Шпоргалки по "Теории коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

Работа содержит 1 файл

шпоргалка.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Герой – идеализированная личность, выглядит “как мы хотим”, говорит  то, “что мы хотим”.

Антигерой – “простой человек”, один из нас. Выглядит “как мы все”, говорит то же, “что и мы”. Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем.

Мистическая личность – чужд нам (“не как  мы”), необычен, непредсказуем. Такой  тип коммуникатора подходит для  поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального  уровня аудитории выяснили, что для  аудитории с высоким уровнем  образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

Целью специалиста  по связям с общественностью является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так как специалист по связям с общественностью формальной властью не обладает, его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.

Под манипуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции  – контроль над аудиторией, ее управляемость  и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, “передергивание”, искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:

Манипуляция образами. Так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.

Конвенциональная  манипуляция – опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье

Операционально-предметная манипуляция – основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.

Манипуляция личностью адресата – стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.

Манипуляция духовностью – манипуляция высшими  уровнями психики (смыслом жизни, духовными  ценностями, чувством долга).

Э.Шостром  считает, что современная жизнь  вынуждает нас к манипуляции. Поэтому в каждом из нас сидит манипулятор. В разных ситуациях мы попадаем под его влияние. Э.Шостром выделяет различные типы манипуляторов: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник. И если мы сможем вычислить основной тип манипулятора, сидящего в нашем деловом партнере, то нам легче будет управлять им.

Манипулятивные  методы воздействия широко используются в пропаганде. Пропаганда – распространение  научных, политических, философских  и других идей в целях их внедрения  в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Пропаганда, таким образом, понимается как чисто манипулятивная технология.

35. Барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные.

Коммуникант (адресат, получатель) – лицо, или  группа лиц, массовая

аудитория, которым  направлено сообщение. Получатель информации должен

уметь:  быстро  выделить  тематику  информации  по  ключевым  словам;

правильно  интерпретировать  начало  сообщения  и,  следовательно,

предвосхищать его развертывание; восстановить смысл сообщения, несмотря

на пропущенные  элементы; правильно определить замысел  высказывания.

Эти  умения  соотносятся  с  системой  кодирования-декодирования,

обеспечивающей  коммуникацию.

Барьеры  коммуникации —  помехи,  мешающие  осуществлению 

контактов и  взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они 

препятствуют  адекватному приему, пониманию и  усвоению сообщений в 

процессе осуществления  коммуникативных связей. Барьеры  коммуникации

можно классифицировать по характеру действующих помех.

Технические  помехи. Источником  таких  помех  является  сам  канал 

коммуникации (факс, телефон) и его технические  неисправности.

Психологические  помехи

связаны  с  отношениями  между 

коммуникатором  и реципиентом, их установками к  каналу информации,

способам, содержанию и форме сообщения.

Психофизиологические  помехи

возникают  из-за  сенсорных 

способностей,  особенностей  человеческого  восприятия,  способности 

человеческого мозга к запоминанию и переработке  информации.

Языковые  помехи возникают  на  фонетическом  и  семантическом

уровне. На  фонетическом  -  из-за  неразличимости  звуков,  плохого 

произношения, неприятия темпа речи, а на семантическом  — по причине 

непонимания обозначенного смысла.

Социальные  помехи выражены  в  принадлежности  коммуникантов  к

разным  социальным  группам,  они  обусловлены  социальными  нормами,

запретами, ограничениями  в получении информации.

Культурно-национальные  помехи. Особенности  в  межнациональных 

коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях,

оценке  различных  форм  коммуникаций,  реакции  на  полученную

информацию.

Неправильное  или неполное понимание содержания сообщения может 

быть вызвано  как недостаточностью, так и избыточностью  информации,

заложенной  в сообщении. Недостаточность информации восполняется путем

применения  повторных  запросов  или  же  домысливается,  достраивается.

Проблемы информационных перегрузок решаются путем  регулирования,

фильтрации, постановки на очередь сообщений. Уменьшению искажения

информации  способствует  также  устранение  посредников  в  потоках 

информации.

Под обратной связью понимают процесс получения  информации о том,

что  сообщение  принято,  расшифровано,  а  при  необходимости  — 

предприняты определенные действия, предписанные в сообщении.  

Информация о работе Шпоргалки по "Теории коммуникации"