Методы исследования в PR

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является изучение методов социологического исследования и их применение в связях с общественностью на примере ООО «Новый дом».
Задачи курсовой работы:
• Получить теоретическое представление о программе социологического исследования
• Проанализировать социологические методы сбора информации и их использование в PR
• Выявить проблему, затрагивающую PR-деятельность на примере ООО «Новый дом»
• Выбрать подходящие для данной проблемы социологические методы исследования

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 76.96 Кб (Скачать)

Введение

Деятельность специалиста  по связям с общественностью это  система последовательных мероприятий направленных на создание стратегии, ее проведение и подведение итогов. Так для контроля проводимых этапов, их оценки эффективности или для прогнозирования и выявления проблем и сложных противоречивых ситуаций, PR-специалист обращается к социологическим исследованиям. Социологические исследования помогают  не только распознавать существующие проблемы, но и определять их происхождение, свойства, характер, а также пути их решения.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение методов социологического исследования и их применение в связях с общественностью на примере ООО «Новый дом».

Задачи курсовой работы:

  • Получить теоретическое представление о программе социологического исследования
  • Проанализировать социологические методы сбора информации и их использование в PR
  • Выявить проблему, затрагивающую PR-деятельность на примере ООО «Новый дом»
  • Выбрать подходящие для данной проблемы социологические методы исследования

В теоретической части  были использованы работы как отечественных, так и зарубежных авторов: Ядова  В. А., Осипова Г. В., Кузнецова И. Н., Сикевича З.В., Гидденса Э. и других.

 

 

 

 

 

Глава 1. Программа социологического исследования. Анализ методов сбора первичной социологической информации.

    1. Программа социологического исследования

Как уже было отмечено, социологические  исследования в сфере PR помогают собрать информацию для последующего планирования, реализации и оценки эффективности PR-деятельности, а также понять существующую проблему и прийти к ее решению. Так Кузнецов К. А. называет социологическими исследованиями систему теоретических и эмпирических процедур, которые позволяют получить новые сведения об изучаемом объекте. [9, стр. 3]

Он также отмечает, что  в первую очередь необходимо из отрывочных сведений сформировать общее представление  о характере функционирования системы  для решения любой проблемы. «В науке об управлении этот этап получил название этапа формирования информационной модели, отражающей в общих чертах структуру и функции объекта исследования».[9] Выбрать направление исследования, оптимальную организацию его методологии и процедуры позволяет концептуальная модель, которая строится на информационной модели. И уже концептуальная модель служит основой для формирования программы исследования.

Основными этапами исследования можно выделить следующие:

  1. Подготовительный (разработка программы исследований)
  2. Полевой (сбор первичной информации)
  3. Обработка полученных данных
  4. Анализ и обобщение полученной информации
  5. Подготовка отчетов по результатам исследований

Программой исследования является изложение основных принципов  и методологии исследования, его  процедуры и организации.

Кочеткова А. В. в работе «Теория  и практика связей с общественностью» отмечает два вопроса, на которые  призвана ответить программа социологического исследования:

  • Каким образом выбрать оптимальный для данной ситуации тип исследования, отталкиваясь от определенных теоретических положений?
  • Как прийти к теоретических обобщениям, отталкиваясь от полученного эмпирического материала, которые бы позволили более точно спланировать компанию в связях с общественностью. [7]

Итак, на этапе подготовки программ исследований можно выделить два раздела: методологический и методико-процедурный.

К первому разделу можно  отнести:

  • Описание проблемы
  • Цели и задачи исследования (апробация методик социологического исследования в PR-деятельности)
  • Объект и предмет исследований
  • Системный анализ объектов исследования
  • Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий
  • Выдвижение гипотез

Ко второму разделу  относятся:

  • Разработка методологического инструментария
  • Рабочий план исследования (календарный и бюджетный план)

Сикевич З. В. отмечает несколько  другие этапы программы исследования, при этом в общем виде он выделяет 3 раздела:

  • Теоретический (постановка проблемы, определение цели и задач исследования, формулировка гипотез)
  • Методический (обоснование выборки, методы сбора данных и методы обработки и анализа информации)
  • Организационный (план исследования, порядок проведения отдельных этапов исследования, распределение материальных ресурсов). [12

К вышеперечисленным пунктам  Кузнецов К. А добавляет следующие составляющие  программы социологического исследования:

  1. Краткое изложение авторской концепции
  2. Перечень необходимых социальных фактов
  3. Определение количества и уровня квалификации участников исследования. [9]

Итак, рассмотрим основные этапы программы исследования:

Постановка проблемы

Выделяют две стороны  проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле проблемная ситуация – это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между  знанием о потребностях людей  и каких-то результативных практических или теоретических действиях  и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [5], то есть противоречие между знанием и незнанием. По мнению Ядова В. А. предметная сторона проблемы социологического исследования – это «явления и процессы, вызывающие беспокойство». [16] Причем, с одной стороны они угрожают стабильности, но с другой – являются главным фактором социальных изменений.

Катлип C., Сентер A., Брум Г. отмечают, что постановка проблемы должна осуществляться в настоящем времени и описывать текущую ситуацию, а именно «Что является источником озабоченности? Где кроется данная проблема? Когда это становится проблемой? Кто вовлечен в проблему или подвергается ее воздействию? Как именно эта проблема затрагивает этих людей? Почему эта проблема должна волновать организацию и общественность?». [3]

Сикевич З. В. выделил несколько  принципов, соблюдение которых поможет  правильно сформулировать проблему:

  • Как можно четче разграничить известное (непроблематичное) от неизвестного (проблематичного)
  • Отделить существенное с точки зрения решения проблемы от второстепенного
  • Разделить общую проблему на частные и выстроить в иерархию с точки зрения важности. [12]

Определение целей  и задач исследования

Этап определения целей  и задач представляет особую важность в исследовании, так как от правильно  поставленной цели напрямую зависит  результат исследования. Кроме того, четко сформулированная цель позволяет  снизить вероятность погрешности. Ядов В. А. в своей работе «Стратегия социологического исследования» говорит, что «Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования».[16] То есть выполнение поставленных задач помогает по частям, собирая воедино,  добиваться поставленной цели.

Сикевич З. В. отмечает, что  любое исследование позволяет ставить  задачи (второстепенные задачи), не имеющие непосредственного отношения к цели, но которые помогут проверить побочные гипотезы, представляющие интерес для науки. Кроме того, поставленные задачи (методические) могут быть связаны с апробацией новой оригинальной техники или процедуры. В течение самого исследования возможна постановка дополнительных задач, которые позволяют взглянуть на исходный материал под разными углами. [12]

Кузнецов И. Н., говоря о  том, что поставленные задачи в течение  всей программы исследования выстраиваются  в иерархию и только четкое их выполнение способствует успеху социологического исследования, считает лучшим вариантом  – применение сетевого планирования. Его суть состоит в составлении  определенной схемы, «в которой фиксируется  начальное состояние проблемы, результат  ее решения и те промежуточные  процедуры, которые необходимо проделать, что бы достигнуть желаемого результата».[9] При этом вся исследовательская работа рассматривается, как система не только последовательно выполняемых задач, но и параллельно выполняемых. Система целей и задач дисциплинирует работу и, повышая эффективность исследовательской работы, позволяет добиться продуктивных результатов.

Объект и предмет  исследования

Объектом социологического исследования является то, на что направлено само исследование. А предмет –  «наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению». [16]

Другими словами предметом является то, где наиболее ярко выражены противоречия и конфликты проблемной ситуации.

Системный анализ объектов исследования

Для наиболее продуктивных результатов исследования необходимо провести развернутое описание объекта  социологического исследования как  целостной системы.

Осипов Г. В. считает необходимым рассматривать объект с двух сторон – как часть целостной системы и как целое, состоящее из нескольких частей. В первом случае объект характеризуется внешними связями, так как является элементом более широкой системы, а во втором случае – внутренними связями. При этом особенностью исследования является представление объекта в качестве гипотетической модели, с составляющими объект элементами и связями.

«Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального  объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта». [10]

Так как при построении указанной модели используются социологические понятия, а также то, что сама она имеет определенную категориально-логическую структуру, данную модель называют также концептуальной.

 

 

Теоретическая и  эмпирическая интерпретация понятий

«Понятие – это форма  обобщения (абстрагирования) свойств, сторон, признаков социальных явлений». [9] Однако, содержание понятий и границы их использования могут изменяться, поэтому необходимо их заранее фиксировать, так как от выбранного варианта использования понятия будет зависеть результат исследования. Особенно это необходимо при разработке новых понятий.

Кузнецов И. Н. разделяет  работу с понятиями на два этапа:

  1. Теоретическое уточнение основных (исходных) понятий для уточнения проблемы
  1. Соотнесение специфических понятий с теоретической системой
  1. Достижение однозначности в понимании содержания понятийного аппарата
  2. Достижение точности употребления терминов

Уточнение понятий должно быть зафиксировано через систему  комментариев.

  1. Эмпирическая интерпретация, подготавливающая содержание понятия для фиксации измерения.

Интерпретация понятий позволяет  определить направления анализа, по которым должен осуществляться сбор социологических данных.

Эмпирическая интерпретация  понятий обеспечивает соотнесение  содержания основных понятий с эмпирическими  фактами, отражением которых они  являются. Целью интерпретации понятий Кузнецов И. Н. определяет последовательную конкретизацию понятий, дающую возможность выйти на проявления непосредственно недоступные восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению. При этом главной задачей является обеспечение перехода к индикаторам (фактам, используемым для социологического измерения).

Таким образом, этап определения  и интерпретации понятий во многом обеспечивает достоверность данных, то есть их соответствие реальному  социальному явлению.

Выдвижение гипотезы.

В социологических исследованиях  в связях с общественностью гипотеза представляет собой обоснованное фактами  предположение о структуре объектов, характере элементов и связей, образующих объекты, а также о  механизме функционирования и развития.

Различают описательные и  объяснительные гипотезы. Так в первом случае гипотеза содержит утверждение  по поводу выявленной проблемы без  объяснения причин. А во втором случае в гипотезе содержится объяснение того или иного утверждения.

Сикевич З. В. Предлагает при  выдвижении гипотез исходить из следующих  методологических положений:

  1. Гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается.
  2. Для объяснения фактов надо выдвигать гипотезы, связанные друг с другом.
  3. Нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах.
  4. При формулировке гипотез нужно понимать, что выводы будут носить вероятностный характер. [12]

Информация о работе Методы исследования в PR