Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть соотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности.

Задачи:

раскрыть понятия «коммуникативная личность», «языковая личность»
выявить параметры и модели коммуникативной личности;
соотнести социальные и индивидуальные аспекты общения коммуникативной личности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятия и особенности личности ……………………………………8

§1. Понятия «языковая личность» и «коммуникативная личность»………….....8

§2. Параметры и модели коммуникативной личности……………..…………....13

Глава II. Индивидуальные и социальные и особенности личности…..….19

§1.Индивидуальные свойства личности …………………………………………19

§2.Социальные особенности личности…………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………..………30

Список использованной литературы……………………………………..…...34

36

Работа содержит 1 файл

коммуникативная личность.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

    Особую  социопсихологическую проблему представляют критерии оценки личности. В этом плане  заслуживает внимания предложение Ю.А.Сорокина о целесообразности различать фактическую ценность личности, с точки зрения реальных результатов ее деятельности, и значимость личности, с точки зрения ее социального статуса - положения в обществе. Это особенно необходимо, потому что в жизни часто наблюдается несовпадение: достаточно вспомнить судьбу Мусоргского, Моцарта, Сервантеса и другие гениальные личности, которые были забыты своим обществом, - на закате их дней общество не оказало им достойного внимания.1

    Под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, языковая компетенция.

    В теоретике-гносеологической модели языковой личности выделяются три уровня: 1) вербально-семантический, 2) лингвокогнитивный и 3) мотивационный. Критериями выделения данных уровней являются типовые единицы - слова, обобщенные понятия - концепты и коммуникативно-деятельностные потребности, отношения между этими единицами и стереотипы их объединения в определенные комплексы. Данная трехуровневая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках трех существенных характеристик – вербально - семантической, или собственно языковой, когнитивной (познавательной) и прагматической.

    Вербально - семантическая характеристика складывается из лексикона индивидуума - всего запаса слов и словосочетаний, которыми он пользуется в естественной вербальной коммуникации. При этом учитывается не только количество лексических единиц, но и умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функционально-стилистической ценности. Индивидуальность этой характеристики определяется не только степенью владения этим умением, но и нарушением нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

    Когнитивная характеристика связана с интеллектуальной сферой личности, познавательной деятельностью человека, предполагающей мыслительные процессы. У каждого индивидуума в процессе его развития вырабатываются идеи, концепты, которые отражают его видение «картины мира». В его сознании они представлены как некая система социальных и культурологических ценностей, сформировавшаяся в конкретных условиях социального опыта и деятельности. Это отражается в использовании разговорных формул и индивидуальных речевых оборотов, по которым часто определяют известную личность.

    Прагматическая  характеристика определяется целями и задачами коммуникации - намерением говорящего, его интересами, мотивами и конкретными коммуникативными установками. Именно мотивированность говорящего, которая является «коммуникативно - деятельностной потребностью», и представляет собой единицу прагматического уровня языковой личности, служит наиболее существенным фактором, обусловливающим ее индивидуальные особенности. Эти особенности определяются не только уровнем знания логических рассуждений индивида, но в значительной степени и его эмоциями и ситуативными факторами общения. Разнообразие этих факторов и отсутствие достаточно устойчивых формальных изменений в речи говорящего затрудняют исследование прагматической характеристики как важнейшего уровня структуры языковой личности.

    Из  трех уровней языковой личности лишь последний характеризует индивида именно в плане его коммуникативных способностей. Вербально - семантических характеристик явно недостаточно для оценки коммуникативных способностей и возможностей. Известно, что значительное место в естественной коммуникации занимают невербальные средства, передающие до 65% смысловой и оценочной информации. Когнитивный уровень в данной модели естественно ориентирован в большей степени на языковые характеристики личности. Для коммуникации, наряду с системой социальных и культурологических ценностей, большое значение имеют и другие когнитивные факторы, связанные с механизмами адекватного восприятия и целенаправленной передачи информации.

    Безусловно, обоснование модели языковой личности является значительным вкладом в  разработку теоретического и практического  аспектов социальной коммуникации. Изучение языковой личности и путей ее формирования в пределах выделенных характеристик может иметь различную степень глубины в зависимости от конкретной цели исследования, например, в сравнительном или историческом плане, в различных коммуникативных сферах, особенно связанных с общественными отношениями.

    И так, языковая личность является одним из важнейших характеристик человека, которая необходима для коммуникативной личности. 

    Таким образом, «коммуникативная личность», как видовое понятие значительно шире понятия «языковая личность», так как предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины. В отличие от коммуникативной личности, языковая личность предполагает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих только создание и восприятие им речевых произведений, 

§2 Параметры и модели коммуникативной личности. 

    Параметры коммуникативной личности определяются степенью ее коммуникативных потребностей, познавательных потребностей, когнитивным  диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательной активности, коммуникативной  компетенцией. В силу этого параметры  коммуникативной личности условно можно разделить на три группы: мотивационные, когнитивные и функциональные.

    Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное  место в структуре коммуникативной  личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация - бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор.

    Когнитивные параметры связаны с познавательным опытом личности, ее интеллектуально-эмоциональным  потенциалом. Если личность владеет знанием о необходимых в той или иной ситуации коммуникативных кодах, тогда коды обеспечивают ей адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, а также формы воздействия на партнера по общению. Когнитивные параметры сопряжены только с самонаблюдением и самосознанием личности, которая обладает способностью верно оценивать познавательный диапазон партнера и выстраивать в соответствии с этим свои коммуникационные стратегии. Когнитивные параметры также связаны со способностью личности адекватно воспринимать информацию и воздействовать на партнера, влияют на верную оценку и самооценку когнитивного диапазона коммуникаторов, а также на знание норм и кодов вербальной и невербальной коммуникации. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

    Когнитивный параметр является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной  потребностью и конкретной коммуникативной  ситуацией. 

    Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение общения в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

    Наличие типовых параметров, характеризующих  индивида в его коммуникативной  деятельности, дает возможность представить  их в обобщенном виде - в виде двухступенчатой модели коммуникативной личности (прил. 1).

    Все параметры коммуникативной личности нацелены на поддержание контакта, на выявление намерений партнера, установление прямых и обратных коммуникативных  связей, самокоррекцию и т.п.

    Выделенные  характеристики коммуникативной личности актуализируются одновременно при  помощи специфических механизмов речемыслительной деятельности. Самым сложным является механизм, осуществляющий переход с уровня единиц языковой системы к уровню коммуникативных единиц в условиях постоянно видоизменяющихся ситуативных факторов коммуникации.

    Американский специалист по теории коммуникации П.Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателю сообщения, что их отношение к нам, и, что более важно, их поведение по отношению к нам, определяется, в значительной степени, нашим отношением к ним.2

    Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным  принципом коммуникации. Люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации.

    Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику  коммуникативного поведения, накапливают  определенный опыт. Разумеется, каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности.

    Под коммуникативной личностью понимается совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт», визитная карточка.

    Обмен «любезностями» между представителями отдельных социальных групп (заключенные, молодежь и подростки, ученые), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фатической, контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения (подтекст: Мы с тобой одной крови, ты и я).3

    Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова persona – маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов, и как совокупность собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке.

    Аристотель  писал, что душа есть начало живых  существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи – через посредство души – живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души, свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р.Декарта. Некартезианская парадигма не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние.4

    По  определению философского энциклопедического словаря, личность представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами литературоведа, языковеда и философа М.М.Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект, и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).5

    Коммуникативное поведение человечества также состоит из общих моментов в поведении отдельных личностей. Существуют только отдельные индивиды, коммуникативное поведение которых составляет единый язык. Но и в поведении индивида отражаются свойства природной и социальной (в том числе коммуникативной) среды. В некартезианской парадигме говорится также о воплощении  природных и общественных структур в отдельном индивиде. Своеобразие формальных и стилистических характеристик речи отдельного носителя данного языка называют идиолектом.6

    Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы – будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник).

    В зависимости от способа использования  своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу. Человек  всегда невольно «подстраивается» под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляет метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Один из параметров «на контроле» у коммуникатора – тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

Информация о работе Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности