Структура конституционного суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является определение порядка рассмотрения дел о соответствии конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- определиться с понятием международного договора, его признаками, видами и классификацией;
- изучить порядок вступления международного договора в силу;
- исследовать процедуру рассмотрения дел о соответствии конституции РФ международных договоров РФ, не вступивших в силу;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие, существенные признаки и значение международного договора в правовой системе РФ……………………………………………...5
2. Право на обращение в Конституционный Суд РФ ……………….11
3. Допустимость запроса………………………….……………………15
3. Пределы проверки…………………………………………………….22
5. Итоговое решение по делу………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы.………………….29

Работа содержит 1 файл

курсач Юре.doc

— 142.00 Кб (Скачать)



Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………3

1. Понятие, существенные признаки и значение международного договора в правовой системе РФ……………………………………………...5

2. Право на обращение в Конституционный Суд РФ ……………….11

3. Допустимость запроса………………………….……………………15

3. Пределы проверки…………………………………………………….22

5. Итоговое решение по делу………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………27

Список использованных источников и литературы.………………….29


Введение

 

Современное общество идет по пути сближения и глобализации, которое предполагает взаимное сотрудничество различных государств между собой в разнообразных сферах жизни: политических, экономических, социальных, культурных, религиозных и др. Российская Федерация, как одна из демократических стран, идущая на сближение с мировым сообществом, также вступает в многочисленные взаимоотношения с другими государствами и межгосударственными объединениями.

В настоящее время наше государство является участником примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных отношений. Вот почему сегодня уделяется так много внимания вопросам реализации конкретных форм международных договоров, их вступления в законную силу и порядок признания их соответствующими Конституции РФ. Этот процесс важен для правовой системы РФ, правоприменительной практики, поскольку не каждый международный договор может быть одобрен и применим в реальной жизни. В этом состоит актуальность нашей курсовой работы.

В качестве теоретической базы были исследованы не только нормативно-правовые акты, но и работы таких ученых, как М.П.Дружков, В.Н.Евинов, Л.В.Ефремов, Г.В.Игнатенко, Р.А.Каламкарян, Ю.М.Колосов, И.И.Лукашук, С.Ю.Марочик, В.Я.Суворова, О.И.Туков, А.Н. Талалаев, Н.А.Ушаков, В.М.Шуршалов и др.

Целью нашего исследования является определение порядка рассмотрения дел о соответствии конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ.

Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:

- определиться с понятием международного договора, его признаками, видами и классификацией;

- изучить порядок вступления международного договора в силу;

- исследовать процедуру рассмотрения дел о соответствии конституции РФ международных договоров РФ, не вступивших в силу;

- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

 


1. Понятие, существенные признаки и значение международного договора в правовой системе РФ

 

Международный договор определяется Венской конвенци­ей о праве международных договоров как "международное со­глашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (имеется в виду практика использования таких наименований, как "до­говор", "конвенция"," "соглашение" "протокол", "устав" и т. д., при этом учитывается значение термина "договор" как родово­го понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Вен­ской конвенции о праве договоров между государствами и меж­дународными организациями или между международными ор­ганизациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах)[1].

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельст­вам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что бла­гоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, до­говоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаи­модействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заклю­чая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали "все возрастающее значение договоров как источни­ка международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе".

В приведенном определении указывается юридическая сущность международного договора, которую «составляет соглашение, являющееся результатом согласования государственных воль договаривающихся сторон»[2].

Объектом международного договора является все то, по поводу чего государства заключают договор, то есть вступают в договорные отношения. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные блага, действия и воздержание от действий. Международное право не содержит каких-либо ограничений относительно выбора объекта для международных договоров.

Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора. Сами государства определяют, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Но государства воздерживаются от того, чтобы объектом международного договора становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государства.

Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путем заключения договора. Объект определяется в названии либо в контексте договора, а цель - в преамбуле либо в первых статьях договора.

Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью. "Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры", - говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров. Государства, в силу своего суверенитета, обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участниками союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ).

Главным при решении вопроса об участии государства в конкретном международном договоре является его заинтересованность в отношении объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоры, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении Декларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договоров выражена сущность принципа универсальности общих международных договоров.

Договорная практика последних десятилетий подтверждает стремление государств следовать этому принципу.

Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем эффективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа их участников. Серьезную озабоченность вызывает отказ ряда государств от присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия.

В федеративных государствах возникает вопрос о договорной правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Он актуален и для Российской Федерации и ее субъектов. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет место международных договоров в системе российского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров. Федеральный закон РФ от 16 июня 1995 г. “О международных договорах Российской Федерации”, положения которого в основном соответствуют Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, подробно регулирует такие вопросы как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Данный закон имеет и международное значение.

Федеральный закон РФ от 16 июня 1995 г. N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон:

1. межгосударственные,

2. межправительственные и

3. договоры межведомственного характера.

Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне - от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.[3]

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 г.

Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба - такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.

Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта, связи и т.д .

В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Стороны обычно перечислены в преамбуле договора, и он подписывается от их имени: за Российскую Федерацию, за Правительство Российской Федерации или за соответствующее российское ведомство. При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).[4]

В постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при осуществлении правосудия рекомендуется принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5).

 


2. Право на обращение в Конституционный Суд РФ

 

При провозглашении одновременно примата Конституции РФ и примата правил международного договора необходимо говорить о праве органа конституционного судопроизводства давать заключения о соответствии Конституции РФ международных договоров до их ратификации и в то же время о соответствии законов общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам. Поэтому дело о соответствии международной нормы положениям конституционного права должно быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а данный орган конституционной юстиции надлежит признать высшей инстанцией, решающей вопрос о том, является ли конкретная норма международного права частью российской правовой системы.

Надо помнить, что Конституционный Суд РФ наделён правом осуществлять предварительный конституционный контроль в единственном случае – в отношении международных договоров, не вступивших в силу. Признание международного договора частью внутренней правовой системы, начало его действия связаны с процедурой ратификации, которая определена Законом о международных договорах Российской Федерации. Ратификация в соответствии с Законом состоит в принятии Государственной Думой закона и одобрении его Советом Федерации, а также подписании и обнародовании Президентом. Но на какой стадии заинтересованные субъекты утрачивают право обращения в Конституционный Суд: с момента принятия Государственной Думой закона о ратификации (как требует того Закон о Конституционном Суде РФ), после его одобрения Советом Федерации или подписания и обнародования Президентом (как устанавливает Закон о международных договорах РФ)? Представляется, что в целях обеспечения единства правовой системы государства Конституционный Суд вправе рассматривать вопрос о конституционности международного договора в любой момент до вступления закона о ратификации конкретного международного договора в силу.

Информация о работе Структура конституционного суда