Кодекс речевого поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере де¬лового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
Деловое общение и его особенности………………………………………………….5
Культура речи делового общения и ее слагаемые……………………………………8
Типы речевых культур в деловом общении………………………………………….11
Культура речи и принципы речевого поведения менеджера……………………….15
Речевая ситуация и ее составляющие…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 53.22 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                     

РЕФЕРАТ

Тема: «Кодекс речевого поведения менеджера» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………...3

  1. Деловое общение и его особенности………………………………………………….5
  2. Культура речи делового общения и ее слагаемые……………………………………8
  3. Типы речевых культур в деловом общении………………………………………….11
  4. Культура речи и принципы речевого поведения менеджера……………………….15
  5. Речевая ситуация и ее составляющие…………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………...23

Список  использованных источников…………………………………………………………24

 

 

Введение

  Деловое общение - это самый массовый вид  социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

  Новые экономические и социальные условия  побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

  Умение  успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами —  важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

  Низкая  речевая культура напрямую связана  с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.

  Культура  речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

  Любой американец считает обучение речевым  формам общения делом не только полезным, но и престижным. У нас часто  можно еще услышать недоуменные  вопросы обучающихся: "Зачем нам  учиться? Говорить-то мы умеем".

  "Говорить", вполне вероятно, да. А изъясняться,  выступать, докладывать, парировать, комментировать, тезировать, дефинировать, резюмировать, перефразировать? А ведь это все тоже виды речевой деятельности, которые в ежедневном профессиональном общении менеджера занимают очень важное место.

  Культурно-речевые  курсы сегодня повсеместно вводятся в учебные планы вузов по специальности "менеджмент", "управленческий аудит", "муниципальный служащий", "маркетинг".

  Предлагаемое  учебное пособие посвящено культуре речи делового общения, различным ее аспектам. В нем всесторонне рассматриваются  особенности деловой устной и  письменной речи, даны образцы практически всех жанров делового общения, рекомендации, контрольные вопросы и дидактический материал.

  Большое внимание уделяется особенностям устного  и письменного делового общения, правилам перевода языковой информации с одного типа речи на другой.

  Предпринятое  описание особенностей языка делового общения и рекомендации, которые даются в книге, опираются на последние достижения отечественной и зарубежной лингвистики в области теории типов речевых культур, теории речевых актов, коммуникативной грамматики, теории текста, риторики, функциональной лингвистики.

  Данное  пособие написано на основе научного исследования речи менеджеров, муниципальных  служащих и в результате многолетнего чтения культурно-речевых курсов в  экономических вузах. 
 

 

  1. Деловое общение  и его особенности
 

  Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В  коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

  "Бизнес  — это умение разговаривать  с людьми", — говорят предприимчивые американцы.

  Один  из выдающихся менеджеров США, президент  крупнейшего в мире автогиганта  — компаний "Форд" и "Крайслер" Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общаться с ними".

  Специфика делового общения заключается в  том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

  Другой  специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

  Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности  и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

  Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

  В зависимости от различных признаков  деловое общение делится на:

  1) устное — письменное (с точки зрения формы речи);

  2) диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);

  3) межличностное — публичное (с точки зрения количества участников);

  4) непосредственное — опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);

  5) контактное — дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

  Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.

  В большей степени различаются  устная и письменная деловая речь: обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь — различные формы гибридных стилевых образований.

  Значительны языковые различия между диалогической  и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей степени тяготеет к книжной речи, то диалогическая - к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение — это по преимуществу межличностное общение, а публичная речь — это монологическая речь.

  Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации.

  Деловое общение представляет собой широкий  диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.

  Письменная  деловая речь, в которой реализуются  диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п.

  Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах — устной и письменной.

  Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня  во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты.

  Владение  всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию менеджера, руководителя.  
 

 

  1. Культура речи делового общения и ее слагаемые
 

  К какой бы области ни относилось понятие "речевая культура", оно всегда включает три основных аспекта: ортологический, коммуникативный и этический.

  Ортология наука о правильной речи, о языковых нормах и их изменении. В сознании говорящего и пишущего норма выступает как образец, калька, схема, шаблон, по которому строится слово, предложение, высказывание. Нормы формируются под влиянием литературного творчества и речевой практики нации и являются непременным условием единства языка и нормального функционирования языковой системы. Они кодифицируются, т.е. описываются, закрепляются как образец в словарях, справочниках, учебниках.

  Кодифицированные  нормы литературного языка —  это такие нормы, которым должны следовать все носители языка, причем понятие нормативности включает сферу использования языка. Закрепленность вариантов за различными сферами и формами использования языка определяется принципом коммуникативной целесообразности. То, что нормативно для письменной речи (осложнение синтаксической конструкции причастными и деепричастными оборотами), ненормативно для устной речи.

  Нередко норма выступает в качестве двойного стандарта — обязательного и допустимого вариантов. Например, в практике устного делового общения разговорная форма договор — договора вытесняет книжный вариант договор — договоры.

  Вариативность нормы является причиной ее изменения, причем темпы изменений нормы  различны для разных уровней языка. Самыми консервативными считаются грамматические нормы. Грамматический строй русского литературного языка практически не изменился с пушкинских времен. Фонетические нормы, напротив, очень подвижны. Еще недавно вошедшее в русскую речь слово "маркетинг" имеет уже варианты произношения, закрепленные в качестве допустимых: маркетинг и маркетинг.

  Правильность  речиэто базовое требование культуры речи, ее основа.

  Важно ли владеть нормами русского литературного  языка человеку, ежедневной практикой которого является деловое общение? На этот вопрос можно ответить только однозначно утвердительно. Потому что человеке низким уровнем речевой культуры, не умеющий ясно излагать свои мысли, допускающий ошибки в своей речи, обречен на коммуникативные неудачи, часто оказывается в неловком положении. Грамотность в широком смысле этого слова — непременное условие успешности в деловом общении.

Информация о работе Кодекс речевого поведения