Законодательная техника, терминология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:51, реферат

Описание работы

Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника; индивидуальных актов.

Содержание

1.Законодательная техника
1.Социальный фактор и правовая культура……………….………………2
2.Законотворчество: Познание, деятельность, результат……………..4
3.Задачи законодательной техники………………………………………...6
4.Правила законодательной техники………………………………………7
5.Законодательный процесс………………………………………………….9
6.Подготовка закона…………………………………………………………..10
7.Рассмотрение проекта в высшем законодательном органе…………...12
8.Опубликование федерального закона……………………………………...15
9.Текст закона………………………………………………………………..16
2.Терминология
1.Понятие термина. Его признаки………………………………………...17
2.Классификация терминов……………………………………………….. 20
3.Научно-техническая терминология и другие техницизмы,
употребляемые в законе…………………………………………………..…23
4.Иностранная терминология……………………………………………...26
5.Нормативные дефиниции…………………………………………………27
6.Вопрос синонимии………………………………………………………….29
7.Заключение………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

законадательная техника.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных  нормативных актов в области  санитарии, медицины, ветеринарии, техники  безопасности и т. д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности;

— следует  избегать употребления иностранных  слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п. нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его сухость, доступность для понимания.

Достижению  указанных свойств текстов нормативных актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам.

Во-первых, по форме предложения, в котором  выражена норма. Норма права может  быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении ее адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины: "запрещено", "обязан", "имеет право" и т. п.

Во многих случаях норма и формулируется  в виде нормативного предложения  с использованием указанных и  им подобных терминов.

Например, "продавец вправе", "должник обязан", "суд  имеет право",

"следователь  обязан" и т. п. Но довольно  часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов.

Это имеет  место, например, в случаях, когда  описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов. Например, ч.

1 ст. 59 АПК  РФ изложен так: "Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению..." Более точно он мог быть изложен с использованием нормативных терминов: "Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства" и т. д.

Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному более общему или абстрактному понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Например, детально перечислены в УК РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго — точность, конкретность изложения.

В-третьих, по степени полноты изложения нормы  выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все  элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. "бланк" — белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, "нарушение правил пожарной безопасности"

(ст. 219 УК  РФ). Сами правила в этом случае  многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться  неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия.

5.Законодательный  процесс.

Понятие закона. Формирование правового государства  связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина.

Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов. Их называют поэтому подзаконными актами.

Дадим определение  закона. Закон есть основной правовой акт, издаваемый законодательным (и  представительным) органом или принимаемый  путем народного голосования  для регулирования важнейших  общественных отношений.

6.Подготовка  закона.

Содержание  законов, принимаемых в Российской Федерации, определяется в юридическом  смысле объемом предметов ведения  и полномочий Федерации и ее субъектов

Уместно обратить внимание на разные способы установления предмета законодательного регулирования. Во-первых, точное определение темы в

"назывном" законе, который предусмотрен в  конституции или другом законе. Во-вторых, закрепление общей сферы,  из которой предстоит вычленить  предметы регулирования будущих  законов. В-третьих, установление перечня или строго определенных вопросов, для решения которых принимаются законы. В-четвертых, закрепление отраслей законодательства, отнесенных к ведению Федерации и ее субъектов. В- пятых, презюмирование, предложение темы будущего закона, в силу необходимости решения новых задач развития государства и общества или остроты ситуации в стране. В-шестых, потребности упорядочения законодательного массива, когда требуется устранить пробелы, проявления множественности и противоречий в законодательном регулировании.

Подготовка  и рассмотрение проектов федерального закона.

Законодательный процесс. Первый шаг в определении  темы будущего закона

– это выяснение  того, существует ли общественная потребность  в законодательном регулировании  соответствующей сферы жизни государства и общества.

Далее следует  четко установить существо вопроса, который необходимо решить в проекте  закона, а также общую цель предполагаемого  правового регулирования. Нужно  определить и возможные последствия  действия закона: экономические, социальные, политические, экологические и др.

Необходимо  предварительно изучить действующее  в Российской

Федерации законодательство, подзаконные акты по данному вопросу  и практику их применения, законодательство зарубежных стран и практику его  применения, международные договоры и общепризнанные нормы международного права, регулирующие соответствующие отношения.

Тогда уже  можно определить предполагаемые затраты  материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации будущего закона, оценить, целесообразны ли такие затраты для достижения ожидаемых результатов.

Кто может  готовить и вносить проект закона? Ответ содержится в ст. 104 Конституции  РФ. Право законодательной инициативы принадлежит

Президенту  РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам

Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным

(представительным) органам субъектов Федерации.  Право законодательной инициативы  принадлежит также Конституционному  Суду РФ, Верховному Суду

РФ и Высшему  Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Закон, который  призван стать эффективным социальным регулятором, возникает на мощной информационной базе. Отметим прежде всего изменения  видов информации на разных стадиях  законодательного процесса.

На каждой из них есть приоритетные виды информации.

Так, на стадии подготовки концепции и варианта законопроекта преимущественно  используются: а) сведения, обосновывающие необходимость принятия конкретного  закона; б) справки и информационные обзоры о всех действующих в области

(регионе)  актах по данной проблеме; в) заключение юридической службы о соответствии законопроекта

Конституции РФ и действующему законодательству; г) информация об уровне научной разработанности  проблемы; д) расчетная аналитическая  информация (предполагаемые расходы, связанные  с реализацией закона); е) прогнозная информация о возможных последствиях действия

На стадии предварительного рассмотрения законопроекта  рассматриваются: а) варианты правовых решений включая альтернативные проекты; б) рекомендации по поводу лучших правовых решений по этому вопросу в нашей стране и за рубежом; в) экспертные оценки в том числе правовая, финансово- экономическая экспертиза представленного законопроекта).

На стадии первого чтения законопроекта необходимы материалы: а) об обоснованиях общей  концепции основного проекта и альтернативных проектов если таковые имеются); б) о перечне органов и должностных лиц, которым законопроект направлялся на заключение, сведения об имеющихся в этой связи разногласиях и мотивированное мнение о них; в) об итогах экспертизы законопроекта; г) о ходе работы над законопроектом в комитете (комитетах) при его предварительном рассмотрении. На стадии второго чтения законопроекта депутатам помимо доработанного текста законопроекта представляются: а) информация о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия или отклонения таблица поправок, рекомендованных к отклонению комитетами, и таблица

7.Рассмотрение  проекта в высшем законодательном  органе.

Законопроект, внесенный в Государственную  Думу, направляется

Советом Государственной  Думы в соответствии с тематикой  проекта в профильный комитет, который  и назначается ответственным  по данному законопроекту. Законопроекты  по вопросам совместного ведения  Российской

Федерации и  ее субъектов, направляются субъектам Российской Федерации для дачи замечаний и предложений. По решению комитета, ответственного за подготовку законопроекта, он направляется на заключение

Правительства РФ, соответствующих министерств  и ведомств, государственных и  общественных органов, на научную экспертизу.

Правовое  управление аппарата Государственной  Думы по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую  экспертизу законопроекта с точки  зрения соответствия его структуры, терминологии и формы требованиям  юридической техники, а также проверку и уточнение представленных субъектом законодательной инициативы перечней законодательных актов, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного законопроекта. Отметим, что юридико-техническая работа с проектом очень важна, поскольку непосредственно влияет на качество принимаемого акта.

Рассмотрение  законопроектов в Государственной  Думе осуществляется в трех чтениях, если Думой применительно к конкретному  законопроекту не будет принято  другое решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в  первом чтении, и материалы к нему, представленные инициатором законопроекта  и комитетом, ответственным за его  подготовку, направляются через Совет

Государственной Думы депутатам Государственной  Думы не позднее, чем .за три дня до его рассмотрения. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении рассматриваются его основные положения, дается общая оценка концепции законопроекта и решается вопрос о необходимости его принятия.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении

Государственная Дума может принять одно из следующих  решений: принять законопроект в  первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных  замечаний и предложений; отклонить  законопроект; принять закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная

Дума может  установить сроки подачи поправок к  законопроекту и внесения его  на второе чтение.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (50 + 1 голос). Это решение оформляется постановлением Государственной Думы.

Поправки  к проекту закона, принятого в  первом чтении, вправе вносить все  субъекты права законодательной  инициативы. Комитет

Государственной Думы, ответственный за законопроект, изучает поправки и проводит их обобщение. Законопроект вместе со всеми необходимыми материалами (таблицы поправок, заключения и др.) должен быть представлен депутатам  не позднее чем за 15 дней до рассмотрения законопроекта Государственной Думой.

Второе чтение проекта закона в Государственной  Думе начинается с выступления представителя  ответственного комитета, в котором  сообщается об итогах рассмотрения законопроекта  в комитете, о поступивших поправках.

В случаях, если принятый Государственной Думой  федеральный закон не подлежит обязательному  рассмотрению Советом Федерации  и если в течение 14 дней он не был  рассмотрен Советом Федерации, то в  течение пяти дней данный федеральный  закон направляется Государственной Думой

Информация о работе Законодательная техника, терминология