Формирование межкультурной компетенции у студентов в рамках элективных курсов по англоязычной поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

В сегодняшнем мире, когда мы стали жителями «глобальной деревни», все больше и больше времени уходит на общение с представителями других культур. Это происходит как на бытовом, так и деловом уровнях. Поэтому проблема межкультурной компетенции в коммуникативном процессе становится особенно актуальной. Личности, которые неоднородны по своему этнической и культурной принадлежности, при общении друг с другом испытывают огромное количество проблем из-за того, что по-разному воспринимают определённую информацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
§1.Понятие, сущность и структура межкультурной компетенции………........ 4
§2. Элективный курс по иностранному языку. Виды и функции …………... 11
§3. Элективный курс «Современная поэзия Великобритании»……………... 16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

курсовая работа полностью.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

           Элективная программа «Современная поэзия Великобритании» отвечает требованиям программы по английскому языку, т.к. она ставит своей целью развить межкультурную компетенцию, а именно:

  • приобщить студентов к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка;
  • расширить и углубить знания студентов о британской поэзии на английском языке;
  • развивать понимание важности изучения иностранных языков;
  • развивать толерантное отношение к проявлениям другой культуры;
  • создать условия для формирования у студентов умений самостоятельно ставить цели и задачи по отношению к дальнейшему изучению английского языка;
  • формировать интерес к литературе, готовности и способности осваивать данное направление;
  • развивать практические навыки использования английского языка.

По окончании курса  учащиеся должны:

  • иметь представление о современной английской поэзии;
  • знать современных популярных авторов Британии;
  • уметь видеть социокультурный контекст;
  • уметь вести беседу, аргументировано отстаивать свое мнение в обсуждении.

          Данный элективный курс рассчитан  на 36 часов - по одному разу  в неделю. Выбор авторов и литературных  произведений сделан с учетом  возрастных особенностей и интересов учащихся, а также в соответствии со следующими критериями:

  • критерий культурологической и страноведческой ценности;
  • критерий типичности, современности и общеизвестности отбираемых фоновых знаний;
  • критерий ориентации на современную действительность, требование четкой дифференциации с родной культурой, экзотичность фоновых знаний;
  • критерий учета адресата отбора;
  • тематический критерий;
  • критерий функциональности;

          Тексты на языке оригинала  отвечают уровню владения английским языком студентами англоязычных вузов. Если произведение большое, то к анализу его на английском языке необходимо брать отдельные главы. Материал предназначен как для самостоятельной работы, так и для работы в на занятии.

 

Таблица №1.

Программа элективного  курса.

Тема

Произведения

Кол-во часов

1.

Поэзия Великобритании: история и современность.

 

2

2.

Поэты – лауреаты Нобелевской премии.

S. Heaney. Blackberry-Picking, The Peninsula

W. Yeats. The Second Coming

4

3.

Родители и дети; семья;

T. Harrison. Long Distance

T. Hughes. Full Moon and Little Frieda

T. Harrison. Marked with D.

R.S. Thomas. A Marriage.

C. Rumens. Lullaby for a First Child.

A. Stevenson. The Victory

T. Harrison. Background Material.

8

3.

Природа

R.S. Thomas. The Moor

2

4.

Любовь

C.A. Duffy. Valentine

Ph. Larkin. No Road.

C. Rumens. Simple Poem.

6

5.

Жизнь и смерть

Ph. Larkin. Days

C.A. Duffy. And Then What?

6

6.

Иностранцы в Великобритании

C.A. Duffy. Foreign

4

7.

Роль женщины в обществе

C.A. Duffy. Mrs. Darwin

2

8.

Искусство

A.Stevenson. Breughel’s Snow.

2


 

 

 

 

           По окончании курса студенты  ознакомлены с произведениями  признанных поэтов Великобритании, имеют представление о современной английской поэзии; умеют видеть социокультурный контекст в произведении, определять тему и основную тему произведения, а так же умеют вести беседу и аргументировано отстаивать свое мнение в обсуждении.

              Итак, для студентов языковых  вузов целесообразно предложить  элективный курс «Современная  поэзия Великобритании», потому что в процессе обучения студенты приобщаются к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, развивается понимание важности изучения иностранных языков, развиваются практические навыки использования английского языка, формируются межкультурная, социокультурная и речевая компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

              Итак,

1) Межкультурная компетенция является необходимостью для достижения взаимопонимания в  межкультурном общении. В её структуре выделяют отношения, знания, умения интерпретации и соотнесения, умения открытия и взаимодействия, критическое и аналитическое осознание культуры.

2) Элективный курс – индивидуальная образовательная программа, которая позволяет углубленно изучать тот или иной предмет. Выделяют ознакомительные, специализированные и прикладные элективные курсы трёх типов: предметные, межпредметные  и курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

3) Разработан ознакомительный элективный курс для студентов языковых вузов по теме «Современная поэзия Великобритании», который формирует межкультурную компетенцию личности и приобщает к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» //Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. - С. 328-325.
  2. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. - М.: Политиздат, 1991. – 412 с.
  3. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. - М.: ИЯШ, 1988.
  4. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её достижения// http://rspu.edu.ru/journals/lexicography/conference/vasilieva%20N.html
  5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: М, 1990
  6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
  7. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст]. -  СПб.: КАРО. 2005. – 236, 352с.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - М., 2002.
  9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Вестник образования, декабрь. - М., 2002.
  10. Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов.- http://www.college.ru. - [Электронный ресурс], 2004.
  11. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// http://www.college.ru. - [Электронный ресурс], - 2003.
  12. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. – М.: Русский язык, 1989.
  13. Сафонова, В. В.  Изучение языков международного общения в контексте диалога культур [Текст]. -  Воронеж: Истоки, 1996. - 239с.
  14. Халеева, И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста И.И. Халеева // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М.: РАН ИРЯ, 1995.
  15. Элективные курсы в профильном обучении. НФПК. / Под общ. ред. А.Г. Каспаржака. - М., 2004.
  16. Byram, Michael. Assessing Intercultural Competence in Language Teaching// Sprogforum, No 18, Vol. 6, pp. 8-13. Retrieved March 4, 2004 from http://www.dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html
  17. Knapp, Karlfried. Intercultural Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003.
  18. Lehtonen, Jaakko. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence// http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/globalization.html Retrieved December 2, 2003.
  19. Phillips, Elaine. IC? I see! Developing learners’ intercultural competence// LOTE CED Communique, issue 3. Retrieved February 17, 2004 from http://www.sedl.org/loteced/communique/n03.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Формирование межкультурной компетенции у студентов в рамках элективных курсов по англоязычной поэзии