Коммуникации в деятельнсти органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе необходимой и достаточной степени участия государства в медиа-сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует об их сложности и неоднозначности.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 155.58 Кб (Скачать)

· информационно-коммуникативная  функция предусматривает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационной работы с населением, а также для поддержания социально-психологического климата внутри государственного учреждения, соблюдения служебной этики, фирменного стиля;

· консультативно-методическая функция заключается в консультации по организации и налаживанию  отношений с общественностью. В  том числе и различных структур и подразделений органов государственной  власти. Разработка концептуальных моделей  сотрудничества и социального партнерства, программ и акций;

· организационно-правовая предполагает совокупные меры действия по подготовке и проведению активных акций, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием СМИ, аудио- и видеотехники, правовое обеспечение деятельности пресс-службы.

При этом место службы по связям с общественностью в  структуре органа власти во многом зависит от позиции высшего руководства. Какие будут предоставлены полномочия, будут ли при принятии стратегических решений ориентироваться на это  подразделение и учитывать результаты их деятельности зависит эффективность  работы всей пресс-службы. Русаков, А.Ю. Связи с общественностью в  органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - С. 18-20.

Пресс-секретарь - особая должность в аппаратах власти. В последний

период существования  СССР секретари обкомов КПСС, вслед  за М.С. Горбачевым стали вводить  такую должность и приглашать на нее журналистов. Однако в тот  период она считалась малопочетной. От занимающих пост пресс-секретаря действительно мало что зависело. Их функции были формальными, ограничивались обработкой текстов и размещением их в прессе, которая была полностью подотчетна партийной власти.

После августа 1991 года ситуация резко изменилась. Функция  взаимодействия чиновников со СМИ при  новой власти стала своего рода «лакмусовой  бумажкой» процессов демократизации общества в целом. Как правило, на эту должность приглашали талантливых, опытных журналистов.

Сегодня, когда уже  есть опыт кадровых ошибок на разных уровнях  власти, кандидатов на должность пресс-секретаря  подбирают более тщательно, с  учетом всех обстоятельств. Введение этой должности широко практикуется в  органах власти. Однако существует множество вариантов «вписания» ее в структуру аппарата. Чаще всего пресс-секретарь первого лица имеет в подчинении аппарат специалистов, которые готовят тексты речей для руководителя органа власти (спичрайтеры), обеспечивают его контакты с журналистами. Пресс-секретарь повсюду сопровождает руководителя, может давать комментарии журналистам от его лица. Служба пресс-секретаря в таком случае является отдельным подразделением, работающим непосредственно с первым лицом.

Иногда пресс-секретарь  одновременно является руководителем  всей пресс-службы органа власти и организует ее работу по всем направлениям. По мнению Татариновой Г.Н., обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах  власти, можно выделить ряд его  основных функций:

1. Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ . Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа. Пресс-секретарь организует работу пресс-службы, обеспечивает отправку пресс-релизов. Его обязанностью является осуществлять взаимодействие с журналистами, а также организовывать мониторинг СМИ. Пресс-секретарь имеет право присутствовать на заседаниях, посещать проводимые мероприятия, запрашивать необходимые сведения. Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу - прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность. Задача пресс-секретаря - создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.

2. Охранная: защита служебной информации, государственной тайны. Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.

3. Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя. Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Исполнение внутренней функции требует определенного мужества, профессиональной честности и этики. Татаринова, Г.Н. Современная пресс-служба: учебное пособие / Г.Н. Татаринова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - С. 14-16.

Таким образом, пресс-службы в органах государственной власти являются многофункциональной системой по организации и налаживанию  отношений с общественностью, включающей в себя два аспекта. Во-первых, деятельность по связям с общественностью - это  теоретическая работа с целью  выработки рекомендаций для высшего  руководящего звена. Во-вторых, деятельность пресс-служб включает в себя и практическую работу по оценке двустороннего потока информации с широким использованием финансовых и материально-технических средств, а также специальных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на массовое сознание и поведение людей, социальных групп, объединений и институтов.

1.2 Особенности методов  работы служб по  связям с общественностью

А. Ю. Русаков утверждает, что в настоящее время социологи  и политологи, как в западных странах, так и в России обеспокоены  тем, что бурное развитие технологий связей с общественностью в государственных  структурах может привести к тому, что эти технологии станут завуалированной  формой пропаганды. Действительно, связи  с общественностью в государственной  сфере довольно часто используют наряду с собственными методами, методы, заимствованные и из арсенала пропагандистских средств. И связи с общественностью, и пропаганда стремятся воздействовать на ценности, ориентируясь на долговременный результат. Различия лежат в способах манипуляции. Связи с общественностью  стремятся подстроиться под уже  сложившиеся отношения, тогда как  пропаганда старается изменить эти  отношения для своих целей. Русаков, А.Ю. Связи с общественностью в  органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - С. 30-34.

А. И. Таиров в своей  статье, описывающей особенности  методов работы государственных  служб по связям с общественностью, рассказывает, что технологии пропаганды, используемые в деятельности служб  по связям с общественностью, могут  опираться на когнитивные, коммуникативные  и резонансные схемы.

Использование когнитивных  схем можно представить в виде айсберга. Массовое сознание получает указание на верхушку айсберга, за которой  следует весь объем связанной  с ней информации.

Подача информации с помощью уже апробированных в обществе схем воздействия увеличивает  уровень её эффективности. Пропаганда опирается на уже имеющиеся в  обществе схемы коммуникаций. Следует  помнить, что число лидеров мнений составляет 10-20% от населения. Но наличие  этой группы позволяет производить  воздействие с наименьшими материальными  и интеллектуальными затратами. Лидер мнения с этой точки зрения - весьма выгодный канал коммуникации, выступающий в роли мини-СМИ для  определенной группы населения.

Суть использования  апробированных схем, представляющих собой резонансные технологии, состоит  в том, что в ряде случаев из набора ситуаций СМИ начинает использовать только некоторые из них. Можно выделить две резонансные схемы, на которые  реагируют СМИ:

1) когда поступает  подтверждение уже имеющимся  в обществе слухам. Население  готово услышать подтверждение  того, во что уже поверили. Не  хватает только конкретной подсказки;

2) когда реализованная  ситуация вступает в противоречие  со сложившимся имиджем. Так  происходит, когда действия общественно  значимой фигуры идут вразрез  со сложившимся образом и запоминаются  на долгое время.

Особенно сильное  воздействие такие технологии оказывают, когда имеет место перекодировка  из одного языка в другой. Специалиста  в этой сфере можно представить  как переводчика с языка вербального  на языки визуальный и событийный, так как люди больше верят событиям и картинкам, чем словам.

Для введения нужной информации можно использовать метод  «паровозика», когда один факт цепляет  за собой другой. Это стандартный  метод привлечения внимания, когда  вместе с рассказом об известном  руководителе, приводится рассказ о  его учреждении.

Существуют ещё  три феномена символической трансформации. Это «белое пятно», когда сознательно  недостаёт детализированной информации, чтобы читатель дописал необходимое. При этом руководителю органа власти, находящемуся в тени, приписывают  те характеристики, которые массовое сознание считает необходимым.

Отдельным феноменом  выступает и переполнение информации. Известно, что, перерабатывая информацию, мы пытаемся подогнать её под определенную схему. Если же информации было слишком  много, человек не в состоянии  её «переваривать», и она закрепляется на подсознании как целое, без  искажений.

Следует помнить и  «подсказку» как способ работы с  массовой аудиторией. Необходимо все  время демонстрировать в явной  форме те знаки, которые должны подтвердить  верность избранной интерпретации  ситуации. Многие из них носят двусмысленный  характер, а подсказка выводит  её понимание на заданный уровень.

Во всех этих случаях  с точки зрения движения символов наблюдается закономерность: наиболее сильный символ притягивает более  слабый. Сообщение об очередном заседании  в органе государственной власти всегда слабее информации о митинге, который проходил в момент заседания  перед зданием администрации.

Таким образом, манипулятивные методы, используемые в технологиях связей с общественностью, проявляются в следующем:

· утрирование уже  зафиксированного стереотипа,

· перевод его из вербального в визуальную или событийную форму,

· усиление предлагаемого  события признаками достоверности  и детализации.

Основные технологии манипулирования, заимствованные связями  с общественностью из пропаганды, нейтральны по своим качественным характеристикам. И уже на совести специалиста  по связям с общественностью то, с какими целями он будет их использовать. Таиров, А.И. Особенности методов  работы государственных служб по связям с общественностью. - Режим  доступа: http: // www.zgia.zp.ua/gazeta/VISNIK_35_16.pdf

2. Организация работы пресс-службы на примере

2.1 Организационные  основы деятельности  служб по связям  с общественностью

В субъектах РФ работа по налаживанию общественных связей выполняется государственными информационными  агентствами, управлениями по связям с  общественностью, ответственными лицами по связям с прессой и другими  подразделениями местных органов  власти.

Функциональные особенности  деятельности пресс-служб в органах  государственной власти определяют их организационное устройство. Как  показывает практика, чаще всего отделы, которые в государственных структурах занимаются связями с общественностью, состоят из четырёх подразделений:

· Информационно-аналитический  отдел.

· Отдел по информационным коммуникациям.

· Отдел по работе с политическими партиями и общественными  организациями.

· Организационно-правовой отдел.

Задачами информационно-аналитического отдела, по мнению Т. Каминской, являются:

1. Сбор и анализ  информации социально-политического  характера, связанной с осуществлением  политической и экономической  деятельности Правительства и  Государственной Думы Российской  Федерации, региональных органов  исполнительной и законодательной  власти.

2. Мониторинг, анализ  состояния и динамики общественного  мнения в процессе осуществления  экономических, политических и  социальных программ и акций.

3. Анализ деятельности  региональных средств массовой  информации по освещению и  интерпретации деятельности федеральных  и региональных органов государственного  управления.

Информация о работе Коммуникации в деятельнсти органов государственной власти