Власть, ее разновидность и назначение в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:43, реферат

Описание работы

Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии. Власть является центральной категорией политической науки.
Власть- это всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики.
Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воли с целью поддержания целостности и стабильности общества.

Содержание

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………...……3
1. Сущность и виды власти ……………………………………………………………………..3-6
2. Основные концепции власти………………………………………………………………...6-7
3. Назначение власти в обществе……………………………………………………………....8-10
Заключение ……………………………………………………………………………………….11
Используемая литература ………………………………………………………………….……12

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 97.80 Кб (Скачать)

     По  способам взаимодействия субъекта и  объекта власти выделяют власть:

  • тоталитарную (стремление к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества). Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., Это фашистские страны, социалистические страны периодов “культа личности”;
  • авторитарную (неограниченная власть одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан). В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не уникальность и встречаются во многих странах - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае;
  • либеральную (общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства). Примеры: Аргентина и Бразилия;
  • демократическую (народ является единственно легитимным источником власти) Демократический режим существует во многих странах, к примеру в США, Великобритании, Франции, Германии, стране восходящего солнца, во многих странах Европы.

     В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

  • полиархия (власть многих). Пример: Коста-Рика, где избранные народом правительства действовали, начиная с 1889 г., за исключением тех двух коротких периодов, когда их приводили к власти военные;
  • олигархия (власть финансистов и промышленников);
  • плутократия (власть богатой верхушки). Режим плутократии сложился после образования РФ в середине девяностых годов;
  • теократия (власть духовенства). Последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане;
  • партократия (власть партии). Примеры: СССР, страны соцлагеря прошлого века, КНДР, Куба, частично Китай сегодня;
  • охлократия (власть толпы). Яркий пример происходящее в Кыргызстане перевороты. Этот пример очень актуален для республики. Есть и такие примеры как Турция, Австро-Венгрия и в значительной степени Россия.
 
 

     2. Основные концепции власти 

     Наиболее  распространенными концепциями  власти являются субъективистски-психологические  или бихевиористские концепции. Согласно этим концепциям, любому нормальному  человеку свойственна потребность  власти, которая складывается из следующих  базовых потребностей личности, преобладание каждой из которых по отношению к  власти формирует соответствующий  тип личности. Так, потребность в  свободе порождает отношение  к власти как стремление к независимости  и самостоятельности, что формирует  тип личности нонконформиста; гедонистические  потребности, осмысленные через  отношение к власти как источнику  материального благополучия, порождают  тип личности конформиста; потребность  в самоутверждении порождает отношение к власти как преобладанию, господству над другими, источнику престижа, высокому статусу, славе, что соответствует типу личности диктатора; потребность в самовыражении по отношению к власти как игре формирует тип личности авантюриста; потребность быть личностью, осмысленная через отношение к власти как служению людям, обществу, формирует тип личности демократа. Естественно, что потребность власти у человека не есть механическая сумма перечисленных преобладающих потребностей. Она индивидуализирована и имеет содержание лишь по мере преобладания одной из доминирующих потребностей.

     Широко  распространен в трактовке власти функциональный подход. Здесь власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение  между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она  предстает в виде полномочий и  способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для  всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны "властной медали" - руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и  подданного. Если нет двух субъектов, то нет и власти. В данном случае сущностью власти являются отношения  руководства и управления, господства и подчинения.

     При этом следует заметить, что не только повелеваемый зависит от повелителя, но и повелитель зависит от повелеваемых. Ведь подчиняться можно по-разному. Например, формально вроде бы принимать  приказы, но по сути - уклоняться от их действительного выполнения. Так  возникает то явление, которое называют "силой слабых" и бессилием  власти.

     Итак, с точки зрения функционального  подхода власть рождается не "до", а "в ходе" отношения между  субъектами. Такой подход при анализе  власти акцентирует внимание на роли и статусе индивида, поэтому первовласть  уходит в глубину веков. Из равенства  соплеменников выделяются наиболее сильные, умные, хитрые и способные  влиять на других. Затем власть и  ее институты начинают передаваться по наследству. На этапе появления  частной собственности рождается  экономическая власть, складывается государство и так далее. В  обществе устанавливаются и функционируют  отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах  легитимности. Таким образом, власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и  возможностью влиять на характер и  направление деятельности и поведения  людей, социальных групп и классов  посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

     Третья  группа концепций власти связана  с попытками найти некое обобщающее понимание природы, содержание власти. Власть понимается как созидательное  начало, как создание смысла в процессе взаимодействия, общения людей. Здесь  власть выступает как всякая деятельность, которая содействует приведению системы в оптимальное состояние, поддержанию, повышению уровня ее организованности. Важная роль при этом принадлежит  знанию. Без знания власть дика, необузданна, импульсивна. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью. В плоскости "знание" актуализируются сознательный расчет действий, их последствий в заданных обстоятельствах, учреждается рациональность. С этой точки зрения главное в  сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Власть - это целесообразность, хотя чаще всего она лишь маскируется  идеями порядка, гармонии, организации, разумности и тому подобного, а на деле может выражать интересы меньшинства. Но в идеале политическая власть - это  функция политической целесообразности, правильности. В обществе, как и  в природе, действуют законы целесообразности, организации, упорядочения. В политике без власти нет упорядоченности.

     Все рассмотренные подходы к анализу  такого общественного феномена как  власть, противостоят тоталитаристским теориям о гегемонии класса или  нации по отношению к личности. Они отстаивают ценности индивидуальной человеческой воли, обосновывают возможности  индивида противостоять воле вождя  и даже всей системе. Ни одно определение  власти не является универсальным. 
 
 
 

3. Назначение власти в обществе    

 Всякое  общество нуждается во власти, которая является необходимым  условием функционирования общества как социальной системы и возникает вместе с ним.    

 Государственную  власть, а точнее, аппарат власти  и управления вместе с особыми  отрядами вооруженных людей в  литературе нередко называют  публичной властью.    

 В  науке нет одинакового понимания  и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства.    

 Наличие  публичной власти имеет принципиальный  характер для любой государственной  организации, отличающей ее от  догосударственной, первобытнообщинной организации.    

 В  условиях первобытного строя  власть имела общественный характер. Она целиком и полностью совпадала  непосредственно с населением. В  обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.    

 Властные  функции осуществлялись как через  систему органов самоуправления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода.  Не в пример государственным чиновникам,  за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.   

    

 Современные  научные знания новую форму  происхождения государственной  власти - так называемое вождество  или чифдом (от англ. chiefdom – вождество,  главенство). В связи с этим  раннеклассовое государство некоторые  ученые называют предгосударством  или государство–чифдом.    

 Власть  вождя, предводителя общины формируется  путем выборности, особенно в  период военных действий (военных  походов, защиты от нападений  и т.д.). Выбрать вождя могла  вся община или военная дружина,  которая формируется и сплачивается  вокруг военного предводителя.    

 В  этих условиях могло происходить  отчуждение власти от общины, рода, племени дружины, ее узурпация  ограниченным числом лиц или  одним лицом. Происходит изменение  военно-демократических форм организации  власти в военно-иерархические  структуры, в вождество. Власть  вождя перерастает впоследствии  в государственную власть, если  процесс формирования военно-иерархических  структур идет параллельно с  формированием раннеклассового  государства (расслоением общества  на классы, новые производственные  формы деятельности, появление чиновников-управленцев,  разных видов собственности, становление  храмов как центров религиозной  жизни и т.д.). Таково, например, наблюдалось  в государстве Древней Спарты.     

 Общественная  власть, возникшая и укрепившаяся  в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на политический по своему характеру аппарат насилия и принуждения.    

 Любое  общество, являясь всеобъемлющим  коллективом в государственных  границах, имеет свою внутреннюю  структуру с определенными целями. Оно объединяет разные социальные  группы (рабочие, интеллигенция и  т.п.), национальные общности (этнические  группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.), множество  экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и  др.). Несмотря на то, что все  эти разнообразные силы имеют  цели, выражающие интересы определенных  слоев общества и групп населения,  они не могут обеспечить целевую,  заранее заданную направленность  деятельности в интересах всего  общества. Разнообразие составляющих  общество субъектов приводит  к асимметричности общества. Каждая  из составляющих предполагает  свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия  и конфликты. Для сохранения  единства общества и его нормального  функционирования как целостного  организма такие противоречия  необходимо разрешать.      

 Для  разрешения конфликтов, совершенствования  и развития общества в нем  появляются определенные структуры,  которые и занимаются этими  вопросами. В связи с этим, в  обществе предполагается наличие  субъекта и объекта управления  и существование между ними  прямой (отдание распоряжений, команд) и обратной связи (информирование  о степени выполнения приказа).       

 В  отличие от других существующих  форм управления государственная  власть носит публичный характер. Особенность публичной власти  состоит в том, что она возникает  не в любом коллективе людей,  как-то семья, а в публичном  коллективе, члены которого связаны  общественными отношениями. Публичная  власть непосредственно связана  с асимметрией общества и с  общими интересами, на определенном  этапе приобретающими общественный  характер. Поэтому публичная власть  и возникает в государстве  и имеет особенности: по территории  воздействия, по полномочиям,  по количеству людей, от имени  которых они действуют. Эти  различия находят свое отражение  в формах управления.    

 Если  посмотреть на окружающую нас  действительность можно заметить, что власть вмешивается во  все стороны жизни общества, иногда  устанавливая обязательную идеологию  (СССР, Иран, Куба) или регулируя и  интимные стороны человеческих  отношений (запрет брака с иноверцами, ограничение рождаемости детей  в семье – КНР).    

 Публичная  власть выполняет следующие функции:

  • Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;
  • Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;
  • Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;
  • Сбор и обработка информации;
  • Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;
  • Контроль и учет.
 

      Государственная  власть занимает особое место  в силу только ему присущих  свойств:

  • Исключительность субъекта управления, которым является государство, его  властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.
  • Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.
  • Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.
  • Системный характер государственного управления, без которого его не будет.

Информация о работе Власть, ее разновидность и назначение в обществе