Роль коммуникации в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 06:36, реферат

Описание работы

Масштабы информатизации обусловили выбор данной темы. В нашей работе мы рассмотрим роль общения и инфокоммуникации в информатизации общества и о влиянии, которое она оказывает на межличностные связи. Отметим, что в рамках одной работы невозможно решить поставленную задачу, поскольку она носит междисциплинарный характер. Философский аспект представляет для нас особый интерес, поскольку он очень важен для понимания сущности вопроса информационной коммуникации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Социальное значение информатизации общества………………………5 стр.

Влияние информатизации на коммуникацию..…………………………15 стр.

Заключение………………………………………………………………..…27 стр.

Литература……………………………………………………………..…….29 стр.

Работа содержит 1 файл

Философия (реферат).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Переход к информационному обществу выдвигает на первый план социальные проблемы, в том числе и проблему коммуникации.

     Роль  информации приобретает такие масштабы, что, как отмечает Е. А. Масяйкина, во многих странах уже приняты федеральные социально-информационные инициативы: в Великобритании «Супермагистрали в образовании - путь вперед», в США «Вызов технологической грамотности», в Германии «Школы в сети».

     Правительство США сделало развитие национальной информационной инфраструктуры приоритетом своей политики, ее ценность определяется такими компонентами, как собственно информация; программное обеспечение для получения и переработки больших массивов информации; люди, создающие информацию; программные продукты; оборудование и т.д.

В Канаде концепцию информационного общества рассматривают как средство сохранения культурной идентичности перед угрозой информационной экспансии других стран, а также и как способ вхождения в экономику будущего. [8]

     Лавинообразный  рост количества информации, подлежащей переработке и усвоению, порождает  ряд проблем: обеспечение информационно-психологической безопасности читателя от последствий информационного стресса, «информационные болезни», негативные социально-психологические проявления.

     Впервые описал и обосновал негативные эффекты информатизации и симптомы информационного стресса Э. Тоффлер. Основной стратегией выживания в условиях информационных перегрузок Э. Тоффлер считает развитие информационной грамотности: «Учить не просто фактам, но тому, как классифицировать информацию, как оценить ее правдоподобность, как учить себя...». [цит. по 8] Влияние информации и ее количества будет отражаться на человеческих взаимоотношениях.

     Если  информация становится избыточной, поскольку не преобразуется в знание, то выступает шумовым фоном, мешающим сконцентрировать внимание на необходимом. Последствия такого шума мы рассмотрели выше. К психологическим последствиям переизбытка информации также можно отнести социальную изоляцию, частичный или полный отказ от общения с людьми, ослабление эмоциональных реакций.

     Разрабатывая  вопросы негативного воздействия  информации на личность, Н.П. Ситник на основе социологического исследования «Влияние информации на человека» вводит понятие «информационных болезней», проявляющихся в том, что в процессе чтения люди подвержены развитию депрессивного состояния, угнетающих мыслей. Автор предлагает в качестве меры защиты от информационных болезней выработку правильного информационного поведения, соблюдение информационного режима, повышение информационной культуры [цит. по 8].

      Таким образом, коммуникация рассматривается  нами как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией. Однако стоит отметить, что субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

      Теперь  рассмотрим как содержание, цель и средства общения будут влиять на процесс обмена информацией.

      Содержание  можно определить как информацию, которая в межличностных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

      Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Отметим, что акт обмена информацией должен обязательно представлять ценность для участников общения.

      По  целям общение можно разделить  на три группы:

  1. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

      Употребление  этих терминов условно, иногда в боле или менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении  выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

      Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее:

      Коммуникативная сторона общения.

      Во  время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

      Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. все должны говорить на одном языке, чтобы сложилась одна информационная система.

      В условиях человеческой коммуникации могут  возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

      Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

        Средства коммуникации.

      Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством  использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». Говорящий сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

      Невербальная  коммуникация также является важнейшим средством передачи информации. Выделяют четыре группы невербальных средств общения [16]:

      1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

      2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

      Жест  – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

  • коммуникативные (заменяющие речь)
  • описательные (их смысл понятен только при словах)
  • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

      Мимика  – это движение мышц лица.

      Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

      3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

      Интерактивная сторона общения.

      Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

      Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

      Перцептивная  сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

      Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

     Общение или коммуникация возникает при  передаче информации. Однако, на наш, взгляд, исходя из всего вышесказанного, можно  выделить следующие аспекты, которые  будут оказывать существенное влияние  на коммуникацию.

     Общение всегда протекает между людьми, даже если партнер при этом отсутствует  или воображается.  М. С. Каган  называет такого партнера квазисубъектом и считает, что такой партнер  играет большую роль в становлении  личности. [5] Благодаря внутреннему диалогу, человек сам себя слышит. Можно, конечно, выделить общение человека с природой или животными, но, на наш взгляд, это будет не полноценный акт обмена информацией. Человек может рассказать о своих чувствах и мыслях, а природа и животные не могут. Однако такое общение позитивно сказывается на обоих участниках, способствует единению, но, главное, снимает стресс и способствует психологической разгрузке человека, но не животного. Животное или природа «приобщается» к человеку, становится слушателем, но совет или ответ невозможно услышать. Таким образом,  первый аспект в общении – антропологический.

     Общение помогает становлению личности. Благодаря  общению человек приобщается  к ценностям мировой цивилизации, становится частью общности. Не случайно слова общность, общаться и приобщаться имеют один корень. Коммуникация способствует единению людей, они становятся коррелятами духовного бытия. Во взаимодействии с другими людьми человек обретает свое Я. Таким образом, следующий аспект – аксеологический.

      Следующий аспект, который мы выделяем в общении – нравственный. Общение обуславливает выбор субъекта. Свобода выбора цели, средств и способов реализации определяет этический аспект. Действия животных и биологических систем какой-то степени предсказуемы в различных ситуациях. Действия же людей очень сложно предугадать. Разные люди будут действовать по разному в одной и той же ситуации, а животные, принадлежащие одному виду, будут действовать очень похоже. При этом человек находится не в роли буриданова осла, а свободно выбирает и направляет свою активность на выбранное. В. И. Сафьянов пишет, что процесс общение регулируется нравственными ценностями, идеалами и нормами. [13] Человек с самого рождения приобщатся к ценностям, они становятся частью его мировоззрения и, исходя из своего мировоззрения, человек и будет выстраивать общение. И. А. Ильин отмечал, что невозможно приобщить человека к ценностям без его желания и участия, [4] поэтому именно свобода обуславливает нравственное измерение общения.

      В общении, с одной стороны, происходит нравственная регуляция, а с другой, общение формирует личность. Общение играет настолько важную роль в нравственном становлении личности, что в особых случаях человека могут наказать лишением возможности общаться. Благодаря общению личность может проявить себя, т. е. происходит самодетерминация. 

   Следующий аспект – культурный. Под культурой мы понимаем «характерный (для данного человека, общества) образ мыслей, действий и средств общения». [7] Исходя из этого определения ясно, что культура оказывает огромное влияние на общение. Представитель одной культуры противопоставляет себя Другому. В этом противопоставлении он обретает свою сущность, учится дорожить своими национальными ценностями. Большую роль здесь играет язык, при помощи которого и осуществляется коммуникация. Славяне называли людей, которых они не понимают немыми, а греки варварами. В основе греческого слова лежит звукоподражание бар-бар-бар, т. е. непонятный язык воспринимался ими как набор звуков. Язык является основной частью культуры, которая оказывает существенное влияние на коммуникацию. М. М. Бахтин считает, что человека можно изучать через текст. При этом текст может быть представлен в различных формах:

  1. как живая речь человека;
  2. как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе (плоскости);
  3. как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно вещная и т.д.) [цит. по 3]

Информация о работе Роль коммуникации в информационном обществе