Структура конституционного суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является определение порядка рассмотрения дел о соответствии конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- определиться с понятием международного договора, его признаками, видами и классификацией;
- изучить порядок вступления международного договора в силу;
- исследовать процедуру рассмотрения дел о соответствии конституции РФ международных договоров РФ, не вступивших в силу;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие, существенные признаки и значение международного договора в правовой системе РФ……………………………………………...5
2. Право на обращение в Конституционный Суд РФ ……………….11
3. Допустимость запроса………………………….……………………15
3. Пределы проверки…………………………………………………….22
5. Итоговое решение по делу………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы.………………….29

Работа содержит 1 файл

курсач Юре.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения; или

c) все участники впоследствии договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения (ст. 15).

Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (ст.21) устанавливает порядок присоединения к международным договорам, аналогичный порядку их принятия и утверждения (см. выше).

Из всего сказанного следует, что запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации соответствует условию допустимости, установленному в п.1 ст.89 Закона о Конституционном Суде, если для своего вступления в силу такой договор должен пройти одну из вышеизложенных процедур, но еще не прошел ее. Вместе с тем сам факт прохождения договора через одну из этих процедур еще не обязательно означает его немедленное вступление в силу. Дело в том, что в самом тексте договора часто устанавливаются отлагательные сроки вступления договора в силу, например, через несколько месяцев или даже лет после ратификации, после ратификации или присоединения к договору третьих государств (в многосторонних договорах). Кроме того, нужно учитывать существующий в Российской Федерации порядок опубликования международных договоров, в соответствии с которым международный договор вступает в силу для Российской Федерации только после такого опубликования, если, конечно, иное не установлено самим международным договором. Следовательно, возможны случаи, когда международный договор уже прошел одну из вышеизложенных процедур выражения согласия на его обязательность, но еще не вошел в силу для Российской Федерации. В этих случаях запрос о проверке конституционности такого договора в Конституционном Суде тоже может рассматриваться допустимым.

Что касается условия допустимости запроса, установленного п.2 ст.89, то здесь заявитель обязан выполнить общие требования к обращениям в Конституционный Суд. И в частности, подробно и убедительно изложить свою позицию по поставленному вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции, показав, в чем выражается несоответствие международного договора Конституции, не позволяющее вводить его в действие и применять в Российской Федерации. К запросу должен быть приложен текст оспариваемого международного договора и другие предусмотренные настоящим Законом документы.
4. Пределы проверки

 

Конституционный Суд РФ имеет границы проверки, в рамках которых он может выносить решение.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Отсюда, в частности, следует, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Речь идет о любых правовых актах — нормативных и индивидуальных, издаваемых как правотворческими, так и правоприменительными органами и их должностными лицами. В ч.3 ст.90 Конституции специально оговаривается, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а в ч.1 ст.115, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации.[11]

       В п.2 раздела второго Конституции особо предусматривается, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

       Наряду с термином "непротиворечие Конституции" в основном законе встречается термин "соответствие Конституции" (ст.125), которые употребляются как синонимические. В Законе о Конституционном Суде используется только понятие "соответствие Конституции" ("несоответствие Конституции"). Юридическая характеристика данного понятия многопланова и синтезирует ряд параметров, проверяемых Конституционным Судом. Международные договоры соответствуют Конституции Российской Федерации, если они не противоречат ей:

а) по содержанию норм;

б) по форме нормативного акта или договора;

в) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

г) с точки зрения установленного Конституцией разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

д) с точки зрения установленного Конституцией разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

е) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Иначе говоря, Закон обязывает Конституционный Суд проверить на оселке конституционности попавший в поле его зрения международный договор, непременно выясняя при этом, насколько установленные ими положения соответствуют императивным велениям Конституции, соблюдена ли установленная ею форма и выдержана ли процедура правотворческого процесса.

Несоответствие международного договора хотя бы одному из перечисленных в ч.1 ст.86 параметров накладывает на Суд обязанность признать их неконституционными.

Пределы проверки Конституционным Судом международных договоров между ними определяются временем (датой) принятия проверяемого акта или договора. Проверка конституционности нормативных актов и договоров, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Судом только по содержанию норм. Следовательно, контроль за конституционностью таких актов является материальным, причем Суд в данном случае обязан абстрагироваться от всех иных направлений проверки. Это обусловлено принятием Конституции Российской Федерации, которая существенно обновила содержание принципа разделения властей и по-новому урегулировала ряд общественных отношений.[12] Действующий основной закон учредил систему государственных органов, отличную от прежней, и внес значительные коррективы в объем и характер их полномочии.

Что же касается международных договоров, принятых после вступления Конституции Российской Федерации в силу (25 декабря 1993г.), то они подвергаются как материальному, так и формальному контролю. Суд обязан проверить соответствие таких договоров Конституции Российской Федерации по всем параметрам. Но и в том, и в другом случае Суд обязан, принимая решение, оценивать и буквальный смысл рассматриваемого договора, и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой.


5. Итоговое решение по делу

 

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» определил параметры принимаемых этим органом решений. Во-первых, они общеобязательны на всей территории страны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений. Во-вторых, решения Конституционного Суда окончательные и не подлежат обжалованию. В-третьих, они вступают в силу немедленно после их провозглашения. В-четвёртых, решения Конституционного Суда действуют непосредственно после их вынесения и не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами. Таким образом, решения, принимаемые высшим органом конституционной юстиции, являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению иными государственными органами и не могут быть пересмотрены иначе как самим органом конституционного судопроизводства.

Очевидно, что в случае признания Конституционным Судом не вступившего в силу международного договора Российской Федерации или отдельных его положений соответствующими Конституции (п.1 ч.1 ст.91) такому договору открывается путь к введению его в действие посредством любого из способов выражения окончательного согласия на обязательность международного договора, перечисленных в ст.89 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», если этому не будут препятствовать иные обстоятельства, не связанные с рассмотрением дела в Конституционном Суде.[13]

Если такой договор или отдельные его положения — главы, статьи, формулировки — признаны не соответствующими Конституции (п.2 ч.1 ст.91), то он не может быть введен в действие и применен не только посредством ратификации и утверждения, но и любым другим способом выражения окончательного согласия, указанным ст.89 ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

Такой запрет действует с момента провозглашения соответствующего постановления Конституционного Суда (ч.2 ст.91); постановление провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания (ст.77 комментируемого Закона).

Это правило неукоснительно должно соблюдаться в отношении всех договоров, не вступивших силу, в том числе и тех, которые могут до их вступления в силу применяться Российской Федерацией временно. Возможность, временного применения международных договоров до их вступления в силу предусмотрена как Венской конвенцией о праве международных договоров (ст.25), так и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" (ст.23), которые допускают такое применение, если это предусмотрено самим договором или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор. В случае признания такого договора не соответствующим Конституции он не только не подлежит вступлению в силу, но должно немедленно прекратиться и его временное применение.

 


Заключение

 

В ходе изложения курсовой работы мы описали понятие международного договора, его значимость, порядок его принятия, а также процесс рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ договоров РФ, не вступивших в законную силу. Значимость данного института в праве значительна, потому что на этом этапе возможно принятие решения о невозможности существования того или иного международного договора на территории РФ. Настоящая работа представляет собой теоретико-правовое исследование, проведенное на основе общедоступных нормативно-правовых актов и научных трудов известных ученых. Мы достигли поставленных задач и цели на теоретическом уровне. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод.

Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Наряду с другими инструментами внешней политики России, они способствуют обеспечению и поддержанию стабильности международного правопорядка, разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена России с иностранными государствами и международными организациями. Их значение как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между нациями, вне зависимости от существующих между ними различий в государственном и общественном строе, возрастает с каждым годом. Поэтому важно определить еще на начальном этапе возможно ли существование будущего международного договора на территории Российской Федерации еще до вступления его в силу, поскольку его влияние на отношения внутри государства и во вне может быть колоссальным. Ни в коем случае не должны нарушаться общепризнанные принципы и нормы, противоречия которым делают договор недействительным. В этом положении учитывается важная роль внутригосударственного права в регулировании выполнения договора и прежде всего Конституции РФ и Закона о международных договорах.


Список использованных источников и литературы

 

1.   Источники

1.1        Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – СПС «Гарант»;

1.2        Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СПС Гарант;

1.3        Федеральный закон РФ от 16 июня 1995 г. N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”// СПС Гарант;

1.4        Постановление Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"// СПС Гарант;

 

2. Литература

2.1        Аметистов Э.М. Постатейный комментарий к ФКЗ «О конституционном суде РФ» // СПС Гарант;

2.2        Бояршинов Б.Г. "Международные договоры в правовой системе Российской Федерации" // "Законодательство", 2007, N 4;

2.3 Игнатенко Г.В., Марочник С.Ю., Суворова В.Я. Федеральный Закон “О международных договорах РФ” // Российский юридический журнал, 1995.-№4;

2.4        Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 2009. — 584 с;

2.5 Международное право / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М., 2010.-720с.;

2.6 Международные договоры России: ратификация и денонсация международных договоров в Госдуме Федерального Собрания РФ. – М.: Изд-во Госдумы, 2001 ;

2.7 Международное право / Отв. ред. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М.: “Норма-Инфра-М”, 2000.-584с.;

2.8 Постатейный комментарий к Федеральному Закону “О международных договорах РФ” / Под ред. В.П.Звекова, Б.Н.Осминина. – М., 2006;

2.9        Рыхтикова Л.Ю. Конституционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации - М., 2004;

2.10    Суворова В.Я. Право международных договоров // Международное право /Отв. ред. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М.: “Норма”, 2009.-С.283- 307.;

2.11    Талалаев А.Н. Юридическая природа международных договоров. – М., 1969.;

2.12    Ушаков Н.А. Право международных договоров // Международное право. – М.:“Юристъ”, 2004.-С. 212-221.

 

5

 



[1] Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — 584 с

[2] Суворова В.Я. Право международных договоров // Международное право /Отв. ред. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М.: “Норма”, 2004.-С.283- 307.

[3] Международное право / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М., 2010.-720с.

[4] Международное право / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М., 2010.-720с.

[5] Рыхтикова Л.Ю. Конституционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации - М., 2004

[6] Международное право / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М., 2010.-720с.

[7] Игнатенко Г.В., Марочник С.Ю., Суворова В.Я. Федеральный Закон “О международных договорах РФ” // Российский юридический журнал, 1995.-№4

[8] Игнатенко Г.В., Марочник С.Ю., Суворова В.Я. Федеральный Закон “О международных договорах РФ” // Российский юридический журнал, 1995.-№4

[9] Аметистов Э.М. Постатейный комментарий к ФКЗ «О конституционном суде РФ» // СПС Гарант

[10] Международное право / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М., 2010.-720с.

[11] Аметистов Э.М. Постатейный комментарий к ФКЗ «О конституционном суде РФ» // СПС Гарант

[12] Международное право / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М., 2010.-720с.

[13] Аметистов Э.М. Постатейный комментарий к ФКЗ «О конституционном суде РФ» // СПС Гарант

 


Информация о работе Структура конституционного суда