Инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:26, доклад

Описание работы

Особо важную роль играют инновационные процессы в образовании, отрасли
народного хозяйства, определяющей качество человеческого (интеллектуального)
капитала, который в ХХI веке стал основным фактором экономического роста и
социального прогресса.

Работа содержит 1 файл

инновации.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Особо важную роль играют инновационные  процессы в образовании, отрасли

народного хозяйства, определяющей качество человеческого (интеллектуального)

капитала, который в ХХI веке стал основным фактором экономического роста  и

социального прогресса. На долю новых знаний и технологий в развитых странах

приходится свыше 90% прироста валового внутреннего продукта. В современной

России значение этого показателя не превышает 1%.Поэтому роль инноваций

сегодня является определяющей в обеспечении  высокого качества и

конкурентоспособности образования. Поэтому правомерна постановка вопроса оновой модели организации образования – инновационной, предусматривающей

периодическую смену комбинаций элементов  образовательной системы,

образовательных укладов, научных  и инновационных циклов, предполагает широкое

использование научно-технических  достижений в образовательной практике.

 Инновационные процессы должны  систематически осуществляться  на всех

уровнях системы образования (общеобразовательном  и профессиональном),

качественно улучшать и обновлять его содержание и структуру, методы и средства

обучения и воспитания, совершенствовать организационно-экономические и

финансовые механизмы управления.

 

Инновационные процессы развиваются  во времени (от зарождения идеи до ее

использования) и пространстве (от сферы науки через освоение, например в учебно-

воспитательном процессе, в сферу  потребления образовательных услуг.

Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации

основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности,

выживания и развития. В то же время  инновации развиваются по своим

собственным закономерностям.

 

Актуальность  темы исследования. Перспективы прикладной науки и образования в России непрерывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Инновационная научная деятельность является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Данное в первую очередь относится к инновационному потенциалу научной деятельности университетских комплексов, где прикладная наука выступает производительной силой при условии интеграции с производством, определяет направление поиска организационных форм и современных моделей управления процессом внедрения результатов научных разработок, адекватных рыночно-ориентированной экономике. Поэтому в настоящее время повышается роль вузов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики, где отдельно следует выделить форму интеграции науки и производства в университетских комплексах.

Значение инновационного потенциала научной школы в образовательном  процессе университетского комплекса  в современных рыночных условиях постоянно возрастает. Следует отметить, что составляющие инновационной  экономики - новые научные знания, высокие технологии и высококвалифицированные специалисты стали объектами особого внимания государственных структур, определяющих экономическое развитие страны.

Упор на конкурентоспособность, инноватику и эффективность - важнейшая составная часть современной политики государства, на что неоднократно указывалось в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. Еще в Послании на 2001 год В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача перехода к инновационному развитию: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующимся на инновационные сектора, на новую экономику – экономику знаний и технологий».

Правительство в последние  годы активизирует инновационную политику: в федеральном бюджете в 2006 году формируется инвестиционный фонд, создаются условия для объединения усилий государства и предпринимательства, поощрения инвестиционной и инновационной деятельности налоговым законодательством.

Цель государственной  политики в области развития науки  и экономики отечественной промышленности определяется задачами развития инновационной сферы в научной деятельности университетских комплексов, формируя потребность целенаправленной работы по повышению эффективности научных разработок и проектировании методов оценки инновационного потенциала научной деятельности всего университетского комплекса.

В современных университетских  комплексах сложился отечественный  опыт по формированию сетевых структур, которые обеспечивают высочайшую степень  взаимодействия между всеми участниками научной конфедерации, устанавливая теснейшие взаимосвязи между всеми элементами и институтами, КБ, заводами, вузами, обеспечивающими создание инновационного потенциала научного монокомплекса. Поэтому главнейшее условие реализации полного инновационного цикла в научно-технической сфере становиться приоритетным направлением деятельности в высшей школе, особенно инженерного профиля.

Сегодня интеграция по созданию образцов новой техники и технологии определена как сетевая инновационная  структура отраслевого характера, а современные университеские комплексы – это образовательные корпорации, способные формировать национальный инновационный потенциал образовательного сообщества, инновационное мышление, инновационную культуру в науке и профессиональном образовании.

Особо выявляется потребность  научного исследования условий и  факторов развития инновационного потенциала научной деятельности в высших учебных  заведениях, прежде всего в университетских  комплексах, где «успешно формируются  крупные кооперации по созданию образцов новой техники и технологии, на их базе осуществляется целевая подготовка специалистов для сопровождения эксплуатации новой техники в промышленности этой новой техники» (В.Е. Шукшунов).

В настоящее время ощущается  недостаток теоретических и методических научных разработок по вопросам совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетских комплексов и выявления резервов его повышения.

Поэтому теоретическое обобщение  деятельности научных комплексов в  инновационной сфере российской экономики и научная разработка методов оценки их инновационного потенциала является актуальным и своевременным научным исследованием, способствующим прогрессивному продвижению финансовых активов в интегрированную систему научно-образовательного сообщества университетского комплекса (ИСНОС УК).

Степень разработанности  проблемы. Проблемам инноваций посвящено  значительное число научных публикаций. Это связано с превращением инновационного потенциала научной деятельности высшей школы в один из решающих факторов экономического развития.

Исследования, направленные на рассмотрение сущности инноваций  и инновационной деятельности, разработку стратегии инновационной политики, нашли свое отражение в работах  зарубежных и отечественных ученых: Абалкина Л.И., Анчишкина А.И., Берлинера Ю.И., Глазьева С.Ю., Дагаева А.А., Долгова В.Г., Друкера П., Клайнкнехта А., Кругликова А.Г., Кулагина А.С., Ланина А.Б., Логинова В.П., Маевского В.И., Опенлендера К., Пригожина А.И., Рудзицкого В.М., Санто Б., Сенчагова В.К., Уотермена Р., Фатхутдинова Р.А., Шумпетера Й., Яковца Ю.В.

Вопросы организации управления, финансирования, оценки экономической  эффективности инновационных нововведений исследованы в работах Водачка  Л., Клейнера Г.Б., Кузыка Б.Н., Кушлина  В.И., Львова Д.С., Мацкуляка        И.Д., Мильнера Б.З., Новицкого Н.А., Селезнева А.З., Смирницкого Е.К., Сорокина Д.Е., Спицына А.Т., Твисса Б., Уайта П.

Вместе с тем, следует  отметить необходимость разработки направлений научных исследований, связанных с выявлением и использованием резервов и ресурсов инновационного потенциала научной деятельности высшей школы, обеспечивающих повышение эффективности научных разработок и их практическое внедрение. Существующие подходы к решению выше обозначенной проблемы нуждаются в дальнейшем развитии, углублении, систематизации и практической направленности рекомендаций по решению комплекса вопросов, связанных с эффективностью повышения научного потенциала, с учетом условий интеграции научных баз объектов комплекса и их отраслевой направленности.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является раскрытие  теоретического содержания инноваций, научное обоснование и разработка теоретико-методологических и методических вопросов управления процессами повышения  эффективности инновационного потенциала научной деятельности высшей школы, использования имеющихся у университетского комплекса соответствующих резервов и методов инновационного потенциала университетского комплекса.

В рамках реализации указанной  цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

-   теоретически конкретизировать экономическое содержание инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;

-   уточнить и систематизировать понятийный аппарат и проблем повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;

-   исследовать положение инновационной сферы университетского комплекса в условиях рыночной системы хозяйствования;

-   раскрыть роль и значение резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, предложить основные подходы к его классификации;

-   предложить направления совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;

-   определить основные направления и пути реализации имеющихся резервов инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса основе конкретного анализа деятельности всех объектов интеграции;

-   разработать методику оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также определить научно-методические подходы, направленные на решение задачи активизации данного процесса.

Объектом исследования является научная интеграция объектов университетского комплекса.

Предметом исследования принципы и методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также совокупность экономических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе интеграции научных модулей университетского комплекса и повышение эффективности на основе мобилизации резервов в условиях рыночного развития.

Методологическая  и информационная база исследования. Методологической базой диссертационного исследования явились труды отечественных  и зарубежных ученых, системный подход, диалектический метод. При работе над диссертацией использовались современная научная литература отечественных и зарубежных авторов по проблемам инноваций, общих вопросов научно-технического прогресса, материалы периодической печати, нормативно-правовые документы, данные Госкомстата РФ (Росстата), отчеты по НИР Московского государственного индустриального университета за последние пять лет, данные управления статистики ЮАО, материалы научных и межрегиональных научно-практических конференций, а также материалы, самостоятельно собранные автором непосредственно на базовых предприятиях и научно-исследовательских институтах университетского комплекса. Обработаны статистические и отчетные данные университетских комплексов методами математической статистики, корреляционного анализа.

Научная новизна  результатов, полученных лично автором, состоит в уточнении понятийного  аппарата и обоснование концептуального  метода оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также выявления резервов эффективности внедрения научных разработок в рыночных условиях хозяйствования, что нашло свое отражение в следующем:

-    конкретизировано содержание понятий «инновация», «инновационный потенциал», «интеграция научных модулей университетского комплекса» с учетом того, что инновационный потенциал научной деятельности является источником получения экономического эффекта («предпринимательской прибыли») и должна удовлетворять определенную рынком и государством общественную потребность как неотъемлемую составляющую успешного нововведения;

-    раскрыты факторы инновационной среды и современных тенденций формирования инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, высоких рисках и затратах при разработке и внедрении нововведений;

-    определена экономическая сущность и конкретизирован состав резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе системного анализа, что дает возможность развивать рыночный потенциал инновационной деятельности вузовской науки и создает условие для эффективного развития научной базы образовательной среды;

-    разработаны основы метода оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе анализа результативности стадий инновационного процесса, которые позволяют регулировать научную деятельность университетского комплекса по системе показателей с использованием общего интегрального критерия;

-    предложен механизм повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса с учетом характера общественной потребности научных проектов, что позволяет еще на ранних стадиях создания нововведения ориентироваться на удовлетворение той или иной общественной потребности в целях достижения определенного коммерческого успеха нововведения;

-    разработаны методические рекомендации повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса, применению ранжирования методов экспертных оценок, с использованием оперограмм по стадиям инновационного цикла, что позволит существенно активизировать инновационный цикл, снизить расход ресурсов и обеспечить экономию на инвестиционных вложениях.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, направлены на дальнейшее развитие экономической теории инноваций, а также на создание теоретической базы для решения вопросов, возникающих в ходе проведения инновационной деятельности в высшей школе. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций и методических положений, направленных на поиск и разработку методов оценки инновационного потенциала университетского комплекса, что будет способствовать созданию в рамках университетского комплекса инновационного механизма, реализующего научно-технические достижения в рыночных условиях.

Информация о работе Инновации