Шпоргалки по "Теории коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

Работа содержит 1 файл

шпоргалка.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

3. Социальный  барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д. Сущность социального барьера не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой, а в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти.

Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого — «все на одно лицо».

4. Психологический  барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник — подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.

23. Функции естественного  языка и речи.

Единство общения  и обобщения обусловливает две  основные функции естественного  языка и речи: во-первых, коммуникативная, во-вторых, познавательная. Коммуникативная  функция используется для обеспечения  смыслового общения людей, а познавательная — для индивидуальной мыслительной деятельности, питающей социальное познание, т.е. обобщенное видение реального мира (язык — орудие мышления). Но этого мало. Речевая деятельность не только орудие мышления, но и источник его развития. "Все высшие психические функции человека... — ветви и плоды одного дерева, ствол и корень которого — речь", — утверждал Б. Ф. Поршнев. Стало быть, речевая способность — решающий фактор антропогенеза. Не случайно изоляция от речевого общения болезненно переживается людьми и может привести к тяжелым психическим расстройствам. Основные, можно сказать, — собирательные функции, в свою очередь, подразделяются, точнее, — проявляются в конкретных языково-речевых функциях.  
Под функцией в данном случае понимаются те свойства языка или речи, которые позволяют людям использовать их в своей внеязыковой деятельности. Эти свойства многообразны, отсюда — многообразные области использования языка и речи в личностной и социальной жизни, другими словами, в индивидуально-психологическом и в социальном пространствах.  
1. Индивидуально-языковые функции Всякий человек рождается и проводит дни свои в атмосфере родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятельство неизбежно накладывает свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующие функции, выполняемые естественным языком в жизни отдельного человека:а)М и р о в о з з р е н ч е с к а я функция, заключающаяся в зависимости мировоззрения социализированной личности от ее родного языка;б)П о э т и ч е с к а я (эстетическая) ф у н к ц и я , свойственная языку, реализуется в художественно-литературном творчестве;  
2. Социально-языковые функции 
а)С о ц и а л ь н о – м н е м и ч е с к а я функция (функция социальной памяти). В значениях слов, в семантике языка концентрируется и сохраняется культурно-исторический опыт народа, пользующегося данным языком.

б)Э т н  о о б р а з у ю щ  а я функция обусловлена тем, что национальный (этнический) язык входит в число необходимых конституирующих  признаков этноса (народа, нации).

в)Н о м  и н а т и в н а я  функция: естественный язык выступает  в качестве источника наименований географических пунктов, промышленных предприятий, фирм, изделий и т. д., прозвищ, псевдонимов, личных имен. 
г)Функция о с н о в а н и я и с к у с с т в е н н ы х я з ы к о в — все искусственные языки — от химических и математических номенклатур до языков программирования и языков международного общения типа эсперанто — вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на эти языки. 
3. Индивидуально-речевые функции

а). М ы с  л и т е л ь н а я  функция: естественный язык, как уже  говорилось, является орудием мышления, а мыслительные процессы происходят в форме внутренней речи (внутриличностной коммуникации). Внутренняя речь служит также для саморегуляции (самоуправления, аутотренинга) личности.

б). Э м о  т и в н а я функция  — функция выражения чувств и  воли говорящего, демонстрирующая его  темперамент, характер, волевые качества, состояние эмоциональной сферы. 
в)К у л ь т у р н о — н о р м а т и в н а я функция. Исторически сложившийся национальный (общенародный) язык существует в следующих формах: литературный язык, народно-разговорная речь, территориальные диалекты, социальные диалекты (терминологические системы, жаргоны, кастовые языки).

4. Социально-речевые функции

а) Р е г  у л я т и в и а я  ф у н к ц и я — управляющая  сила слова. 
6. М а г и ч е с к а я функция. Речевая способность издавна казалась людям великим даром богов, требующим осторожного и бережного отношения.  
в. К о н т а к т н а я функция обеспечивает установление и поддержание контакта между людьми.

коммуникативная функция охватывает 16, 2а, 26, 2в, 2г, 36, Зв, 4а, 46, 4в, т.е. 10 функций из 12; познавательными, имеющими определяющее значение для  индивидуальной духовной деятельности, являются 1а и За — мировоззренческая и мыслительная функции.

24. Проект искусственного международного языка эсперанто.

Идея  искусственного международного языка  очень соблазнительна для благородно и прогрессивно мыслящих энтузиастов. Единый, общепонятный и общепринятый язык мог бы стать платформой для преодоления национальной розни, для достижения взаимопонимания, доверия, в конечном счете — братства людей. Идее построения подобного языка посвятил свою жизнь Людвиг Лазарь Маркович Заменгоф (1859—917

26 июля 1887 г. вышла в свет тиражом 2000 экземпляров брошюра: Д-р Эсперанто. Международный язык. Предисловие и полный учебник. Для русских. Варшава, 1887. Принципиальные начала эсперанто были изложены Заменгофом так:

    • Слова взяты из важнейших европейских языков в наиболее употребительной форме.

    • Я упростил до невероятности грамматику и притом, с одной стороны, в  духе существующих живых языков, чтобы  она могла быть легко усвоена, а с другой — нисколько не лишая этим языка ясности, точности и гибкости.

    • Даны ясные правила для того, чтобы из одного слова создавать другие, не имея надобности запоминать их.

    • Международный язык должен жить, расти  и развиваться по тем же законам, по каким вырабатываются все живые языки, и та форма, которую я придал ему, та грамматика и тот словарь, которые я предоставил, должны быть лишь основой, на которой будет выработан реальный международный язык1. Эсперанто органично вобрал в себя основные лексико-грамматические элементы романо-германских и славянских языков, что значительно облегчило его освоение для европейцев. Отбор этих элементов был произведен рационально и экономно: в исходный словарь были внесены все корни, аффиксы и флексии, достаточные для обозначения основных понятий; оперируя ими, эсперантист может конструировать новые лексические единицы, выражая любые смысловые оттенки. Благодаря этому лексический фонд эсперанто в 4—5 раз превышает словари живых национальных языков. Упрощенность грамматики и приближенность к распространенным европейским языкам обеспечили демократичность эсперанто, т. е. доступность его людям, постигшим лишь основы грамматики.

В настоящее  время на роль языка международного общения реально претендует английский язык, опирающийся на промышленную и военную мощь англоязычных стран. Но эти претензии повсеместно встречают отпор, доходящий до конфликта. В конфликтной ситуации есть шанс для нового триумфа эсперанто. Во всяком случае история лингвопроекта Л. Заменгофа продолжается. 

26.Функции  документов.

Документам свойственно  изначально социальное назначение, которое вытекает из авторского замысла. Социальное назначение определяет те сущностные функции, которые должны выполнить документы. С другой стороны, документы создаются для понимания их индивидуальным пользователем; если человек не может прочитать текст документа, документ утрачивает свои сущностные функции. Таким образом, областями проявления сущностных функций документов, как и в случае языка и речи, остаются: общественная жизнь и личный мир. Легко догадаться, что прикладные функции документов также представлены в этих мирах. В результате получаем таблицу функциональных свойств документов.

 
 Функциональные свойства документов: 

 

Социальное назначение документов проявляется в трех функциях: 
 
а. Социально-временная, или мнемическая - фиксирование и сохранение во времени духовных творческих достижений членов общества; 
 
6. Социально-пространственная - функция распространения в социальном пространстве актуальных смыслов (знаний, эмоций, стимулов); 
 
в. Ценностно-ориентационная функция, вытекающая из искусственного происхождения документов. Нет документов, созданных их авторами без глубинного замысла, без определенной цели. Всякий документ замышляется для того, чтобы повлиять на ценностные ориентации реципиентов, а в конечном счета - на их поведение. Поэтому ценностно-ориентационная функция оказалась сущностной для искусственно созданных сообщений, в то время как для речевых сообщений на является прикладной (функция 3а, использующая управляющую силу слова). 
 
Потребительские требования обусловливают использование документа индивидуальными читателями (слушателями, зрителями); 
 
а. Содержательность - бессмысленный набор знаков не может считаться документом; документ должен быть осмыслен, т. е. служить источником знаний, эмоций, стимулов; 
 
6. Понимаемостъ - если содержание текста не может быть воспринято (прочитано), то такой текст - не документ, ибо нельзя расшифровать его содержание; 
 
в. Вещественность - изображение, не имеющее стабильной, осязаемой формы не воспринимаетмя людьми в качестве документа. 
 
Социальный прагматизм заключается в использовании сущностных функций документов для решения актуальных общественных задач; здесь инициатива часто принадлежит органам управления: 
 
а. Образовательная (педагогическая, просветительская, воспитательная) распространение знаний, этических норм, идеалов, убеждений, обеспечивающих социализацию личности; 
 
6. Идеологическая (агитационно-пропагандистская) - суггестивная популяризация каких-либо политических, религиозных, субкультурных доктрин (учений); 
 
в. Вспомогательная - содействие развитию специальных коммуникаций, обслуживающих профессиональные потребности социальных институтов; сюда относятся научно-вспомогательные, технико-вспомогательные, производственно-вспомогательные, военно-вспомогательные и т. п. функции документов, представляющих разные типы литературы; 
 
г. Бюрократическая - поскольку бюрократия зиждется на документных потоках и немыслима без них, поддержку бюрократических систем можно считать одной из востребованных функций документации; 
 
д. Художественно-эстетическая - функция формирования и развитие художественной литературы как особого, словесного вида искусства, а также изобразительного искусства, основанного на иконических документах. 
 
е. Товарная функция обусловлена тем, что все вообще документы являются продуктом труда, обладают рыночной стоимостью и могут функционировать как товар. Книготорговый социальный институт использует это качество произведений печати. Редкие книги, старинные рукописи, произведения живописи, графики, скульптуры могут стать предметом вложения капитала и превратиться в сокровища. 
 
ж. Мемориальная функция - отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным событием (имеют автографы, пометки на полях, экслибрисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Такие документы становятся культурными памятниками. 
Реальное использование - это фактическое функционирование документов в духовной жизни отдельных людей: 
 
а. Познавательная функция - играет центральную роль в образовании и самообразовании; 
 
6. Гедонистическая функция свойственна произведениям художественной литературы и изобразительного искусства, выступающим в качестве источников эстетического наслаждения, положительных эмоций или, просто, увлекательного чтения. 
 
в. Библиофильская функция - книги могут быть предметом страстного собирательства, коллекционирования. 
 
г. Представительская функция - книжные собрания в доме - свидетельство образованности, начитанности, культурности хозяина; 
 
д. Функция личных реликвий выполняется документами, так или иначе связанными с биографией данного индивида. Сюда относятся семейные альбомы, подарки с автографами, дипломы, ордена и другие знаки отличия.  
е. Функция самовыражения автора, когда сочинение документа становится непринужденным актом творческого выражения личных талантов, способностей, убеждений, знаний, эмоций; творчество «по вдохновению»; 
ж. Инструментальная функция - создание документов по профессиональной обязанности, ради честолюбия, славы, заработка или других меркантильных расчетов. 

27.Цензура  как орудие коммуникационного  насилия 
В общем смысле цензура понимается как контроль и ограничение распространения по коммуникационным каналам каких-либо знаний (фактов, концепций), стимулов (призывов, волевых воздействий), эмоциональных настроений (возмущение, одобрение, скорбь и пр.). В Древнем Риме цензоры следили за соблюдением морали. Цензурой именуется также официально учрежденная служба, имеющая полномочия пресекать любые сообщения, нежелательные для власти. Цензурный контроль охватывает не только произведения письменности и печати или другие документы, но и театральные постановки, художественные выставки, научные собрания, публичные выступления и т .д. 
 
Держателями цензуры являются как государственная, так и духовная власть. Различаются виды цензуры: 
 
• цензура запретительная или предварительная, когда для обнародования требуется предварительное разрешение цензурного ведомтсва; вызывающие подозрения произведения либо вовсе заперщаются к публикации, либо засекречиваются; 
 
• цензура карательная, когда после выхода в свет неугодного властям произведения его издатель и автор подвергаются предусмотренным законом санкциям: конфискация тиража, штраф, заключение в тюрьму, закрытие неблагонадежного журнала или газеты и т. п. 
 
Разновидностями карательной цензуры я точки зрения применяемых методов является библиоцид и спецхран. Библиоцид - полное уничтожение тиража произведения печати, сожжение рукописной книги и т. п. Спецхран - это «тюремное заточение», когда доступ к книгам читающей публики ограничен или вовсе исключен. 
 
 
 
 
 
Исторически цензура возникла во времена древнейших цивилизаций. Римская цензура активно действовала во времена империи. Известно, что Овидий был выслан из Рима за трактат «Искусство любви», несколько позже в ссылке оказался Ювенал (65-128), позволивший себе сатирическое осуждение глупости и пороков римской знати. Начиная с V века римская церковь составляла списки запрещенных книг. 
 
Цензурная практика докатилась до Древней Руси вместе с духовной литературой. Древнейший список рекомендованных для чтения книг дошел до нас в «Изборнике Святослава».

Этапы цензурной  деятельности в царской России: 
 
1. До 1796 г. - неинституциональный период: нет специального цензурного ведомства, а цензурные функции выполняют церковь, правительственные учреждения (Сенат), научные общества (Академия наук), университеты, наконец, полиция в лице управ благочиния. В Московии цензура как таковая была введена на Стоглавом соборе в середине XVI века. Книжное дело подчинено было двойной опеке: духовной и светской власти.  Первым законодательным актом о цензуре в России был указ Петра I (1721 г.), по которому вводилась всеохватывающая церковная цензура. 
 
2. 1796-1856 - институированная предварительная цензура, регламентированная уставами и указами верховной власти. Этот период делится на этапы: 
 
1796-1801 - цензурный террор Павла I;  
1802-1826 - смягчение цензурного гнета;  
1826-1848 - ужесточение цензуры Николаем I;  
1848-1856 - цензурный террор Николая I. 
 
3. 1856-1905 - реформированная цензура. Здесь различаются этапы: 
 
1856-1865 - поиск форм цензурного контроля; 
1865-1905 - цензура под эгидой Министерства внутренних дел. 
4. 1905-1917 - провозглашение свободы слова и печати; установление карательной цензуры. 
 
В условиях послеоктябрьского военного коммунизма, нэпа, сталинского и послесталинского тоталитаризма цензура играла очень важную роль в механизма коммуникационного насилия, действовавшем в СССР.
 

Информация о работе Шпоргалки по "Теории коммуникации"