Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследование проблем, возникающих в связи с коммуникационными барьерами в вертикальных коммуникациях в некоммерческой организации на примере Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38.
Для достижения цели, автором работы будут выполнены следующие действия:
• выбор теоретической базы для полного рассмотрения вопроса
• выяснения понятий «коммуникация» и «организация»
• определение видов коммуникации, какие могут существовать в организации
• выявление существования коммуникационных барьеров, их причину
• теоретическое решение преодоления коммуникационных барьеров в организации
• описание выбранной в качестве примера организации ( Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38)
• исследование проблем связанных с возникновением коммуникационных барьеров в вертикальных коммуникациях в выбранной организации
• вынесение предложения по решению сложившейся ситуации в организации

Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Коммуникации в организации.....................................................................5

1.1.Определение коммуникации.....................................................................5

1.2.Коммуникационный процесс....................................................................8

1.3.Определение понятия «организация».....................................................12

1.4.Виды коммуникаций в организации........................................................14

1.4.1.Вертикальные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.......17

1.5.Выводы к первой главе.............................................................................22

Глава 2. Исследование коммуникационных процессов в СПб ГУ СШ №38.......23

2.1.Информация об организации...................................................................23

2.2.Каналы вертикальной коммуникации в СПб ГУ СШ №38...................26

Заключение.................................................................................................................33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................34

Приложение №1.........................................................................................................35

Приложение №2.........................................................................................................36

Работа содержит 1 файл

пример курсовой!.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

    Коммуникативный процесс включает следующие этапы:

    1. Формулирование идеи или выбор  информации для передачи. Отправитель  должен хорошо оценить значимость  идеи (информации) и продумать суть  ее изложения.

    2. Кодирование и выбор канала  передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание разных каналов.

    3. Передача информации – непосредственно  передача конкретной информации.

    4. Декодирование  (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами7.

    Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3.Определение  понятия «организация»

    В широком смысле понятие «организация»  применяется к биологическим,

    социальным  и техническим объектам. В научных работах понятие «организация» определяется как:

    − внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого;

    − совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

    − объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

    Организация есть группа людей, деятельность которых  сознательно координируется, для достижения общей цели или целей.

    Ключевыми понятиями школы социальных систем являются представления об открытых и закрытых системах.

    Система любого типа – это некое целое, состоящее из частей (подсистем), которые  функционируют сообща взаимозависимым образом с целью осуществления общих задач.

    Отрытая система – это система, которая  влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны, и взаимодействует  с ним. Концепции, рассматривающие  организацию в качестве открытой системы, акцентируют внимание на взаимосвязи различных компонентов и функций организации и признают взаимную зависимость между организацией и ее внешней средой, являющейся источником трудовой силы и сырья и реципиентом продукции и услуг организации. С системной точки зрения, организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные функции и компоненты функционируют в согласии друг с другом, и система как единое целое поддерживает интенсивную связь со своим окружением.

    В современной литературе описываются  различные типы организаций: системная, живая, развивающая, социальная, техническая, психологическая, экономическая, потребляющая ресурсы и преобразующая их в конечный продукт, многообразная по целям и методам, применяемым в достижении целей. Эти и многие другие определения могут использоваться по отдельности, в различных сочетаниях, с различной детализацией для определения типа современных организаций.

    Каждый  тип организации может быть работоспособным  только в том случае, если в нем  культивируются соответствующие именно ему формы реализации функций управления8.

    Роль  коммуникации в процессах целеполагания  и организации обратной связи  вряд ли можно переоценить. Целостность  организации, ее принадлежность к какому-то конкретному типу определяются тем, каким именно способом коммуникации объединяют элементы внешней и внутренней среды и направляют деятельность на достижение поставленных целей.

    Основные  различия коммуникаций заключаются  в их структурных и процессуальных характеристиках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4.Виды  коммуникаций в  организации.

    Вертикальные коммуникации. Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникационного процесса у руководителя. Составляющие вертикальных коммуникаций следующие: прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов; обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач; обсуждение проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствование и развитие способностей у подчиненных; сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещение подчиненных о грядущих изменениях; получение сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях9.

    Интерактивные (горизонтальные) коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению. Они обеспечивают человеку необходимую социальную поддержку. Как и другие типы организационных коммуникаций, интерактивный процесс имеет множество поведенческих следствий. Возможно, что психологически человеку удобнее обратиться за поддержкой именно к тем, кто стоит примерно на том же уровне, а не к выше- или нижестоящим. Если поддержка способствует объединению усилий для достижения общих целей и задач, то интерактивные коммуникации оказывают положительное влияние. Однако, если в группе «равных» не возникает необходимости объединить свои усилия, содержание происходящих между ними коммуникаций может принять неадекватные или даже деструктивные формы. Кроме того, интерактивные коммуникации между работниками одного уровня могут осуществляться в ущерб вертикальным коммуникациям. Работники, которые успешно общаются между собой на одном уровне и оказывают друг другу социальную поддержку, могут оказаться совершенно несостоятельными в ситуации с нисходящими или восходящими коммуникациями.

    Исследователями обобщены и выделены четыре наиболее важные цели интерактивных коммуникаций:

  • координация заданий. Руководители отделов могут собираться ежемесячно для того, чтобы обсудить, какой вклад может внести каждый из отделов в достижение общих целей организации;
  • решение проблем. Работники отдела могут собраться для того, чтобы обсудить, как они будут работать, если реализуется угроза сокращения бюджета; они могут использовать метод мозгового штурма для решения возникающих перед ними проблем;
  • обмен информацией. Работники разных отделов могут встретиться, чтобы обменяться новыми данными;
  • разрешение конфликта. Работники отдела могут собраться для того, чтобы обсудить внутренний конфликт.

    На  развитие интерактивных коммуникаций оказывают влияние новейшие технологии – использование компьютеров, телефонов  и телевидения. Конечно, члены организации могут общаться между собой через компьютерную сеть, но коммуникации по-прежнему остаются динамичным межличностным процессом.

    Во  многих современных исследованиях  подчеркивается, что коммуникации представляют собой понимание не явного, а скрытого, носящего личностный характер10.

    Различают межличностные и организационные коммуникации. Если проблемы межличностных коммуникаций кроются в индивидуальных особенностях людей и контексте передачи сообщения, то основным фокусом организационных коммуникаций становится создание эффективной системы передачи сообщений.

    Основные  барьеры на пути межличностных коммуникаций:

  • барьеры восприятия — неоднозначность интерпретации смысла сообщения, что зависит от различий в индивидуальных контекстах. Чаще всего это проявляется в виде конфликтов между сферами компетентности и преград, обусловленных установками людей;
  • семантические барьеры — неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических (интонация, тон, скорость) и невербальных факторов речи (жесты, мимика, поза, взгляд);
  • барьеры обратной связи — неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения;
  • неумение слушать — люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации.

    Барьеры на пути организационных коммуникаций:

  • искажение сообщений. Возможные причины: непреднамеренно, в результате затруднений в межличностных коммуникациях; сознательно, когда кто-либо из менеджеров среднего звена не согласен с сообщением и модифицирует его таким образом, чтобы сообщение отражало его интересы; в результате фильтрации; из-за статусных различий; из-за страха перед наказанием или при ощущении бессмысленности коммуникации;
  • информационные перегрузки — превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию;
  • неэффективная структура организации — чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации;
  • некомпетентность персонала — коммуникативная, профессиональная и методологическая;
  • неэффективный способ организации работ и распределения задач;
  • конфликты как между подразделениями, так и между людьми11.
 

    1.4.1.Вертикальные  коммуникации: барьеры  и пути их преодоления.

    Процесс межличностного общения характеризуется множеством составляющих, например доверие, ожидания, статус, совместимость. Межличностные коммуникации можно рассматривать как нисходящие, восходящие и интерактивные процессы. Нисходящие коммуникации следует представлять скорее как установление межличностных связей.

    В литературе встречается описание пяти основных целей коммуникаций в организации, направленных сверху вниз: постановка конкретных задач по выполнению работы; обеспечение информацией о принятых в данной организации процедурах и практике; обеспечение информацией, касающейся смысла исполняемой работы; информирование подчиненных о качестве их работы; предоставление идеологической информации для облегчения восприятия целей. Нисходящие коммуникации осуществляются с помощью разнообразных письменных (рабочие материалы, руководства, журналы, газеты, письма, доски объявлений, плакаты, меморандумы) и устных (приказы руководителей, речи, заседания, программы для слушающих, которые передаются по внутренним телевизионным сетям, система публичных выступлений, телефоны. В некоторых организациях Японии, США и др. есть свои гимны, которые исполняются перед началом работы) средств. Подобные нисходящие коммуникации способствуют созданию авторитарной системы в организации, вследствие чего работники не до конца понимают смысл выполняемого задания, его идейной связи с общими целями организации. Самая большая проблема, по мнению Ф. Лютенса, заключается в том, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. Существуют следующие закономерности воздействия нисходящего потока информации на получателя:

  • интерпретируя информацию, человек следует по пути наименьшего сопротивления;
  • человек более открыт для сообщений, которые созвучны имеющимся у него представлениям, идеалам и ценностям;
  • сообщения, которые противоречат ценностным установкам человека, вызывают у него большее сопротивление, чем сообщения, противоречащие рациональной логике;
  • поскольку человек испытывает постоянное желание удовлетворить свои потребности, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче, чем те, которые этому не способствуют;
  • когда человек видит изменения в окружающей среде, он более открыт по отношению к поступающим сообщениям;
  • на коммуникацию оказывает влияние ситуация в целом; сообщение, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может представиться несообразным12.

    Коммуникативный процесс эффективен в том случае, когда руководители всех уровней и рангов осознают, как на их подчиненных воздействует коммуникативный процесс, как следует передавать информацию по нисходящим коммуникациям и как адекватно реагировать на нее.

Информация о работе Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации