Коммуникации в деятельнсти органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе необходимой и достаточной степени участия государства в медиа-сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует об их сложности и неоднозначности.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 155.58 Кб (Скачать)

· решение вопросов по совершенствованию работы администрации  по взаимодействию со СМИ.

К сожалению, подобный современный подход к теории и  практике связей с общественностью  используется далеко не везде. Сравнительный  анализ деятельности Управления информации с подразделениями по связям с  общественностью территориальных  управлений Санкт-Петербурга показывает, что в последних деятельность служб по связям с общественностью пока ещё рассматривают как выполнение чисто информационных функций. Такая же ситуация складывается и в абсолютном большинстве государственных пресс-служб на всей территории РФ.

Эта негативная тенденция  в нашей стране ведет к тому, что деятельность структур по связям с общественностью порой способствует формированию закрытого типа государственной  службы, замыкающейся на своих интересах  и потребностях. Это тем более  не приемлемо с точки зрения мировых  современных тенденций, когда утверждается новая культура и новый стиль  менеджмента органов государственной  власти, ориентированной на запросы  и нужды населения, повышения  ответственности за качество услуг  и распределение ресурсов.

По данным пресс-службы администрации Санкт-Петербурга в  целях определения наиболее оптимальной  формы организации службы по связям с общественностью в апреле 2002 года среди пресс-секретарей территориального управления был проведён опрос, согласно которому, большинство отметили, что создание пресс-службы губернатора - удачное и своевременное управленческое решение. Кочеткова, А. PR-планирование в государственной сфере / А. Кочеткова // Пресс-служба. - 2007. - №8. - С. 40-48

А. Ю. Русаков описывает, что пресс-служба губернатора включает в себя: руководство управлением, информационно-аналитический, редакционно-издательский отделы, отдел по работе со СМИ, сектор телевидения и фоторабот, сектор по работе в сети Интернет.

Начальник управления - руководитель пресс-службы губернатора  подчиняется непосредственно губернатору  Санкт-Петербурга, и его основными  задачами являются обеспечение распространения  своевременной и достоверной  информации о деятельности губернатора  Санкт-Петербурга и организация  работы управления в соответствии с  возложенными на него задачами. Руководитель пресс-службы имеет право самостоятельно выступать в СМИ не только по вопросам своей служебной деятельности, но и давать какие-либо комментарии  от лица губернатора.

Руководитель имеет  свой аппарат, который оказывает  помощь в технической организации  его деятельности. В аппарат входят заместитель начальника - эксперт  по правовым вопросам, заместитель  начальника - пресс-секретарь губернатора, заместитель начальника, курирующий информационно-аналитический и редакционно-издательский отделы, и два помощника руководителя - специалисты пресс-службы, которые, с одной стороны, помогают руководителю принимать решения, с другой стороны, по своим функциям оказывают координирующее и информационно-методическое воздействие  на подчиненных руководителю сотрудников. Делегирование полномочий позволяет  не только освободить руководителя от решения второстепенных вопросов и  выполнения рутинных операций, но и  способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности  сотрудников.

Основными задачами эксперта по правовым вопросам являются: укрепление законности и предотвращение правовых ошибок в деятельности управления и  правовая защита законных прав и интересов  губернатора Санкт-Петербурга в  связи с деятельностью СМИ  и иным распространением информации.

Эксперт по правовым вопросам также обязан согласовывать, визировать (при наличии оснований - отказывать в согласовании) проекты  законов Санкт-Петербурга и нормативных  актов администрации Санкт-Петербурга, поступающие в управление согласно регламенту. Этим реализуется одно из важных направлений деятельности структуры по связям с общественностью, а именно - непосредственное участие  в разработке программ и решений.

Одна из основных задач, стоящих перед пресс-службой, - проведение комплекса мероприятий по предотвращению или минимизации ущерба, нанесенного  деструктивными действиями СМИ. Мероприятия  по решению проблемной ситуации должны строиться по принципу предвидения и планирования возможных информационных атак. Это постоянная деятельность по распространению так называемой фоновой информации, которая призвана формировать и поддерживать имидж администрации и её руководителей, а также обезопасить орган государственной власти в случае кризисной ситуации.

При подготовке информационного  материала, в том числе призванного  нейтрализовать негативное воздействие  СМИ, пресс-служба губернатора оказывают  содействие все отраслевые и территориальные  подразделения администрации Санкт-Петербурга. Совместные усилия по сопротивлению  информационной атаке свидетельствуют  о том, что информационная политика органа государственной власти носит  целостный характер. Русаков, А.Ю. Связи  с общественностью в органах  государственной власти. Учебное  пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - С. 20-24.

Таким образом, организационное  устройство служб в органах государственной  власти должно определяться их функциональными  особенностями. Задача состоит в  том, чтобы использовать такую организационную  структуру, которая наиболее полно  соответствует поставленным целям  и задачам, наилучшим образом  позволяет взаимодействовать с  внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников  и, таким образом, удовлетворять  потребности управляемого объекта  и достигать своих целей.

Заключение

Государственный PR - это одна из форм политической коммуникации, направленной на формирование позитивного отношения населения к органам власти и создание положительного имиджа государства в целом.

Специфика деятельности пресс-служб в государственных  органах власти - это прежде всего:

· работа в рамках всей страны либо рамках национально-государственных  или административно-территориальных  единиц;

· обеспечение системы  контактов и связей государственных  органов с представителями всех слоёв общества;

· информирование граждан  о содержании государственно-политического  курса и практики его реализации;

· обеспечение доверия  и поддержки действий органов  власти, их авторитета в глазах общественности и др.

Для достижения поставленных целей перед пресс-секретарем стоят, прежде всего, такие задачи:

· регулярно доводить до общественности информацию о деятельности властных органов, их планах и успехах;

· систематически информировать  руководство о существующей и  возможной реакции населения  на проводимую ими политику;

· стимулировать гражданскую  активность и побуждать людей  к проявлению интереса к деятельности органов государственной власти.

Для того, чтобы эффективно выполнять перечисленные функции, пресс-секретарь должен обладать хорошими профессиональными знаниями и иметь практический опыт работы в сфере коммуникаций.

Более того, деятельность пресс-служб в государственных  органах власти не должна носить политического  характера, а должна способствовать расширению демократии, широкой информированности  общественности и не стоять на службе интересов отдельных партий.

При этом специфика  работы специалиста по связям с общественностью  в органах государственной власти состоит прежде всего в том, что она направлена на регулирование поведения больших социальных групп в обществе. Такая широкая социальная база требует высокой квалификации PR-специалистов.

Таким образом, важнейшей  функцией PR в системе государственного управления является, с одной стороны, участие в демократизации государственного управления, а с другой - содействие становлению гражданского общества.

Список  использованных источников

1. PR: Современные технологии: Учебное пособие / С.Л. Бровко, И.А. Быков, О.К. Карпухина, М.Е. Кудрявцева, Н.Е. Пивонова, Ю.Е. Смирнов, И.П. Яковлев; под ред. Л.В. Володиной. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. - 263 с.

2. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. - М.: ИКФ ЭКМОС, 2006. - 99 с.

3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2004. - 301 с.

4. Василенко, И.  Связь с общественностью в  государственных и местных органах  власти: учебное пособие / И.Василенко. - М.: Международные отношения, 2006. - 445с.

5. Вылегжанин, Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учебн. пособие / Д.А. Вылегжанин, - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 376с.

6. Ильинский, С.  Энциклопедический словарь PR и  рекламы. - Режим доступа: http:// www.franklang.ru

7. Каминская, Т.  Связи с общественностью / Т.  Каминская. - Великий Новгород, 2002. - 66 с.

8. Китчен, Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика / Ф. Китчен. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004. - 454 с.

9. Кондратьев, Э.В., Абрамов  Р.Н. Связи с общественностью:  учебное пособие для высшей  школы / под общ. ред. С.Д. Резника. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 510 с. - («Gaudeamus»).

10. Кочеткова, А. PR-планирование  в государственной сфере / А.  Кочеткова // Пресс-служба. - 2007. - №8. - С. 40-48

11. Ольшанский, Д. Политический PR / Д. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

12. Пейдж, Б. Связи  с общественностью: мифы и проблемы / Б. Пейдж // Муниципальная власть. - 2005. - №2. - С. 75-83

13. Русаков, А.Ю.  Связи с общественностью в  органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 224 с.

14. Санаев, А. Русский PR в бизнесе и политике / А. Санаев. - М.: Ось-89, 2005 г. - 240 с.

15. Связи с общественностью  в политике и государственном  управлении / Российская академия  Российской Федерации; под общ. Ред. В.С. Комаровского. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 520 с. 
 
 

1.1 Коммуникация в  системе государственного  управления: определение  понятий

Начиная раскрывать тему своей  курсовой работы, необходимо дать определение  понятий и категорий, использующихся в  работе, а именно "коммуникация" и "государственное  управление".

Во-первых, это такой феномен, как коммуникация. Это - смысловой и  идеально-содержательный аспект социального  взаимодействия. [29] В соответствии с  определением, коммуникация обладает рядом свойств  и признаков: двух или более участников коммуникативного процесса, владеющих единым способом передачи информации, ситуацию, которую  участники пытаются осмыслить, набор  символов (тексты, слова, жесты), с помощью  которых выражается смысл ситуации. Неотъемлемыми  элементами коммуникации также являются мотивы и цели, которые  делают общение направленным, рациональным, а также  сам процесс передачи информации.

По  типу используемых для  передачи информации средств, выделяют речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) коммуникацию.

Кроме того, в научной  литературе выделяют коммуникацию в широком  и узком смысле этого слова. В  широком смысле коммуникация представляет собой  одну из основ человеческой жизнедеятельности  и многообразные  формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана. В узком смысле коммуникация представляет собой информационный обмен в технологически организованных системах, одной из которых является и государство.

Существует  так же подход, в  соответствии с которым  особый вид общения - коммуникационная деятельность - это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного  канала. Между коммуникатором и реципиентом  может осуществляться "обратная связь", то есть процесс с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.

Однако  в данной работе мы будем понимать под  коммуникацией такую  деятельность, которая  помогает посредством  различных технологий и средств передать информацию от самых  высоких органов  власти - к рядовым  гражданам, и наоборот, то есть обратную связь.

Кроме того, в литературе встречается определение, в соответствии с  которым коммуникация является сложнейшим процессом с рядом  компонентов, а именно:

субъекты  коммуникационного  процесса - отправитель  и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);

средства  коммуникации - код, используемый для  передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также  каналы, по которым  передается сообщение  от коммуникатора  к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

предмет коммуникации (какое-то явление, событие  и т.п.) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный  сюжет и т.д.);

эффекты коммуникации - выраженные в изменении внутреннего  состояния субъектов  коммуникационного  процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях  последствия коммуникации.

Теперь  коснёмся такого понятия, как "государственное  управление". Государственное  управление (англ. public administration) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется с одной стороны политической деятельности, а с другой стороны - деятельности по формулированию политического курса.

Информация о работе Коммуникации в деятельнсти органов государственной власти