Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть соотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности.

Задачи:

раскрыть понятия «коммуникативная личность», «языковая личность»
выявить параметры и модели коммуникативной личности;
соотнести социальные и индивидуальные аспекты общения коммуникативной личности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятия и особенности личности ……………………………………8

§1. Понятия «языковая личность» и «коммуникативная личность»………….....8

§2. Параметры и модели коммуникативной личности……………..…………....13

Глава II. Индивидуальные и социальные и особенности личности…..….19

§1.Индивидуальные свойства личности …………………………………………19

§2.Социальные особенности личности…………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………..………30

Список использованной литературы……………………………………..…...34

36

Работа содержит 1 файл

коммуникативная личность.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятия и особенности личности ……………………………………8

§1. Понятия «языковая личность» и «коммуникативная личность»………….....8

§2. Параметры и модели коммуникативной личности……………..…………....13

Глава II. Индивидуальные  и социальные и особенности личности…..….19

§1.Индивидуальные свойства личности …………………………………………19

§2.Социальные особенности личности…………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………..………30

Список использованной литературы……………………………………..…...34

Приложение………………………………………………………………...……..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Личность  человека можно изучать с различных  аспектов деятельности. Для теории коммуникации особое значение имеет изучение «человека говорящего», то есть реализующего себя как коммуникативную личность. По данным ученых, коммуникативная деятельность человека составляет около 80% всего его существования, из них: аудирование - 45%, говорение - 30%, чтение - 16%, письмо - 9%. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения, приводят к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных россиян развития новых качеств. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Поэтому, проблема изучения коммуникативной личности, ее социальных и индивидуальных свойств является актуальной проблемой на сегодняшний день.

    Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

    Процесс восприятия одним человеком другого  выступает как обязательная составная  часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку  человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком, как личность.

    Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

    Процесс понимания друг друга «осложняется»  явлением рефлексии. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается твой внутренний мир.

    Научить человека психологически верно и  ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно в ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.

    В рассмотрении первой главы наиболее помогли нижеперечисленные учебники.

    С помощью учебника Конецкой В.П. «Социология коммуникации» в работе удалось определить, что такое коммуникативная и языковая личность, подробно рассмотреть особенности языковой и коммуникативной личности, определить сходства и отличия данных понятий.

    Караулов  Ю.Н. «Русский язык и языковая личность». В этой книге рассматривается один из интереснейших вопросов лингвистики - о формах существования языка и способах его использования. Разрабатывая понятие языковой личности, автор показывает, что оно является системообразующим для описания национального языка и на его основе оказывается возможным достичь нового синтеза знаний о русском языке, преломленном через структуру русской языковой личности.

    Этот  учебник в курсовой работе используется неоднократно. С помощью данной книги удалось рассмотреть формы существования языка и способы его использования.

    Немалую пользу в написании данной курсовой работы принесла книга, «Основы речевой коммуникации», чьим авторами являются Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Благодаря книге «Основы речевой коммуникации». Учебник посвящен основам коммуникативной деятельности и нацелен на обучение речевому общению путем совершенствования навыков всех видов речевой деятельности — чтения, слушания, письменной и устной речи. Излагаются основные понятия теории речевой коммуникации, теоретические сведения, необходимые для повышения эффективности речевой деятельности во всех ее проявлениях, приводится система упражнений, направленных на улучшение речи и навыков общения, на освоение речевых тактик и психологических приемов взаимодействия с собеседником.

    Огромную роль сыграл учебник Фролова С.С. «Социология» в рассмотрении основных понятий и концепций социологии. В книге подробно рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, о целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Также описывались виды и особенности таких понятий как социальные действия, воздействия и взаимодействия.

     Харчева В.Г «Основы социологии». В книге показано становление и развитие социологии как теоретической и прикладной науки, проанализированы концепции наиболее известных представителей социологической мысли, приведены основные понятия социологии.

    Что касается работы Клюева Е.В. «Речевая коммуникация», данное учебное пособие помогло также в написании работы. Учебное пособие посвящено речевой коммуникации и прежде всего - коммуникативным стратегиям и тактикам говорящих.

    Также не обошлось без использования других учебных пособий для полного  раскрытия второй главы, одним из которых является «Основы теории коммуникации» Василик М.А.. В книге рассматриваются вопросы методологии коммуникативных процессов. Содержание учебника включает историю и современные проблемы теории коммуникации — одной из перспективных отраслей научного знания. Исследуются различные виды и уровни коммуникации. Большое внимание уделяется видам профессионально ориентированной коммуникации.

    В работе также были использованы материалы с  интернет – библиотек.

    Таким образом, использование данных источников дает возможность воспользоваться точными данными в рассмотрении важных вопросов и подробно рассмотреть коммуникативную личность, а так же рассмотреть соотношение индивидуальных и социальных аспектов личности.

    Цель работы – рассмотреть соотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности.

    Задачи:

  • раскрыть понятия «коммуникативная личность», «языковая личность»
  • выявить параметры и модели коммуникативной личности;
  • соотнести социальные и индивидуальные аспекты общения коммуникативной личности;

    В данной работе коммуникативная личность рассматривается как индивидуальный и социальный субъект общения. Человек постоянно взаимодействует не только с другими людьми, но и с самим собой. А также определяется характер взаимодействия субъектов общения по типологии их личности.  

    Объектом  исследования является коммуникативная личность

    Предметом исследования является соотношение социального и индивидуального.

    Теоретическая новизна состоит в том, что выявленные проблемы коммуникации сопоставимы с индивидуальными особенностями психического развития студентов.

    Практическая  значимость состоит в выработке рекомендаций по преодолению проблем в общении и развитию коммуникативных свойств личности.

    Что касается метода исследования, автор  не обошелся без помощи учебных и научно-исследовательских пособий.

    Работа  состоит из оглавления, введения трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    В заключении были проведены итоги по данной курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятия и особенности личности. 

§1.Понятия «коммуникативная личность» и «языковая личность». 

       Понятия коммуникативная и языковая личность очень схожи по значению, однако, есть некоторые отличия. Для того чтобы понять в чем их главное отличие, необходимо рассмотреть эти два понятия.

    Формирование  коммуникативной личности происходит в процессе общения, которое осуществляют индивиды, использующие свою коммуникативную компетенцию, определяющие стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливающие определенный опыт.

    Коммуникативная личность – это субъект, взятый со стороны его способности к выработке, использованию и ретрансляции коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие между людьми.

    Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью  ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

    Коммуникативная личность имеет свои особенности  актуализации на разных уровнях и  в разных типах коммуникации. Проявления коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

    Социология  рассматривает коммуникативную  личность не только как «коммуникативный индивид», но и как «коммуникативную индивидуальность», которая к тому же наделяется такими сущностными характеристиками, как харизма и коммуникабельность.

    Харизма (греч. xaris - грациозность, красота) понимается как личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как динамизм, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и др. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» - образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

    Под коммуникабельностью понимается способность личности по своей инициативе устанавливать коммуникативные контакты в любой сфере общения или поддерживать контакты, предложенные ей партнерами. В обиходной речи, да и в научно-популярном контексте коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение.

    Изучение  коммуникативной личности опирается на определения понятия «личность» как категории философской, социологической, психологической и лингвистической. С учетом исследований этих дисциплин родовое понятие «личность» можно раскрыть как целостную структуру социально значимых качеств, приобретенных индивидом в совместной с другими деятельности и общении и определяющих его индивидуальность.

    Разнообразие  подходов и множество теорий свидетельствуют  о сложности проблемы обоснования  существенных признаков личности, ее структуры и функционирования. Различие заключается главным образом в понимании роли стадий в процессе формирования личности: создание познавательных навыков - в теории развития познания (Ж.Пиаже), понимание чувств других людей - в теории нравственного развития (Л.Колберг),  преодоление напряженности в сознании собственного «Я» - в психоаналитических теориях (З.Фрейд, Э.Эриксон), формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру, в котором осуществляется ее деятельность, - в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Информация о работе Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности