, что одна из острых проблем в данной сфере - это распределение компетенции между органами федеральной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по решению указанных вопросов, а как следствие, возникновение вопросов, связанных с финансированием мер социальной поддержки за счет различных бюджетных источников, за счет имущества различных публичных собственников[121].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Проведя дипломное исследование, автору хотелось бы изложить следующие выводы.

   Муниципальная собственность - собственность публичная, имеющая соответствующие особенности. Исходным в ее характеристике является особый правовой статус субъектов указанного права, который, с одной стороны, обусловлен наличием у них властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а с другой - реализацией этого права в публичных, общественных интересах. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Наиболее существенным признаком права муниципальной собственности является его производность и неразрывная связь с осуществлением гражданами местного самоуправления.

Население муниципального образования в целом выступает в роли собственника "первого уровня". Не случайно для решения важнейших вопросов местного самоуправления, таких как изменение границ, создание или упразднение муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления, законодательством предусмотрена необходимость волеизъявления граждан[122]. Выборные органы и должностные лица выступают субъектами права муниципальной собственности "второго уровня". Их правомочия носят производный характер от правомочий соответствующих местных общин.

Таким образом, отличие муниципальной собственности от других форм состоит в том, что первичным субъектом - носителем прав муниципальной собственности является население муниципального образования в целом, объединенное не по признаку цели, а по признаку проживания на данной территории. Поэтому собственником выступает население соответствующего муниципального образования, которому принадлежит право муниципальной собственности. Права всех других субъектов являются производными от прав собственника-населения. Последний передает права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью представительным органам местного самоуправления и (или) выборным должностным лицам.

Однако ГК РФ не признает правосубъектности населения соответствующего муниципального образования, закрепляя в ст. 215 положение о том, что от имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125.

Объектами права муниципальной собственности являются различные
виды муниципального имущества, перечисленные в статье 50 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской федерации". При этом, данный перечень носит исчерпывающий
характер, что одними учеными воспринимается как необходимое условие
нормального существования местного самоуправления, другими критикуется как препятствующий              осуществлению муниципалитетами

предпринимательской деятельности, а следовательно ставящий их в зависимость от органов государственной власти. Что касается третьей группы ученых, то они вовсе не считают, что законодатель ограничил виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, поскольку части 2 и 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дают возможность муниципальным образованиям приобретать имущество для осуществления их деятельности, не указывая при этом, какое именно.

Основания   возникновения   и   прекращения   права   муниципальной собственности могут быть как общегражданскими, так и специальными, ри этом, общегражданские способы возникновения и прекращения права муниципальной собственности имеют свои отличительные особенности. Такими способами являются приватизация и приобретение муниципального имущества на основе муниципального контракта. К специальным способам возникновения и прекращения права муниципальной собственности относят, например, муниципализацию.

Содержание права муниципальной собственности включает в себя традиционную "триаду" правомочий - владения, пользования и распоряжения имуществом. В данном случае, муниципальные образования ничем не отличаются от прочих субъектов гражданского оборота. Особенности содержания права муниципальной собственности становятся заметны при ее реализации: право муниципальной собственности имеет собственные цели и формы реализации.

В целом следует отметить, что институт права муниципальной собственности для российского законодательства является новым, а потому недостаточно изученным и разработанным, что вызывает значительное количество проблем и при осуществлении регулирования местного самоуправления, и при реализации принятых правовых норм. Автору хотелось бы надеяться, что данная работа внесет свой вклад в развитие представлений о праве муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Нормативные источники

1.              Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. // Собрание
законодательства РФ. 1998. N 36. Ст. 4466.

2.   Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4, Ст. 445.

3.   Конституция СССР 1936 г. М.: Госюриздат, 1937.

4.   Гражданский кодекс РФ. Часть 1 // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

5.   Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

6.   Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.

7.   Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" // ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.

8.   Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

9.              Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
// Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

10.       Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

11.       Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.

12.     Федеральный закон от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 15. Ст. 1695.

13.     Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

14.     Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

15.     Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

16.     Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

17.              Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Собрание
законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 36.

18.              Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1).
Ст. 3105.

19.              Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных
учреждениях" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

20.              Концепция развития гражданского законодательства Российской
Федерации, одобренная решением Совета при Президенте РФ по
кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от
07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. N11.

21.      Закон Рязанской области от 13.12.2006 N 161-03 "О выборах в органы местного самоуправления Рязанской области" // Рязанские ведомости. 20.12.2006. N337-338;

22.      Закон Рязанской области от 11.12.2007 N 201-03 "О музеях и музейном деле на территории Рязанской области" // Рязанские ведомости.15.12.2007. N 334;

23.      Закон Рязанской области от 09.07.2008 г. № 77-03 "Об утверждении границы муниципального образования - городской округ город Рязань" // Рязанские ведомости. 15.07.2008. N 128-129.

24.      Устав муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, принятый Решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 N 470-Ш // Рязанские ведомости. 02.09.2006. N 221-222;

25.      Решение Рязанской городской Думы от 26.11.2009 N 635-1 "Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества на 2010 год" // Рязанские ведомости. 08.12.2009.N 241.

26.      Постановление Администрации города Рязани от 25.12.2009 г. № 9245 "Об арендной плате за землю в 2010 году" // Рязанские ведомости. 30.12.2009. N264-265.

Информация о работе Содержание и осуществление права муниципальной собственности