Элективная программа «Современная поэзия
Великобритании» отвечает требованиям
программы по английскому языку, т.к. она
ставит своей целью развить межкультурную
компетенцию, а именно:
- приобщить студентов к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка;
- расширить и углубить знания студентов о британской поэзии на английском языке;
- развивать понимание важности изучения иностранных языков;
- развивать толерантное отношение к проявлениям другой культуры;
- создать условия для формирования у студентов умений самостоятельно ставить цели и задачи по отношению к дальнейшему изучению английского языка;
- формировать интерес к литературе, готовности и способности осваивать данное направление;
- развивать практические навыки использования английского языка.
По окончании курса
учащиеся должны:
- иметь представление о современной английской поэзии;
- знать современных популярных авторов Британии;
- уметь видеть социокультурный контекст;
- уметь вести беседу, аргументировано отстаивать свое мнение в обсуждении.
Данный элективный курс рассчитан
на 36 часов - по одному разу
в неделю. Выбор авторов и литературных
произведений сделан с учетом
возрастных особенностей и интересов учащихся, а также в соответствии
со следующими критериями:
- критерий культурологической и страноведческой ценности;
- критерий типичности, современности и общеизвестности отбираемых фоновых знаний;
- критерий ориентации на современную действительность, требование четкой дифференциации с родной культурой, экзотичность фоновых знаний;
- критерий учета адресата отбора;
- тематический критерий;
- критерий функциональности;
Тексты на языке оригинала
отвечают уровню владения английским языком студентами англоязычных вузов.
Если произведение большое, то к анализу
его на английском языке необходимо брать
отдельные главы. Материал предназначен
как для самостоятельной работы, так и
для работы в на занятии.
Таблица №1.
Программа элективного
курса.
№ |
Тема |
Произведения |
Кол-во часов |
1. |
Поэзия Великобритании:
история и современность. |
|
2 |
2. |
Поэты – лауреаты Нобелевской премии. |
S. Heaney. Blackberry-Picking, The Peninsula
W. Yeats. The Second Coming |
4 |
3. |
Родители и дети; семья; |
T. Harrison. Long Distance
T. Hughes. Full Moon and Little Frieda
T. Harrison. Marked with D.
R.S. Thomas. A Marriage.
C. Rumens. Lullaby for a First Child.
A. Stevenson. The Victory
T. Harrison. Background Material. |
8 |
3. |
Природа |
R.S. Thomas. The Moor |
2 |
4. |
Любовь |
C.A. Duffy. Valentine
Ph. Larkin. No Road.
C. Rumens. Simple Poem. |
6 |
5. |
Жизнь и смерть |
Ph. Larkin. Days
C.A. Duffy. And Then What? |
6 |
6. |
Иностранцы в Великобритании |
C.A. Duffy. Foreign |
4 |
7. |
Роль женщины в обществе |
C.A. Duffy. Mrs. Darwin |
2 |
8. |
Искусство |
A.Stevenson. Breughel’s Snow. |
2 |
По окончании курса студенты
ознакомлены с произведениями
признанных поэтов Великобритании, имеют представление о современной
английской поэзии; умеют видеть социокультурный
контекст в произведении, определять тему
и основную тему произведения, а так же
умеют вести беседу и аргументировано
отстаивать свое мнение в обсуждении.
Итак, для студентов языковых
вузов целесообразно предложить
элективный курс «Современная
поэзия Великобритании», потому что в процессе обучения студенты
приобщаются к культуре, традициям и реалиям
страны изучаемого языка, развивается
понимание важности изучения иностранных
языков, развиваются практические навыки
использования английского языка, формируются
межкультурная, социокультурная и речевая
компетенции.
Заключение.
Итак,
1) Межкультурная компетенция является необходимостью
для достижения взаимопонимания в
межкультурном общении. В её структуре
выделяют отношения, знания, умения интерпретации
и соотнесения, умения открытия и взаимодействия,
критическое и аналитическое осознание
культуры.
2) Элективный курс – индивидуальная образовательная
программа, которая позволяет углубленно
изучать тот или иной предмет. Выделяют
ознакомительные, специализированные
и прикладные элективные курсы трёх типов:
предметные, межпредметные и курсы
по предметам, не входящим в базисный учебный
план.
3) Разработан ознакомительный элективный
курс для студентов языковых вузов по
теме «Современная поэзия Великобритании»,
который формирует межкультурную компетенцию
личности и приобщает к культуре, традициям
и реалиям страны изучаемого языка.
Список литературы
- Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» //Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. - С. 328-325.
- Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. - М.: Политиздат, 1991. – 412 с.
- Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. - М.: ИЯШ, 1988.
- Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её достижения// http://rspu.edu.ru/journals/lexicography/conference/vasilieva%20N.html
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: М, 1990
- Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
- Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст]. - СПб.: КАРО. 2005. – 236, 352с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - М., 2002.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Вестник образования, декабрь. - М., 2002.
- Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов.- http://www.college.ru. - [Электронный ресурс], 2004.
- Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// http://www.college.ru. - [Электронный ресурс], - 2003.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. – М.: Русский язык, 1989.
- Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур [Текст]. - Воронеж: Истоки, 1996. - 239с.
- Халеева, И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста И.И. Халеева // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М.: РАН ИРЯ, 1995.
- Элективные курсы в профильном обучении. НФПК. / Под общ. ред. А.Г. Каспаржака. - М., 2004.
- Byram, Michael. Assessing Intercultural Competence
in Language Teaching// Sprogforum, No 18, Vol. 6, pp. 8-13. Retrieved
March 4, 2004 from http://www.dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html
- Knapp, Karlfried. Intercultural Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html
Retrieved January 3, 2003.
- Lehtonen, Jaakko. Globalization, National Cultures,
and the Paradox of Intercultural Competence// http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/globalization.html Retrieved December 2, 2003.
- Phillips, Elaine. IC? I see! Developing learners’ intercultural competence// LOTE CED Communique,
issue 3. Retrieved February 17, 2004 from http://www.sedl.org/loteced/communique/n03.html