Коммуникации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

В этой работе будет рассмотрен вопрос о коммуникациях в организациях: виды, сам процесс коммуникации и коммуникационные сети.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…... 3

1Понятие коммуникации……………………………………………..4

2 Виды коммуникаций. Внешние коммуникации……….….…..5

3 Виды коммуникаций. Внутренние коммуникации…..5

3.1 Вертикальные коммуникации………………………………7

3.2 Горизонтальные коммуникации…………………………7

3.3 Неформальные коммуникации………………………….8

Невербальные коммуникации……………………………..9


Процесс коммуникации ………………………………………......11
5 Коммуникационные сети ..............................................................17

Заключение ……….............................................................................19

Список литературы……………………………………………….…..

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 39.24 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………..…... 3

1Понятие коммуникации……………………………………………..4

2 Виды коммуникаций. Внешние коммуникации……….….…..5

3 Виды  коммуникаций. Внутренние коммуникации…..5

    3.1 Вертикальные коммуникации………………………………7

    3.2 Горизонтальные  коммуникации…………………………7

    3.3 Неформальные  коммуникации………………………….8

    1. Невербальные коммуникации……………………………..9
 
  1. Процесс коммуникации ………………………………………......11

5 Коммуникационные сети ..............................................................17

Заключение  ……….............................................................................19

Список  литературы……………………………………………….….. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В этой работе будет рассмотрен вопрос о коммуникациях в организациях: виды, сам процесс коммуникации и  коммуникационные сети. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие коммуникации 
 

     Коммуникация - это обмен информацией между  людьми. В процессе коммуникаций информация передается от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные  личности, группы и даже организации.

Термин  «коммуникация» происходит от латинского «communis» означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация

     может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

     Коммуникация  и информация различные, но связанные  между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается и то, как это «что» передается.

     Обмен информацией необходим при реализации любой из функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль). Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Обмен информацией - важнейшая составная часть всех видов управленческой деятельности. Современный руководитель тратит 48 минут каждого часа своего рабочего времени на общение с подчиненными, коллегами, начальством. Таким образом, 80 процентов его времени уходит на коммуникацию, и от того, настолько она эффективна, во многом зависит эффективность работы всей организации.  
 
 
 
 

     2 Виды коммуникаций. Внешние коммуникации 
 

     Внешние коммуникации - это обмены информацией между организацией и ее внешней средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т.д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникации.

     У организации имеются разнообразные  средства обмена информацией с основными  элементами своего внешнего окружения. Так, например, с имеющимися и потенциальными потребителями производимых товаров  и услуг фирмы общаются, прежде всего, с помощью рекламы и  других средств продвижения товаров на рынок (выставки-продажи, директ-мейл, личные продажи и т.п.), а также проводя различные социологические опросы.

     Организация - объект государственного контроля и  регулирования, регулярно предоставляет  соответствующим органам (статистики, налоговым, внебюджетным фондам) различные  отчеты, справки, сведения и т.п. Используя лоббистов, поддерживая определенные политические партии, движения, группы и отдельных депутатов, делая взносы в их пользу, крупные организации не только получают от них необходимую информацию, но и влияют на законодательство, содержание нормативных актов, принимаемых законодательной властью всех уровней.

     Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации, для чего в крупных фирмах создаются  специальные отделы по связям с общественностью («паблик релейшнз»), специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию.

     Это далеко не полный перечень примеров коммуникации между организацией и ее внешней  средой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Виды коммуникаций. Внутренние коммуникации  

     Внутренние  коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации). 

     3.1 Вертикальные коммуникации  

     Вертикальные  коммуникации - это коммуникации, с помощью которых информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом, работникам организации сообщают о новых стратегических и тактических целях, изменении приоритетов, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т.п.

     Параллельно этим информационным потокам в любой  организации осуществляется передача информации в противоположном направлении - с низших уровней иерархии к высшим, или по восходящей. С ее помощью руководство узнает о реальном положении дел в организации, о результатах принятых решений, о возникающих трудностях, проблемах и предположениях по их разрешению. Коммуникации между руководителем и подчиненным - составляет абсолютное большинство всех коммуникационных обменов в организации и занимает особое место в сфере межличностных отношений. Поэтому, хотя коммуникации типа руководитель - подчиненный формально являются одной из разновидностей вертикальных коммуникаций, их в силу особой значимости принято рассматривать отдельно. 
 

     3.2 Горизонтальные коммуникации  

     Горизонтальные  коммуникации существуют, т.к. организация, как правило, состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией. Их существенное отличие заключается не в направлении движения информации, а в том, что в отличии от вертикальных, основанных на отношениях руководства и подчинения, горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации. 

     3.3 Неформальные коммуникации 

     Неформальные  коммуникации существуют в любой организации и основываются на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях. Кроме информации, передаваемой по официальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

     Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию  сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций - гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.

     Наличие в организации неформальных коммуникаций - явление нормальное, однако лишь до определенной степени. Следует помнить, что слухи - это всегда следствие недостатка информации, и большой объем сведений, распространяемых с помощью слухов, неформальных информационных обменов, свидетельствует о неблагополучии системы коммуникаций и ее неэффективности. 

     3.4 Невербальные коммуникации  

     Невербальные  коммуникации. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37 % - тональностью голоса и 55 % - выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Основные  типы невербальной коммуникации:

     Движения  тела - жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы.

     Личные  физические качества - строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах  тела, мускулатура.

     Речь - качества голоса, грамотность, частота  речи, засоренность речи, смех, зевание  и т.п.

     Использование среды - способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения  себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и  «чужой» территории.

     Физическая среда - дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, частота и опрятность, освещенность, шум.

     Время - опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, культура времени, соотношения времени и статуса.

     Антропологам  и лингвистам уже длительное время  известны такие невербальные сигналы, как позы, жесты, выражение лица и  т.д.

     Многие  из них являются образцами культуры, в которой «рос» человек. В  той степени, в которой они  используются как образцы поведения  и имеют при этом символическое  значение, они могут быть поняты так же ясно, как вербальная коммуникация, выражаемая известной двум участвующим  сторонам системой словесных кодов. Определенные жесты отражают этику  поведения. В каждой культуре существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как  бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного  процесса не находится с индивидом  в отношениях интимного характера. Замечено, что у европейцев эта  дистанция больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре.

     Относительно  позы, как способа невербального  сигнала известно, что при входе  руководителя в контору подчиненные  стараются принять более «рабочую»  осанку. Важны также позы, которые  используют участники заседания. Они  могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу.

     Невербальные  коммуникации в большинстве случаев  имеют бессознательную основу, так  как свидетельствуют о действительных эмоциях коммуникационного процесса и являются надежным индикатором  проявляемых чувств. Невербальной информацией  трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной  коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретированы. 
 
 
 
 
 

     4 Процесс коммуникации 
 

     Углубленное изучение межличностных коммуникаций предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий. Значение роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять  процессом в целом.

     Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии следующих основных элементов: отправитель, сообщение, канал связи, получатель.

Информация о работе Коммуникации в организации