Роль коммуникации в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 06:36, реферат

Описание работы

Масштабы информатизации обусловили выбор данной темы. В нашей работе мы рассмотрим роль общения и инфокоммуникации в информатизации общества и о влиянии, которое она оказывает на межличностные связи. Отметим, что в рамках одной работы невозможно решить поставленную задачу, поскольку она носит междисциплинарный характер. Философский аспект представляет для нас особый интерес, поскольку он очень важен для понимания сущности вопроса информационной коммуникации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Социальное значение информатизации общества………………………5 стр.

Влияние информатизации на коммуникацию..…………………………15 стр.

Заключение………………………………………………………………..…27 стр.

Литература……………………………………………………………..…….29 стр.

Работа содержит 1 файл

Философия (реферат).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

  Благодаря текстам происходит накопление культурных ценностей, которые определяют и определяются общением. В тексты человек закладывает свое мировосприятие, пытается его донести до других людей, именно в тексте или контексте культуры оценивается информация.

   Исходя  из вышесказанного, понятно что, в  общении или коммуникации сосредоточено  духовное бытие человека, которое  обуславливает и отражает его сознание. Сознание и общение являются коррелятами.

      Для более детального понимания различий между общением и коммуникацией  изложим мнение М. С. Кагана, которое  в какой-то мере повлияло на исследования данного вопроса на уровне абстракции. Ученый определяет цель коммуникации сообщить что-то кому-то, постольку не имеет никакого значения, что именно в сообщения содержится. [5] Такие отношения переходят от субъект-субъектной связи к субъект-объектной, т. е.  «в коммуникации мы имеем дело с процессом однонаправленным, информация течет только в одну сторону, и – по законам, установленным теорией коммуникации, – количество информации уменьшается в ходе ее движения от отправителя к получателю». [5, 146]

     Такое понимание коммуникации было обусловлено  низким уровнем развития информационных технологий, в первую очередь компьютерных. В современных компьютерных технологиях информация передается одномоментно и односторонне, но с такой скоростью, что односторонность практически не заметна, в то время как ранее обмен даже небольшим количеством информации занимал значительный промежуток времени. Ответ, как и в общении, при этом приходит, но через более длительный промежуток времени. С развитием технологий временной интервал информационной коммуникации значительно сократился. Поэтому коммуникацию и общение мы рассматриваем как тождественные категории.

      В рамках одной работы очень сложно раскрыть сущность общения. Мы указали основные аспекты общения, которые, на наш взгляд, будут влиять на его структуру. Любой из этих аспектов стоит рассматривать отдельно и в совокупности. Понятно, что точка зрения на теорию общения будет существенно влиять на методологию исследования и очень сложно добиться истины, рассматривая феномен общения только с одного из вышеперечисленных аспектов. Для достоверности результатов стоит изучить их влияние на личность в совокупности. Задача очень сложная, поскольку некоторые из этих аспектов представляют особую сложность, в особенности культурный аспект общения. Он включает в себя остальные, но обуславливает нравственный и аксеологический аспекты с точки зрения культуры, поэтому, мы считаем, что необходимо выделить этот аспект отдельно для более детального изучения.

     Попытки изучить феномен общения предпринимались  многими учеными и все из них  наталкивались на многогранность и сложность анализа явления общения.

     Обобщая все вышесказанное, можно сделать  следующие выводы. Коммуникация возникает  при передаче сведений. Однако обмена информацией может возникнуть при  условии, что общение протекает  между людьми, оно строится на основе ценности партнера и информации. Коммуникация осуществляется с учетом свободы партнеров по диалогу, так, всякое принуждение исключает общение, оно будет осуществляться лишь формально (соблюдение ритуалов), без внутреннего переживания Другого, т. е. собеседника. Культура будет играть существенную роль, поскольку именно на основе культурного аспекта общения складываются информационные системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Проблема  влияния информации на сознание человека и межличностное общение обширна и многогранна. Несмотря на обилие исследований в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена.

  Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения. Однако они схожи в том, что главная функция общения заключается в передачи информации, но сама информация будет обуславливать сознание человека, его знания, а следовательно общение.

   Исходя  из вышесказанного, можно сделать  следующие выводы:

  1. Роль информации в формировании картины мира играет ведущую роль. Управление сознанием человека осуществляется через сведения, которые он получает.
  2. Получив данные, человек их перекодирует, используя свой тезаурус. Так формируется субъективная реальность, отражающая объективный мир или субъективная блип-реальность.
  3. Субъективная реальность обуславливает сознание человека и его поведение. Знания, которые он получает, проанализировав полученные сведения, становятся его личным достоянием.
  4. Отбор сведении происходит с опорой на их ценность. Информацией можно обменяться в рамках информационной системы. Не ценная или не понятая информация находится за рамками информационной системы, в информационном буфере.
  5. Коммуникация может проходить только в рамках информационной системы.
  6. Коммуникация представляет собой очень сложную теоретическую проблему. Она очень сложно поддается решению на уровне абстракции, т. к. ее следует рассматривать с антропологической, нравственной, аксеологической и культурной точек зрения.

     Подводя итоги, можно отметить, что общение играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе, в накоплении знаний. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека. Здесь уже можно выдвинуть такое понятие как информационная культура. Этот аспект необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания, в повышении общей культуры общества.

 

Литература

1. Википедия. [Электронный ресурс] – http://ru.wikipedia.org/wiki/Информация

2. Викиучебник  Электронный ресурс] – http://ru.wikibooks.org/wiki/Информация

3. Викторова Л. Г. Диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина – В. С. Библера [Электронный ресурс] / Л. Г. Викторова – http://library.sibstu.kts.ru/ paradigma/1/6.htm

4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой [Текст] / И. А. Ильин. – М. «ДАРЪ». 2005. – 464 с.

5. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган. – М.: Политиздат. 1988. – 319 с.

6. Корогодин В. И., Корогодина В. Л. Информация как основа жизни. Функции информации в человеческих сообществах [Электронный ресурс] / В. И. Корогодин, В. Л. Корогодина. – Библиотека «Полка букиниста» -- http://polbu.ru/korogodin_information/ch86_i.html

7. Культура и общение [Электронный ресурс] / http://thepoem.narod.ru/ 2culturescien.htm

8. Масяйкина Е. А. Психолого-педагогические основания преподавания библиотечно-информационных дисциплин [Электронный ресурс] / Е. А. Масяйкина. – Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 1 (79) – 8 – 10 с. – http://work.tspu.edu.ru/vestnik/Вестник ТГПУ 2009 В. 1 /Вестник_1_2009_ринц/8-10.pdf

9. Петров А. Н. Информация это просто [Электронный ресурс] / А. Н. Петров. Библиотека философии и религии. 2008 – http://filosofia.ru/76466/

10. Понятие информации [Электронный ресурс] / http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj183/file12628/view124481.html

11. Понятие «Информация» [Электронный ресурс] / http://informatika.sch880.ru/p17aa1.html

12. Пюкке С. Что такое информация и зачем это знать [Электронный ресурс] / С. Пюкке. Русский гуманитарный Интернет-университет. 2002. – http://www.i-u.ru/biblio/archive/pikke_chtotakoeinf/

13. Сафьянов В. И. Этика общения [Электронный ресурс] / В. И. Савьянов. Учебное пособие – М.: МГУП «Мир книги». 1998. – 164 с.

14. Современные тенденции в отрасли связи [Электронный ресурс] / http://www.infocomns.ru/inform.htm

15. Словарь [Электронный ресурс] / Информационно-просветительский портал Ханты –Мансийского автономного округа – ЮГРЫ -- http://www.eduhmao.ru/info/8/6392/

16. Структура  общения [Электронный ресурс] / http://med.rax.su/dred-absert-319-connect.html

17. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Электронный ресурс] /С. Г. Тер-Минасова. Русский гуманитарный Интернет-университет – 2000 – http://www.i-u.ru/biblio/archive/ter_jasik/00.aspx

18. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 
[Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc;base=LAW;n=61798

19. Что такое информация [Электронный ресурс] / http://www.waterdispenser.ru/chto/informatsija_46.html

20. Что такое информация? [Электронный ресурс] / http://prvinform.narod.ru/INFORM.HTM

Информация о работе Роль коммуникации в информационном обществе