Законная сила судебного решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

Законная сила судебного решения есть его правовое действие, проявляющееся в том, что наличие или отсутствие прав и лежащих в их основе фактов устанавливается окончательно, а также в том, что установленные решением суда права подлежат беспрекословному осуществлению по требованию управомоченных лиц.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано.

Работа содержит 1 файл

Законная сила судебного решения.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

 

В ст. 71 Конституции РФ отсутствуют  нормы об исполнительном производстве. Это позволило некоторым авторам  утверждать, что исполнительное законодательство является комплексным, соединяющим  в себе нормы различной отраслевой принадлежности, поэтому одни нормы  относятся к федеральному законодательству, а другие — к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов.

 

Полагаем, что законодательство об исполнительном производстве является федеральным законодательством. Отсутствие в Конституции РФ (ст. 71, 72, 73) норм о нахождении в чьем бы то ни было ведении исполнительного производства объясняется тем, что законодатель не успевает вносить соответствующие  изменения в нормативные акты, тем более в Конституцию РФ. С принятием федеральных законов  «Об исполнительном производстве»  и «О судебных приставах» изменилось место исполнительного производства в системе права Российской Федерации. На этом работа по законодательном урегулированию исполнительного производства не завершена, предстоит внесение дополнений в законодательные акты Российской Федерации. Данная точка зрения основывается также на том, что исполнительное право (производство) является процессуальной отраслью права, а такие процессуальные отрасли права, как гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное, отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), кроме того, в ее ведении находится и уголовно-исполнительное право, наиболее близкая по характеру к исполнительному производству отрасль права.

 

В системе законодательства об исполнительном производстве выделяются законы и подзаконные нормативные  акты, которые содержат как общие, так и конкретные правила, определяющие порядок процессуальной деятельности в исполнительном производстве.

 

Непререкаемость исполнительной процессуальной формы означает, что  судебный пристав-исполнитель добивается совершения того действия, которое  предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом  только в том порядке, который  установлен исполнительно-процессуальным законодательством. Это означает, что  такие процессуальные действия, как  возбуждение исполнительного производства, подготовка к исполнению, применение мер государственного принуждения  к должнику, обжалование действий судебного исполнителя и судебная проверка их законности и обоснованности должны реализовываться в соответствии с предписаниями Закона «Об исполнительном производстве».

 

Системность исполнительной процессуальной формы выражается в  том, что исполнительное производство в настоящее время представляет собой юридически целостную отрасль  права. Имеется общая часть, которая  отражает специфический предмет  правового регулирования данной отрасли, содержит общие положения, определенным образом связывающие  и объединяющие различные институты  исполнительного производства. Имеются  отдельные институты, которые регулируют процессуальные отношения, возникающие  в исполнительном производстве. В  частности существуют характерные  только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права  положения о лицах, участвующих  в исполнительном производстве, основаниях и мерах применения принудительного  исполнения, отводах в исполнительном производстве, сроках, ответственности  и некоторые другие. В то же время  в гражданском процессуальном праве  есть ряд положений, которые, в свою очередь, не влияют на исполнительное производство – это положения  о подведомственности, подсудности, судебные расходы и другие.

 

Универсальность также является признаком исполнительной процессуальной формы. Универсальность предполагает возможность ее распространения  на различные виды принудительного  исполнения: исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего  исполнению, о денежных взысканиях с граждан, с организаций и  граждан-предпринимателей, исполнение судебного акта или акта другого  органа, подлежащего исполнению, о  передаче определенных предметов и  о совершении определенных действий.

 

Кроме того, исполнительной процессуальной форме свойственно  то, что принудительное исполнение осуществляется специальным органом  — Службой судебных приставов  и специальным должностным лицом  — судебным приставом-исполнителем, деятельность которого строго регламентируется федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», что также является важной гарантией  защиты прав граждан и организаций  в исполнительном производстве.

 

В процессе принудительного  исполнения принимают активное участие  лица, участвующие в исполнительном производстве, и лица, содействующие  исполнительному производству, указанные  в главе 6 Закона «Об исполнительном производстве». Иные субъекты имеют  возможность защищать свои права  в порядке, предусмотренном главами 17,18 Закона «Об исполнительном производстве», предполагающими в том числе и судебную защиту прав граждан и организаций.

 

Природа исполнительного  производства  характеризуется именно тем, что в его рамках осуществляется принудительное исполнение. В связи  с этим исполнительное производство является самостоятельным участком правоохранительной деятельности.

 

Рассмотренные выше обстоятельства позволяют охарактеризовать исполнительную процессуальную форму как определенную законодательством об исполнительном производстве систему гарантий, последовательного  порядка принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также  актов других органов, которым при  осуществлении установленных законом  полномочий предоставлено право  возлагать на граждан, организации  или бюджеты всех уровней обязанности  по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты  денежных средств и иного имущества либо совершать в их пользу определенные действия или воздерживаться от совершения этих действий.

 

Таким образом, предмет правового  регулирования исполнительного  процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя  в исполнительном производстве.

 

Наряду с предметом  правового регулирования другим системообразующим фактором любой  отрасли права является метод  правового регулирования.

 

Под методом правового  регулирования в общей теории права понимают совокупность юридических  приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие  на данную группу общественных отношений, и выделяют следующие его элементы[6]:

 

а) общее юридическое положение  субъектов права;

 

б) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

 

в) способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов;

 

г) юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры  их применения.

 

Метод правового регулирования  отношений, возникающих в исполнительном производстве, характеризуется сочетанием императивности и диспозитивности.

 

В исполнительном производстве отношения власти и подчинения составляют императивный метод правового регулирования  процессуальных отношений, возникающих  в исполнительном производстве, в  силу того что метод правового  регулирования предопределяется особенностями  предмета правового  регулирования.

 

Императивность метода правового  регулирования определяется тем, что  в процессуальных отношениях, возникающих  в исполнительном производстве, участвует  судебный пристав-исполнитель —  с одной стороны — и иные субъекты, в том числе лица, участвующие  в исполнительном производстве, с  другой. Поэтому в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда только два субъекта, один из которых судебный пристав-исполнитель. Императивность проявляется в отношениях судебного пристава-исполнителя  с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и связана с формой исполнения.

 

Отношения власти и подчинения в исполнительном производстве –  это отношения, возникающие при  осуществлении судебным приставом-исполнителем своей компетенции, которая распространяется не только на лица, участвующие в  исполнительном производстве, но и  на многие иные субъекты. Так, согласно п.1 ст. 6 Закона «О судебных приставах» законные требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан  на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и  действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом[7].

 

Диспозитивность метода предполагает возможность совершения действий (либо их несовершения) по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Диспозитивность метода правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права, в которых применяется метод юридического равенства сторон.

 

К  примеру,  диспозитивность  проявляется в исполнительном производстве в возбуждении исполнительного  производства, отказе взыскателя от взыскания, заключении мирового соглашения между  взыскателем и должником, отказе взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о  передаче их взыскателю, и в других действиях. Возможность совершения  (несовершения)  действий имеется и у должника. При этом следует согласиться с тем, что выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить юрисдикционный акт — исполнительный документ.


Информация о работе Законная сила судебного решения