Шпоргалки по "Теории коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

Работа содержит 1 файл

шпоргалка.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

1.Теория  коммуникации: основные  понятия и идеи. 
Наука о коммуникациях начала оформляться в начале XX века, она относится к постнеклассическим наукам, т.е. не входит в перечень классических наук, в частности, преподаваемых в школе. Коммуникативное знание носит междисциплинарный характер. Коммуникация – это объект социогуманитарных естественнонаучных и научно-технических дисциплин, каждая из которых вычленяет из коммуникации свой объект и предмет исследования. Технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации. Социо-гуманитарные науки (психология философия) рассматривают свои аспекты коммуникации с присущими им особенностями и спецификами. Теория коммуникации как междисциплинарная наука рассматривает лингвистические, когнетивные (умственные) и логико-философские аспекты коммуникации.

Характеристики  теории коммуникации:

    1. Теория коммуникации – отрасль научного знания, следственно, обладает совокупностью характеристик науки. Цель теории коммуникации – сбор, накопление, классификация, анализ, обобщение и использование данных о своем предмете, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описать коммуникационные явления и процессы и прогнозировать их развитие.
    2. Теория коммуникации может изучать человека и как субъекта коммуникационной деятельности и как её особый объект.
    3. Теории коммуникации присущи обоснованность и доказанность знания, она предполагает применение особых средств и методов познания.
    4. Теория коммуникации принадлежит к числу постнеклассических наук, но в теоретико-методологическом базисе науки присутствуют и подходы, опирающиеся на классические и неклассические парадигмы.
    5. Теория коммуникации имеет особенный подход к познанию и объяснению социальной и коммуникативной реальности, что обусловлено наличием у этой науки объекта особого типа – коммуникации.
    6. Теория коммуникации –мультипарадигмальная наука наука – значит – существование и взаимообогащение не одного, а множества различных методологических подходов, каждый из которых способен в определенных рамках и в языке собственного категориального аппарата описать феномен коммуникации.

Современная теория коммуникации может быть представлена в виде двухуровневой структуры:

  1. На первом уровне функционируют дисциплинарные концепции и модели коммуникации, разработанные в рамках отдельных парадигм. В них коммуникация – производная от психологических, биологических, социальных и других переменных.
  2. На втором уровне находятся конститутивная модель, в ней коммуникация – первооснова любых процессов в жизни человека и общества. Конститутивная модель – это метамодель, формирующая поле для совместного существования моделей первого уровня, выделяющего те аспекты, которые могут быть значимы для понимания и объяснения конкретной коммуникационной ситуации.
 

2.Объект, предмет и методология  теории коммуникации.

Объект  теории коммуникации – социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле, как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте.

Предмет теории коммуникации – коммуникативные  процессы, если рассматривать коммуникацию в широком социально-историчестком  процессе.

Стивен Литти  Джон считает, что нужно изучать  теории, которые называет основными  составляющими ядра теории коммуникации, это теории:

  1. Объясняет формирование сообщения.
  2. Описывает процессы смысла порождения и интерпритации.
  3. Описывает процесс взаимодействия во всех его динамиках.
  4. Помогает понять роль социальных институтов и общество в коммуникации.

Общенаучные методы теории коммуникации: моделирование, анализ, синтез, обобщение, экстраполяция (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть), сравнительно-исторический метод. При сборе эмпирических данных широко применяется наблюдение, анализ документов, психологический и социальный эксперимент.  

3.Соотношение  теории коммуникации  и других гуманитарных  дисциплин.

Соотношение философии и теорий коммуникации.

Социальная коммуникация – движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Постижение сущности социальной коммуникации требует обращения к философским категориям (идеальное, сознание, смысл, воля, память и т.д.). Второй класс философских дисциплин занимается социальными коммуникационными процессами – логика и герменевтика. В рамках философского измерения ищутся ответы на вопросы о соотношении материального, идеального, объективного и субъективного в самой коммуникации и её компонентах.

Соотношение психологии и теории коммуникации.

Психологическая грань проявляется в двух случаях: в межличностном общении; в манипулировании.

Лингвистика и теория коммуникации. 

Необходимая речевая  способность – предпосылка коммуникационной деятельности. Наряду со словесными средствами в межличностной коммуникации используются жесты, позы, мимика, интонация и прочие невербальные средства.

Герменевтика  и теория коммуникации.

В философии  чаще всего интерпретируется как  метод истолкования, интерпретации  текстов. У герменевтики длинная история: в античности и в Средневековье толкователи «священных» текстов вели многочисленные споры вокруг смыслов того или иного текста, выражения. Проблеме толкования и понимания текста отдали дань многие выдающиеся философы — Ф. Шлегель, Ф. Шлей-ермахер, М. Хайдеггер и др. Именно поэтому герменевтический метод нередко относят к общефилософским, но мы его рассматриваем как частнонаучный, поскольку его применение касается исключительно сферы социально-гуманитарного знания.

Бихевиоризм и теория коммуникации.

Бихевиоризм (от англ. — поведение) — одно из ведущих  направлений в психологической  науке конца XIX — первой половины XX в. В основе бихевиоризма лежит  понимание поведения человека и  животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Бихевиоризм возник под влиянием экспериментальных исследований психики животных, в формировании его научных основ большую роль сыграли работы И.П. Павлова. Бихевиористская методология особенно отчетливо проявилась при изучении механизмов обратной связи как реакции на стимул.

Социолингвистика  и теория коммуникации.

Социолингвистика  изучает влияние социальных характеристик  участников на протекание вербальной коммуникации, таких, как статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов. Установлено, что влияние этих переменных на вербальную коммуникацию значительно и сказывается на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированными являются также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др. Поскольку многие виды дискурса прямо связаны с групповой принадлежностью и ролевыми отношениями партнеров, возникают специфические типы диалога — профессионально-деловые, бытовые, политические, женские, мужские, молодежные и пр.

Актуальная проблема социолингвистики — коммуникативные  барьеры (языковые, культурные и др.), затрудняющие общение между группами.

Семиотика и теория коммуникации.

Семиотика понимается не только как «наука о знаках и  знаковых системах», но и как методологическая основа изучения языка, литературы, искусства, феноменов коммуникации внутри культуры и между разными культурами. Язык, как знаковая система, функционирует в рамках процессов коммуникации, опосредованных различными средствами (от взаимодействия лицом к лицу до письменности, телевидения и интернета). 

4.Методы  теории коммуникации

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Метод моделирования  широко применяется при исследованиях  коммуникативных процессов. Теория коммуникации оперирует большим  количеством моделей общетеоретического и прикладного характера - социологические, психологические, семиотические, технические модели, модели пропагандистской, имиджевой, массовой коммуникации и многие другие.

Системный подход.

При системном  подходе объект рассматривается  как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает  целостные интегральные свойства данного множества. Так, при рассмотрении коммуникативного акта с точки зрения системного подхода можно раскрыть многообразные связи и отношения внутри самого акта, и его связь с внешней средой, влияние этой среды на характер, цели и стратегию коммуникации. Системный подход основан на использовании таких общелогических методов, как анализ — разложение системного целого на разноуровневые по степени сложности составляющие (подсистемы, компоненты, элементы), и синтез — рассмотрение интегральных свойств целостности, которыми составляющие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.

Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве или различии объектов. Главное условие использования данного метода состоит в наличии общего признака, по которому сравниваются изучаемые объекты.

Одним из широко используемых в социогуманитарном  знании методов сравнения является сравнительно-исторический. С его  помощью познаются различные  ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание. На основе этого метода можно выявить и сопоставить уровни и определить тенденции развития изучаемого явления, происшедшие изменения. В частности, он полезен при исследовании социальной коммуникации как развивающегося явления, поскольку позволяет выделить основные этапы в ее развитии, отразить эволюцию форм и средств (в первую очередь технических) коммуникации, а также все более увеличивающийся объем циркулирующей информации.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникационные процессы и явления.

Контент-анализ обращен к содержательной стороне информации. Рассчитан на изучение деятельности средств массовой информации путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информационного источника. Для получения таких данных используется электронно-вычислительная техника и методы программного моделирования. Главным объектом контент-анализа являются тексты, фонограммы, аудио- и видеозаписи, содержащие печатную или радиотелевизионную информацию.

Кроме того, анализируются  опросы общественного мнения с целью  определения эффективности деятельности различных информационных средств. Данные, получаемые с его помощью, выявляют роль СМИ в формировании вкусов, предпочтений, интересов и мнений различных социально-демографических и профессиональных групп, их отношение к тем или иным процессам в области экономики, политики, культурной и социальной жизни. Принято различать содержательный и структурный контент-анализ. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание на содержании сообщения. При структурном контент-анализе рассматривается способ подачи сообщения; например, как часто освещается то или иное событие в конкретном источнике, сколько печатного пространства ему отводится и т.д.

Интент-анализ - метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого проявления.

Намерение составляет собственно психологический пласт  речи, зачастую именно оно в первую очередь улавливается людьми в разговоре, на него следует реакция собеседника.

Однако интенциональный  пласт речи не всегда доступен для  простого выделения и описания. Поэтому  и разрабатывается техника его  фиксирования, получившая название интент-анализа. Эта техника развивается на основе изучения текстов повседневной жизни (дискурсов). Для анализа и описания удобны политические тексты, интервью, выступления, телевизионные диалоги.

Особенно выразительными для анализа являются выступления  конфликтного типа.

Наблюдение.

Применяется при сборе предварительного материала исследования и контроле полученных эмпирических данных. При помощи этого метода могут быть выявлены нормы вербального и невербального взаимодействия, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в различных ситуациях и различных эмоциональных состояниях.

Информация о работе Шпоргалки по "Теории коммуникации"