Структура конституционного суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является определение порядка рассмотрения дел о соответствии конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- определиться с понятием международного договора, его признаками, видами и классификацией;
- изучить порядок вступления международного договора в силу;
- исследовать процедуру рассмотрения дел о соответствии конституции РФ международных договоров РФ, не вступивших в силу;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие, существенные признаки и значение международного договора в правовой системе РФ……………………………………………...5
2. Право на обращение в Конституционный Суд РФ ……………….11
3. Допустимость запроса………………………….……………………15
3. Пределы проверки…………………………………………………….22
5. Итоговое решение по делу………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы.………………….29

Работа содержит 1 файл

курсач Юре.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

«Действия и решения компетентных органов государства в сфере имплементации его международно-правовых обязательств есть их конкретное участие в согласовании определенных положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права».[5]

Любое правовое государство предполагает соблюдение иерархии норм правовой системы, на вершине которой находится конституция, законодательно закрепляющая неотъемлемые и неотчуждаемые права человека. Гарантом реализации конституционных норм, воплощения их в реальной жизни служат органы конституционной юстиции. Проверка конституционности законов и иных нормативных актов – основная деятельность органов конституционного контроля всех стран, в том числе Конституционного Суда РФ. Критерием проверки соответствия законов Конституции выступает она сама. Однако в связи с признанием приоритета норм международных договоров возникает вопрос об использовании в качестве такого критерия общепризнанных принципов и норм международного права, что имеет место в ряде европейских государств (например, ст. 145 Конституции Австрии предусматривает рассмотрение Конституционным Судом дел о нарушении норм международного права). Острее всего этот вопрос встаёт, когда речь идёт о распространении юрисдикции Конституционного Суда на защиту прав и свобод, не закреплённых в Конституции РФ, но провозглашённых в общепризнанных принципах и нормах международного права. В ст. 17 Конституции каждому гарантируются конституционные, а также иные права. Следовательно, Конституционный Суд, учреждённый в целях защиты основных прав и свобод, должен принимать жалобы по поводу их нарушения и в том случае, если они провозглашены в международных нормах.

Таким образом, использование Конституционным Судом РФ в своих решениях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации способствует как их имплементации норм международного права, так и совершенствованию действующего законодательства Проблема не реализованного до сегодняшнего дня полномочия Конституционного Суда относительно проверки не вступившего в силу международного договора требует осмысления с целью создания действенного механизма разрешения конфликтов между исполнительной и законодательной властью в части принятия внешнеполитических решений.

В Российской Федерации практика обращения в Конституционный Суд РФ на предмет проверки международного договора на соответствие Конституции Российской Федерации не наработана.

Для использования своего конституционного полномочия относительно проверки не вступивших в силу международных договоров на соответствие Конституции РФ необходимо дополнить существующую процедуру обращения в Конституционный Суд РФ, в которой пристальное внимание должно быть уделено согласованию сроков для каждой стадии прохождения данной процедуры.

Конституционный Суд РФ призван сыграть важную роль в обеспечении взаимодействия внутригосударственного и международного права, исходя из того, что «решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех дел, связанных с применением нормы» в отличие от прецедентных судебных решений судов общей юрисдикции, которые обязательны для решений только по аналогичным делам.[6]

В силу ст. 88 ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень субъектов, правомочных обращаться в Конституционный Суд РФ по поводу соответствия не вступившего в силу международного договора, определен Конституцией РФ. Настоящий Закон лишь повторно закрепляет данное положение.


3. Допустимость запроса

 

В процедуре рассмотрения дел о соответствии конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ, необходимо соблюсти также такой критерий, как допустимость запроса, что согласно ст. 86 ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" определяется следующими факторами:

1) упоминаемый в запросе международный договор РФ подлежит согласно Конституции РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;

2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор РФ не подлежащим введению в действие и применению в РФ из-за его несоответствия Конституции РФ.

Непременным условием вступления договора в силу для государства является выражение им согласия на обязательность для него этого договора. Только после выражения такого согласия становятся обязательными для государства порядок и срока вступления договора в силу, установленные в самом договоре или(и) соответствующем законе государства. И только после вступления договора в силу на основании такого согласия он становится международным договором данного государства. До этого момента с точки зрения как международного, так и внутригосударственного права такой договор является либо международным договором других государств (если он многосторонний), либо попросту проектом будущего международного договора Российской Федерации и другого государства (если он двусторонний). [7]

Ратификация (от лат. ratum facere - делать окончательным) есть форма выражения окончательного согласия на обязательность международного договора для данного государства, осуществляемая его высшим органом власти, обычно законодательным, который определяется национальным правом. Утверждение - фактически та же процедура, которая может осуществляться и другим, не законодательным, органом власти. Вместе с тем это далеко не единственные способы выражения окончательного согласия государства на обязательность для него договора как предпосылки вступления договора в силу. В соответствии со ст.11 Венской конвенции о праве международных договоров согласие на обязательность договора может быть выражено кроме ратификации и утверждения также посредством подписания договора, обмена документами, образующими договор, принятия договора, присоединения к нему или любым другим способом, о котором условились.

Почти дословно воспроизводятся эти положения Конвенции в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", где указывается, что "согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны" (ч.1 ст.6).

Допустимыми для проверки конституционности в соответствии с п.1 ст.89 настоящего Закона следует признать не вступившие в силу договоры, подлежащие не только ратификации и утверждению, но и иным способам выражения согласия на их обязательность, перечисленным в Венской конвенции. Отсылка ко всем этим способам тем более правомерна, что положения Венской конвенции как международного договора Российской Федерации имеют приоритет перед внутригосударственным законом, в данном случае перед Законом о Конституционном Суде, в силу ч.4 ст.15 Конституции, где указано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".[8]

Имея в виду сказанное выше, прокомментируем теперь содержание всех способов выражения согласия на обязательность международного договора, как они изложены в Венской конвенции, Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации".

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров:[9]

1) согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если:

a) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

b) иным образом установлена договоренность участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу; или

c) намерение государства придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров (ч.1 ст.12);

2) согласие государств на обязательность для них договора, состоящего из документов, которыми они обмениваются, выражается посредством такого обмена, если:

a) эти документы предусматривают, что обмен ими будет иметь такую силу; или

b) иным образом установлена договоренность этих государств о том, что этот обмен документами должен иметь такую силу (ст.13);

3) согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

c) представитель государства подписал договор под условием ратификации; или

d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров (ч.1 ст.14).

Конституция Российской Федерации уделяет не много внимания вопросам ратификации международных договоров. Поскольку федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч.1 ст.105), а ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона (что следует из ст.106), то процедура ратификации относится к компетенции Государственной Думы. В то же время федеральные законы о ратификации международных договоров Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п."г" ст.106), подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации (п."д" ст.84).[10]

В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" перечисляются международные договоры, подлежащие ратификации. К ним относятся договоры:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации (ч.1 ст.15).

Закон также устанавливает, что равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ч.2 ст.15).

В соответствии с Венской конвенцией согласие государства на обязательность для него договора выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации (ч.2, ст.14).

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", утверждение, принятие международных договоров, которые подлежат утверждению, принятию, осуществляются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации по вопросам, указанным в ч.1 ст.15 Закона (см. выше) - в форме федерального закона в порядке, установленном для ратификации международных договоров;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации (за исключением договоров, предусмотренных в вышеуказанном п."а" ч.1 ст.20 Закона), — Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.20 Закона Президент Российской Федерации принимает решения об утверждении, принятии международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, если это вызывается необходимостью.

Часть 3 ст.20 Закона устанавливает, что утверждение, принятие международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, предусматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.

По Венской конвенции согласие государства на обязательность для него договора выражается присоединением, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения;

Информация о работе Структура конституционного суда