Коммуникативные качества речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Цель данной работы – объяснить, что же представляет собой речь; рассмотреть основные коммуникативные качества речи.

Содержание

Введение
Коммуникативные качества речи:
1.Богатство речи
2.Выразительность речи
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Коммуникативные качества речи.docx

— 29.05 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2. Выразительность речи

 

Выразительная речь – это  речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или  читателя) к сказанному (написанному). Главное условие выразительности  – наличие у автора речи своих  чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Выразительность обычно подразумевает  оригинальность, неповторимость, неожиданность. В этом плане выразительная речь – речь всегда новая, «свежая», творческая. Именно этим она способна вызвать  интерес и одобрение у тех, кому она предназначается.

Отчего зависит выразительность  речи?

Не приходится говорить о  каком-либо большом воздействии  речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным голосом, нечетко  произносит слова, т.е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи – это фундамент культуры речи.

Составные части техники  речи – дикция, дыхание, голос.

Каждое слово, а в слове  каждый звук должны произноситься четко  – таково главное требование дикции.

О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень  образно говорил выдающийся деятель  театра К.С.Станиславский: “Слово с  подмененными буквами представляется мне… человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем  вместо носа. Слово со скомканным началом  подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с  ампутированными ногами… Когда  слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед”. [К.С. Станиславский. Работа актера над собой, 1955]

Нечеткая, неряшливая, неграмотная  речь неприятна в быту. Она оскорбляет наш слух, наше эстетическое чувство. Но уже совершенно недопустима она  для лектора.

Недостатки дикции (если только они не связаны с какими-то недостатками речевого аппарата) –  это результат укоренившейся  с детства дурной привычки говорить “лениво”, небрежно, вяло произносить  слова. Поэтому, чтобы устранить  эти недостатки, нужно контролировать, как говоришь, читая лекции, выступая на собрании, в быту (не комкаешь ли слова, не “глотаешь” ли окончания, не цедишь ли слова сквозь зубы и т.д.).

Для оратора важен голос, его тембр, оттенки. Сила голоса не имеет  решающего значения, но следует иметь  в виду, что аудиторию (слушающих) утомляет, усыпляет как очень тихий, так и громкий голос. Важен  тон речи. Речь не должна быть высокомерной, поучительной.

Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа речи. Определяя восприятие как встречный  процесс мышления, мы обязаны учесть два момента: слушателю нужно  успеть осознать поступающую информацию и запомнить основные положения  того, о чем говорят.

По экспериментальным  данным, оптимальное условие легко  воспринимаемой речи – средний темп произношения. Изложение сложного материала  диктует замедленный темп речи, обращение  же к фактам, явлениям, связанным  с чувственным опытом, жизненными ассоциациями, требует сравнительно убыстренного темпа. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Текст  звучит не фразами, а отдельными словами.

Особенно внимательно  нужно относиться к выразительной  роли интонации (высота, сила, тембр, темп речи, паузы). Существует гипотеза о  том, что интонация предшествовала языку. По экспериментальным данным, интонационными моделями (например, выражение  удовольствия, гнева) ребенок овладевает в возрасте от полугода до года и  значительно позже осваивает  лексику и грамматику родного  языка. В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Благодаря  ей мы понимаем, например, что сказанные  нам хорошие слова на самом  деле содержат угрозу, а нейтральная  официальная фраза – расположенность.

Интонация позволяет подчеркнуть  логическую и эмоциональную значимость высказывания. Чем ярче эмоциональная  отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна. Здесь нельзя дать готовых рецептов, связанных  с использованием интонации в  повседневной жизни. Нужно помнить  лишь одно правило: интонация – это  зеркало нашей эмоциональной  жизни; культура чувств и эмоциональных  взаимоотношений неразрывно связана  с культурой интонационного оформления высказывания.

Для интонации важным является соблюдение пауз. Гладкая речь производит иногда впечатление заученности, поэтому  может не нравиться слушателям, и  некоторые ораторы, чтобы создать  впечатление импровизированной  речи, используют паузы припоминания. Логические же паузы, как уже говорилось выше, способствуют прояснению смысла высказывания.

Для того, чтобы речь была выразительной, используют пословицы, поговорки, афоризмы, а также тропы: метафоры, сравнения гиперболы, эпитеты. Однако следует помнить, что этими изобразительными средствами не следует злоупотреблять.

 

 

 

 

Заключение

Мы рассмотрели несколько  качеств коммуникативной речи.Каждая из них по своему важна.Необходимо знать их для того чтобы речь была более насыщеней и красочней.

 

 

Список литературы

 
Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 2010.

Головин Б. Н. Как говорить правильно. – М., 2008.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 2008.

Даль В. И. Толковый словарь  живого великорусского языка. – М., 1989.

Ипполитова Н. А., Князева  О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. – М., 2004

 

 


Информация о работе Коммуникативные качества речи