Роль коммуникации в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 06:36, реферат

Описание работы

Масштабы информатизации обусловили выбор данной темы. В нашей работе мы рассмотрим роль общения и инфокоммуникации в информатизации общества и о влиянии, которое она оказывает на межличностные связи. Отметим, что в рамках одной работы невозможно решить поставленную задачу, поскольку она носит междисциплинарный характер. Философский аспект представляет для нас особый интерес, поскольку он очень важен для понимания сущности вопроса информационной коммуникации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Социальное значение информатизации общества………………………5 стр.

Влияние информатизации на коммуникацию..…………………………15 стр.

Заключение………………………………………………………………..…27 стр.

Литература……………………………………………………………..…….29 стр.

Работа содержит 1 файл

Философия (реферат).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Забайкальский Государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. 

Кафедра философии 

Реферат

По  истории философии наук

На  тему:

Роль  коммуникации в информационном обществе 
 
 
 

Выполнил: Пьянников М. М.,

учитель иностранных языков

гимназия  №9 г. Краснокаменск

Научный руководитель: д.п.н., доцент

Клименко  Т.К. 

Проверил: 
 
 
 
 

Чита  – 2010 

     Оглавление. 

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Социальное  значение информатизации общества………………………5 стр.

Влияние информатизации на коммуникацию..…………………………15 стр.

Заключение………………………………………………………………..…27 стр.

Литература……………………………………………………………..…….29 стр.

 

Введение

     Начало третьего тысячелетия можно с уверенностью назвать началом века информации. Это связано с все увеличивающимся объемом информации, которая влияет на взаимоотношение, поведение и психику людей. В гитлеровской Германии активно использовали средства массовой информации для формирования представления об окружающем мире. С изобретением Интернета тенденция информатизации общества увеличилась, что привело к росту эффективной коммуникации, однако повысилась и частота конфронтации, обнажившая проблемы, которые существуют в современном обществе. Сегодня формируется новое киберпространство информационного общества. В этом пространстве ведутся ожесточенные войны за сферу влияния между различными культурами и цивилизациями. Технический уровень оснащения не позволяет некоторым странам на равных участвовать в этой борьбе за информационное пространство, а проигравшие эту войну обрекут себя на второстепенные роли. Такое положение может привести к «информационному империализму». 

     Современный мир характеризуется постоянным повышением роли информации. В последнее столетие появилось много таких отраслей производства, которые почти на 100% состоят из одной информации, например, дизайн, создание программного обеспечения, реклама и другие.

     Научно-техническая революция, возникновение и расширение влияния общедемократических движений, интенсификация международного сотрудничества и другие важные факторы повышают значение информационно-коммуникативных процессов. Коммуникация вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Продолжающееся революционное пpеобpазование средств массовой коммуникации: оказывает возрастающее воздействие как на материально-производственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.

     Масштабы  информатизации обусловили выбор данной темы. В нашей работе мы рассмотрим роль общения и инфокоммуникации в информатизации общества и о влиянии, которое она оказывает на межличностные связи. Отметим, что в рамках одной работы невозможно решить поставленную задачу, поскольку она носит междисциплинарный характер. Философский аспект представляет для нас особый интерес, поскольку он очень важен для понимания сущности вопроса информационной коммуникации.

 

     Социальное  значение информатизации общества

     Первый  вопрос, который мы хотели бы рассмотреть  в данной работе – влияние информации на развитие современного общества и  выявление ее роли в процессе общения, поскольку, на наш взгляд, общение – это обмен информацией. В этой работе мы попытаемся проанализировать взаимосвязь информации и общения.

     Для начала обратимся к дефиниции  информация. Существует масса определений  этого понятия, что существенно  усложняет анализ данного феномена.

     «Информация (от лат. Informatio – осведомление, разъяснение, изложение, от лат. Informare – придавать форму) – в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста». [1]

     В федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информацией понимается «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». [18]

     Норберт Винер под информацией понимал информацию, а не энергию или материю. [1]

     «Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». [11]

     «Информация – сведения об окружающем нас мире, о протекающих в нем процессах, которые воспринимают живые организмы, управляющие машины и другие информационные системы». [10]

     «Информация – это сведения об объектах или явлениях окружающей среды, которые мы запрашиваем в случае возникновения необходимости в них… Информация в электронной сфере – это число, которое всегда фиксировано… Информация – это любые сведения, которые интересуют конкретного человека в конкретной ситуации». [19]

     Понятие «информация» используется в различных науках: в биологии информация связывается с ДНК и генетической памятью, которая передается по наследству. В философии под информацией понимается «взаимодействие, отражение, познание». В кибернетике «информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи». [11]

      Из  приведенных выше определений следует, что информация – это «сведения». Для понимания сущности феномена информации этих определений явно недостаточно, хотя они отражают точку зрения теоретика на информацию. Для нас, как говорилось выше, представляет интерес влияние информации на общение. Для этого мы обратимся еще к одному определению дефиниции информация.

  «Информация представляет собой всеобщее свойство взаимодействия материального мира, определяющее направленность движения энергии и вещества. Эта всеобщее нематериальное свойство взаимодействия материального мира включает в себя первичную и вторичную информацию, при этом под первичной информацией подразумевается направленность движения вещества, при котором возникает не только направленность его движения в пространстве, но и форма (структура, морфология) как результат направленности движения составляющих вещество элементов, а вторичная информация есть отражение первичной информации в поле в виде формы (структуры, модуляции) пространственных сил, сопровождающих всякое движение вещества». [20]

      Стоит пояснить, что здесь понимается под  «первичной» и «вторичной информацией».   Согласно современной теории информации  она включает в себя «три принципиально отличные вида – направленность движения, форму (структуру) вещества и форму (структуру, модуляцию) окружающих вещество полей, которую мы наблюдаем в результате действия пространственных сил, сопровождающих движение вещества». [20] Для понимания данного явления информацию необходимо рассматривать как неотъемлемое свойство материи, что не противоречит вышеприведенным понятиям, это своего рода «сведения». Информацию, поступающую от объекта, т. е. первоисточника информации, можно назвать «первичной», а «вторичная информация» возникает в результате перекодировки информации. Человек хранит информацию в своей памяти, т. е. занимается ее перекодировкой. Возникший или вызванный из памяти образ ему необходимо описать при помощи слов, т. е. закодировать информацию еще раз. При этом мы можем говорить о количественном измерении информации, т. к. знаково-символьная информация доступна измерению. Для этого Клод Элвуд Шеннон ввел такую единицу измерения информации как бит. Однако образную память и образное мироощущение и мировосприятие человека невозможно измерить. Слова «роза» и «Азор» имеют с точки зрения измерения информации одинаковый объем, но человека, который слышит эти слова, будет наделять их своими образами, ассоциациями и представлениями.

      Теперь  рассмотрим свойства информации. Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

     Наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

  1. Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.. 
    Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
  2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

- преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

- искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

  1. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
  2. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  3. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
  4. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. [2]

    Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует  учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Теперь необходимо рассмотреть какими свойствами обладает социальная (общественная) информация:

  • имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
  • имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

    С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

      Для понимания сущности информации необходимо рассмотреть ее функции. Выделяют следующие  функции: познавательная, социальная, психологическая, регулятивная, воздействующая, культурологическая, прогностическая, манипулятивная, развлекательная и др. [15]

      Однако  такая классификация не раскрывает социальной функции информации, поэтому  ниже мы приведем классификацию В.И. Корогодина, В.Л. Корогодиной:

1. Обеспечение быстроты обмена новыми знаниями между членами сообществ. Передача информации посредством речи не только породила возможность быстрого обмена знаниями, но и сыграла решающую роль в сплочении человеческих сообществ, в связывании отдельных их представителей в единую информационную систему, функционирующую (и управляемую) на основе единого информационного пула. Подобно тому, как генетическая информация обеспечивает слаженность функционирования клеток и организмов, а поведенческая – популяций организмов, обладающих развитой нервной системой, информация, являясь «общественным достоянием», обеспечивает функциональную слаженность человеческих сообществ.

2. Консолидирующая функция информации. Такая консолидация людей, в свою очередь, интенсифицирует динамику самой информации. Носителями информации становятся все более многочисленные группы людей, все интенсивнее вовлекаемые в использование имеющейся и создание новой информации.

Информация о работе Роль коммуникации в информационном обществе