Кодекс речевого поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере де¬лового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
Деловое общение и его особенности………………………………………………….5
Культура речи делового общения и ее слагаемые……………………………………8
Типы речевых культур в деловом общении………………………………………….11
Культура речи и принципы речевого поведения менеджера……………………….15
Речевая ситуация и ее составляющие…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 53.22 Кб (Скачать)

     Глубокоуважаемый  Александр Сергеевич!  

     Обозначение социального статуса адресата может  быть вербальным и невербальным (обозначаемым при помощи интонации).

     Индексами социального статуса являются служебное  положение, общественное положение, материальное положение, заслуги. Согласно русской традиции в деловом общении половые различия не акцентируются, т.е. женщина обладает при равном социальном статусе теми же преимуществами, что и мужчина.

     За  годы советской власти сложилась  традиция пиететного отношения к "начальству". Высокое служебное положение обеспечивало заискивание и даже раболепие со стороны подчиненных или людей более низкого положения. Служебное положение и сегодня является главным при определении социального статуса, однако тональность отношения к высокопоставленным чиновникам сегодня меняется. Безусловно, учитываются и личные заслуги адресата peчи.

     Социальный  статус и социальная роль человека могут не совпадать. В эпоху рыночных отношений нередко в качестве партнеров выступают находящиеся в иерархических отношениях организации, например материнская и дочерняя фирмы.

     Социальная  роль во многом определяет характер коммуникативного ожидания собеседника, который нельзя не учитывать. Если вы начальник, подчиненный во время общения с вами ожидает от вас корректности, вежливости, заботливости, иногда покровительства и всегда уважения. Агрессия, желание отнести просчеты и ошибки на счет подчиненного являются нарушением нормы речевого поведения менеджера. Такие симптомы невладения социальной ролью руководителя, к сожалению, еще не изжиты до конца.

     Общение "на равных" с подчиненным —  необходимое условие для создания сплоченной команды, которая способна выжить в условиях конкуренции.

     Коммуникативные роли, в отличие от социальных, переменчивы. Одно и то же лицо в процессе диалога (полилога) выступает в качестве адресанта, адресата и наблюдателя.

     Адресант инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Это, безусловно, тактически выигрышная роль. Адресант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность менеджеров, умение направлять беседу и регулировать, что особенно важно, ее временные рамки.

     Инициатор речи обладает недекларируемыми правами "режиссера" общения. Как правило, он его и заканчивает. Это не означает, однако, что позиция адресата — это пассивная позиция в диалоге. Деловое общение предполагает не только повышенное внимание к сообщаемому, но и целый ряд обязательных речемыслительных операций в процессе восприятия речи: 1) контроль объема сообщаемого; 2) контроль понимания; 3) резюмирование; 4) дефинирование; 5) корректировку позиций. Все эти операции реализуются при помощи реактивных реплик:      —  Да; — Так-так; — Разумеется;   — Если я правильно вас понял...; — Что вы имеете в виду?; — Иными словами, вы считаете, что...? и  т.п.

     При помощи этих же обязательных в диалоге  реактивных реплик адресат может перехватить речевую инициативу, изменив коммуникативную роль на роль адресанта. Подробнее об этом — в главе IV книги.

     Позиция наблюдателя — это тоже позиция  активного участника общения. Даже не участвуя в диалоге, наблюдатель  влияет на его ход.

     Так, наличие в кабинете посетителя предполагает, что рабочие внутрикорпоративные  вопросы решаются быстро, без излишней детализации.

     Таким образом, пассивных участников коммуникативного процесса в деловом общении просто не существует. Слушание же, как считают психолингвисты, процесс более интеллектуально интенсивный, чем говорение. Поэтому в лекционных расписаниях предусмотрены перерывы, а опытный лектор знает, что через пятнадцать минут в процессе самой лекции необходимо делать "разрядки", чтобы не потерять контакт с аудиторией.

     Говоря  о коммуникативных отношениях, нельзя не отметить важность личностно-субъективного фактора. Общаясь, мы передаем не только объективную информацию, но и свое отношение к ней и собеседнику. Эта последняя в большей мере и обусловливает реакцию собеседника на те или иные речевые действия. Спрос на коммуникабельных, приятных в общении менеджеров, рекламных агентов — это экономическая стратегия и политика в современном бизнесе.

     Фактор цели связывает позиции говорящего и слушающего в едином коммуникативном процессе.

     В деловом общении цели могут быть срочными и перспективными, реализующимися в планах перспективного сотрудничества.

     Поддержание деловых контактов, информирование и воздействие на адресата с целью  принятия какого-то конкретного решения  — вот основные виды целей, преследуемых адресантами в сферах бизнеса  и управления.

     Поддерживать  деловые контакты, т.е. конструктивные деловые отношения, можно только на основе положительных взаимных эмоций — доверия, сочувствия, доброжелательности, уважения и т.д. С этой целью рассылаются поздравления, соболезнования, приглашения на торжества, благодарственные письма и т.п.

     Информативные письма, звонки, факсовые отправления, отсылка каталогов, прайс-листов, образцов товара, отчетов реализуют второй тип целей — информировать адресата о положении дел, о возможностях и условиях сделки и т.д.

     Инструкции, правила, приказы, распоряжения, требования, рекламации, просьбы как в письменной, так и в устной форме реализуют цель воздействия на адресата и побуждения его к совершению того или иного поступка.

     Нередко перечисленные цели сочетаются в  пределах одного текста, например письма-просьбы, которое начинается с описания положения дел, т.е. с информирования, а заканчивается просьбой.

     Конкретных  речевых ситуаций может быть бесконечное  множество, но есть их типичные особенности, зная которые можно легко ориентироваться в любой из них и выбирать необходимые речевые средства для достижения цели общения.

     Особенности речевых ситуаций в сфере деловых  отношений закрепляются за жанрами устной речи (деловые переговоры, рабочее совещание, телефонные сообщения и т.п.) и за жанрами письменной речи (контракт, деловое письмо, лицензия, правила и т.п.). В каждом из жанров использование языка имеет свои особенности, но кардинальные различия связаны со сменой формы языкового выражения, поэтому мы считаем, что информацию письменной деловой речи нужно "переводить" на устную речь. 
 

 

Вывод

     Речь  используется не только для изложения  фактов, но и для согласования межличностных  отношений и для выражения  личного отношения. Таким образом, взаимопонимание строится на согласовании знаний о мире, норм межличностного общения и взаимном доверии. Умение вызывать у людей интерес, симпатию и доверие лежит в основе коммуникативной  компетенции выпускника вуза, чьей профессией является профессия менеджера. 

 

Список использованных источников

  1. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1991. С. 68.
  2. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. Вып. 25. Проблемы культуры речи. Сара¬тов, 1993. С. 10.
  3. http://www.omelasophia.ru/pages/35/
  4. http://juragrek.narod.ru/6233.htm

Информация о работе Кодекс речевого поведения