Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть соотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности.

Задачи:

раскрыть понятия «коммуникативная личность», «языковая личность»
выявить параметры и модели коммуникативной личности;
соотнести социальные и индивидуальные аспекты общения коммуникативной личности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятия и особенности личности ……………………………………8

§1. Понятия «языковая личность» и «коммуникативная личность»………….....8

§2. Параметры и модели коммуникативной личности……………..…………....13

Глава II. Индивидуальные и социальные и особенности личности…..….19

§1.Индивидуальные свойства личности …………………………………………19

§2.Социальные особенности личности…………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………..………30

Список использованной литературы……………………………………..…...34

36

Работа содержит 1 файл

коммуникативная личность.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

    Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для «борьбы» с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).

    Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.

    Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть «о погоде», фатическое общение).

    Интровертный  коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

    Таким образом, параметры коммуникативной личности определяются коммуникативными потребностями и являются одним из значимых составляющих коммуникативной личности, которые помогают личности в процессе коммуникации. Что касается индивида и коммуникативной личности, то можно сказать, что это не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности. В психологии распространена концепция множественности личности крайним проявлением этого является клиническая раздвоенность личности (психическое расстройство), но и здоровый человек может проявлять себя в различных сферах. 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Индивидуальные и социальные особенности личности.

§1.Индивидуальные свойства личности:

    К индивидуальным свойствам коммуникативной  личности относят: темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля.

    Одним из главных свойств личности является, темперамент. Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. 

    Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. От темперамента зависит качество коммуникации. Существует 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и холерик.

    Холерики отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

    Если  рассматривать сангвиника, то это  человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

    Что касается флегматика, то можно сказать следующее: он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

    И наконец, меланхолик. Это человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

    Таким образом, от темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. И наиболее удачным типом для коммуникативной личности, является сангвиник.

    Еще одним важным свойством  личности является характер. Это безусловно, важная особенность личности, поэтому от того какой у коммуникативной личности, зависит дальнейшая коммуникация. Иначе говоря, характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

    Большинство исследователей выделяет в структуре  сложившегося характера прежде всего  две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

    Кроме содержания и формы в отечественной  психологии в структуре характера  представлены индивидуальные особенности  личности: интеллектуальные, волевые  и эмоциональные. В связи с  этим исследователи выделяют в структуре  характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

    Немалой важностью в жизни  коммуникативной  личности обладает способность. Это  существенно важное качество говорящего. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

    В науке четко разделяют понятия  “задатки” и “способности”.

    Задатки – это врожденные анатомо-физиологические  особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

    Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

    Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

    Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

    Как у любого нормального человека и у коммуникативной личности есть чувства и эмоции. Это тоже является важной составляющей качеств личности.

    Переживание человеком своего отношения к  тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

    Чувства и эмоции это и есть взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.

    Чувство – это наиболее сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.

    Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

    Моральные, или нравственные, чувства – это  чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

    Интеллектуальные  чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

    Эстетические  чувства переживаются в связи  с восприятием предметов, явлений  и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к  различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот,  дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.

    Все это может и должен в себе сочетать коммуникативная личность.

    Важной  особенностью в жизни и деятельности коммуникативной личности является воля. То есть это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

    Воля  – одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля – это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстреналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.

    Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить  спектр своих возможностей.

    Таким образом, темперамент, характер, способности, задатки, чувства, эмоции, воля - это все индивидуальные свойства личности, которые могут быть врожденными или формироваться на протяжении всей жизни. Данные свойства очень важны и необходимы для жизни и деятельности коммуникативной личности.

§2.Социальные особенности личности.

    В коммуникативной личности также  выделяют социальные свойства личности. Это - социальное воздействие и взаимодействия. Они очень необходимы для коммуникативной личности.

    Социальное  – это все то в человеке, что возникает в результате общения с другими людьми. Оно «не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения, например, способность научиться речи».

    Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных  потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие). В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий. Коммуникативная личность так же имеет возможность воздействовать на аудиторию.

    С.С. Фролов выделяет несколько типов социальных воздействий. Он говорит о социальных контактах, как о “типе мимолетных кратковременных связей”, социальных действиях, ориентированных на другого человека и соотносимых с его поведением, и социальных отношениях, как устойчивых социальных связях, “которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующими поведением взаимодействующих индивидов”7.

    Социальные  контакты подразделяются на:

Информация о работе Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности