Влияние рок - музыки на невербальную коммуникацию молодежных субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать рок – музыку, как элемент невербальной коммуникации молодежных субкультур.

Объект: молодежная субкультура.

Предмет: Панк - рок и готик – рок, как факторы формирования невербальной коммуникации молодежных субкультур.

Задачи:

исследовать феномен молодежной субкультуре;
изучить историю возникновения панк-рока и готик–рока;
7 невербальной коммуникации;
Проанализировать панк – рок и готик – рок, как факторы формирования невербальной коммуникации субкультур панков и готов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Рок – музыка, как фактор становления молодежных субкультур.

Понятие молодежной субкультуры…………………………………..5
Панк – рок……………………………………………………………...7
Готик – рок…………………………………………………………….8
Глава 2. Невербальная коммуникация молодежных субкультур.

Понятие невербальной коммуникации………………………….…..12
Панк – рок, как фактор формирования невербальной коммуникации субкультуры панков…………………………………………….…….14
Готик – рок, как фактор формирования невербальной коммуникации субкультуры готов……………………………………………….……17
Заключение………………………………………………………………….…...21

Список использованной литературы……………………………………….….

Работа содержит 1 файл

Влияние рок мызыки на невербальную коммуникацию молодежных субкультур.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

       Объединяющим звеном между первым и вторым поколениями готик-сцены была мрачная, романтичная поэтика характерная для всех представителей этого стиля, что в дальнейшем останется неотъемлемой частью и для других жанров goth-сцены. Хотя для коллективов второй волны проявилось и еще одно направление - у появившихся в середине 80-х Fields Of The Nephilim ярко выделялась horror эстетика перекликавшаяся с литератуными произведениями H.P. Lovecraft'a. (Fields Of The Nephilim получили открытую неприязнь готов "первого" поколения, удивляясь почему эти горе-музыканты обозначены как GOTH. Тем не менее, Mc Coy &Co доказали свое право на этот лэйбл своей оригинальностью и талантом. Сегодня их музыка является одним из эталонов готик-рока). Музыка "второй волны" тоже претерпела существенные изменения. Во-первых, коренным образом изменяется гитарный саунд. На первый план выходят не жесткие гитарные риффы, а так называемый пассажный подчерк (The Mission, Fields Of The Nephilim) - это непременно чистый атмосферный (или акустический) гитарный звук на фоне жестких риффов. Акустическая гитара плотно окапывается в gothic-саунде середины 80-х. Можно сказать, что звук стал более прозрачным (опять же став неким шаблоном на будущие 10 лет для этого стиля), получив глубину и эту самую прозрачность благодаря использованию новой аппаратуры. Однако в саунде групп и "первой", и "второй волн" по прежнему остался ярко выраженный бас. Во-вторых, упоминая состояние ритм-секции, стоит добавить, что сократилось использование вышеупомянутого глухого ударного саунда, характерного для первых гот-групп. Он стал чище и заметно ускорился. Многие коллективы активно начинают использовать женский back-вокал. Отдельно стоит отметить All About Eve - как первую ярко выраженную female gothic группу, с характерным саундом отпечатавшимся на многих современных готик проектах [9].

     Gothic rock формировался в течении целого  десятилетия, и, как правило, современные группы выросли на том наследии, которое создавалось в течении предыдущих 10 лет. Увы, но создать что-то принципиально новое, отличное от того, что было сделано их предшественниками, удалось не многим. Это или группы Sisters, или Fields, или делающие свою музыку в формате ранних готик-групп, но с современным звуком. Так или иначе, это готик базирующийся на классическом раннем готик-роке. Несмотря на все, существует часть некоторых групп, которым удалось, взяв на вооружение наследие предков, привнести в готик свой шарм, талант и уникальность. Группы 90-х звучат более объемно и жестче. Настоящими новаторами современного гот-стиля стали те, кому удачно удалось объединить уже существующий готик и современные музыкальные стили 90-х (такие как industrial, wall of sound, synth-pop). Одним из таких ярких примеров могли бы быть англичане Rosetta Stone - общепризнанные новаторы современной готик-сцены, взявшие что-то от Sisters и Mission, но помимо этого нашедшего свой полуэлектронный звук (в дальнейшем и вовсе сменив его на индустриальный) и достаточно сильно увеличившие темп. Высокая скорость это один из основных признаков характерных для новых готик коллективов. Оставив при этом присутствующую во всем готик-роке динамику. Некоторые группы постоянно экспериментируют с своим саундом в попытках нащупать что то свое, к примеру Sunshine Blind, чей шумовой саунд порой можно сравнить с Jesus & Mary Chain или My Bloody Valentine. Огромная часть английских групп используют драм-машины, которые условно за это у нас получили лэйбл BRIT GOTH (Die Laughing, Nosferatu, Children On Stun, Vendemmian, Inkubus Sukkubus) - то ли это дань традиции, привязка к классическому саунду 80-х (Sisters, March Violets), то ли отсутствие желания работать с живым драммером. Несмотря на все, многие по прежнему продолжают гнуть линию классического готик-рока формата 80-х годов [9].

     На  сегодня развитие готик – рока приостановилось, многие группы являют собой не новые веяния, а готик  – рок в его классическом проявлении. Но несмотря на это готик – рок все еще не изжил себя и приобретает все большую популярность среди молодежи. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Невербальная коммуникация молодежных субкультур.

  1. Понятие невербальной коммуникации
 

         Невербальная коммуникация – средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения [5, с. 295].

       Основное свойство невербального  поведения – движение, постоянное  изменение совокупности невербальных  средств выражения вслед за  изменениями личности. Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, поза, интонационно – ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые тесно связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия.

       Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

       Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Значит, роль невербальной коммуникации огромна.

       Невербальная коммуникация включает  в себя пять подсистем:

  1. Пространственная подсистема (межличностное пространство)
  2. Взгляд
  3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
    1. Внешний вид собеседника;
    2. мимику;
    3. пантомимику (позу и жесты).
  4. Паралингвистическая система, включающая:
    1. Вокальные качества голоса;
    2. его диапазон;
    3. тональность;
    4. тембр. 
  5. Экстралингвистическая система, включающая:
    1. Темп речи;
    2. речевые паузы;
    3. смех и т.п. [6]

       Подробнее остановимся на оптико-кинетической подсистеме, на внешнем виде человека. Впервые увидев человека, мы чаще всего составляем свое мнение о нем, исходя из его внешнего вида. Это самый емкий источник информации, именно опираясь на него, мы формируем впечатление о собеседнике, которое потом очень трудно изменить. Многочисленными исследованиями доказано, что визуальная информация воздействует на сознание человека гораздо сильнее, чем выраженная с помощью слов. Через внешний вид человека можно определить его статус, настроение, принадлежность, к какой – либо социальной группе.    

       Существуют шаблоны восприятия  внешности, по которым можно  определить тип личности человека.

       Мужчина или женщина, одетые в модную, дорогую и качественную одежду, без лишних украшений, но с дорогими аксессуарами — несомненный лидер, сильная личность, которая ставит четкие цели и достигает их. Такие люди энергичны и решительны, в то же время честолюбивы и категоричны [12].

       Консервативный и сдержанный стиль, неразнообразный гардероб, неброские цвета предпочитают трудолюбивые люди, внимательные и организованные, преданные своему делу. Чаще всего они хорошие специалисты в своей профессии, но трудно принимают решения, особенно в экстремальных ситуациях.

       Те, кто неустойчив в оформлении  внешности: то строгий костюм, то растянутый свитер — чаще  всего находятся в состоянии  замешательства, неопределенности  в отношении себя и жизненных  ценностей. Характерными чертами таких людей является эмоциональность, резкая смена настроений, напряженность и непоследовательность.

       В людях, старательно избегающих  строгого делового стиля, предпочитающих  теплые оттенки цветов, вы найдете  поддержку в трудных ситуациях,  они искренне сопереживают и стараются помочь. 

       Нестандартно одетый, возможно, слегка  небрежный — это портрет талантливого  и творческого человека. Мужчины  и женщины этого типа неравнодушны  к украшениям, необычным прическам  и всему неожиданному, шокирующему. Этого человека можно отличить по стремительной походке, живой мимике и речи, он мечтателен и непрактичен [9].

       По внешнему виду современных  молодых людей мы можем определить  принадлежность к определенной субкультуре. Здесь невербальная коммуникация выступает как средство, дополняющее речь, как «автономный язык», существующий параллельно речи.       

  1. Панк  – рок, как фактор формирования невербальной коммуникации субкультуры  панков.
 

       Основной идеологией панков является  стремление к личной свободе  и независимости (индивидуализм). Большинство панков поддерживает нонконформизм, исповедуя при этом принципы «полагаться на самого себя», и «не продаваться» (DIY). По политическим взглядам многих панков можно охарактеризовать как «левых» и приверженцев прогрессивизма, присутствуют и аполитичные люди. Некоторые направления в политике панков включают в себя анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, антигомофобию, энвайронментализм, вегетарианство, веганизм, и борьбу за права животных [11].

     Панк  как субкультура, рассматривают  нонконформизм не только с позиций  другого подхода в звучании или  внешнем виде, но и с позиций  отличного от господствующего образа мышления. Конформист, чьи идеи определяются его окружением, не задает вопросов о том, что другими воспринимается как само самой разумеющееся, будь то работа, раса, секс или его собственная личность. Нонконформист не опирается на других в попытках определить свою собственную реальность.

       Критическое отношение к конформизму включает в себя также и критичное отношение к власти. Панки не испытывают особого уважения к власти в любых ее проявлениях, в дальнейшем об этом будет сказано в главе, посвященной анархии. Вообще, принудительная власть воспринималась ими как главный источник зла. Цитата Дика Лукаса (Dick Lucas), участника английских групп Subhumans и Citizen Fish, хорошо передает все те чувства, которые испытывают многие панки в отношении культуры мейнстрима и общества в целом: "Я никогда не свыкнусь с мыслью, что я "часть общества", и что я должен выстраивать линию своего поведения в соответствии с господствующими в обществе настроениями, настроениями конформизма, покорности и стремления к успеху. Затуманенное при помощи жесткого воспитания разума школой и СМИ, массовое сознание западной культуры вращается вокруг стремления поддержать прошлое, чтобы обеспечить будущее, в то время как страдания в настоящем находятся вне нашего контроля, в "надежных" руках правительства, которое скармливает массам настоящее, представляющее собой продукт технологического, материального, промышленного прогресса" [8, с. 110].

     В одежде стиль «панк» изначально сформировался  как «антимода», то есть то, что выражает протест против установленных обществом  правил и норм. Стремление панков к личной свободе и независимости проявляется и в их внешнем облике. Панки отличаются пестрым эпатажным стилем. Этим объясняется их манера отличатся от других, быть не такими как все. Внешний вид панков – это простор для творчества. Кожаные куртки с металлическими шипами, сотни булавок, вызывающие мини-юбки, колготки в сеточку, яркий грим и прически ирокез. Многие красят волосы в разные цвета, в 80-х стало модно носить ирокез, моду на эту прическу ввела группа The Exploited. Носят потертые рваные джинсы, кожаные куртки, куртка-косуха — была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Кеды как часть панковской внешности впервые появились на обложке пластинки группы Ramones. На более позднее панк-движение оказала влияние манера одеваться, которая была принята у футуристов. Футуристы пытались донести свое антихудожественное послание на улицы через вызывающую одежду, серьги и грим. Это было впоследствии скопировано на Кингз Роуд в Лондоне теми панками, которые делали упор на моду. В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мертвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят браслеты из кожи, реже — с иглами. Многие панки делают татуировки.

     Волна панк – рока очень сильно отразилась на внешнем облике людей относящих себя к субкультуре панков. Основной процесс становления невербальной коммуникации сформировался в начальный период панк – рока. Панк – рок группы первой волны сыграли огромную роль в становлении внешнего облика современного панка.

         

  1. Готик – рок, как фактор формирования невербальной коммуникации субкультуры  готов.
 

       Влияние темной эстетики на  готов велико. Трактовать «тёмный» оттенок очень просто — во время становления и на начальных этапах, он олицетворял противопоставление «новым романтикам», то есть тогдашнему «гламуру». Сейчас тёмные цвета тоже очень хорошо подходят к форме протеста общественным идеалам. Люди могут называть этот оттенок «ношением траура по убогому миру», придумывать что угодно, но суть остаётся при любом рассмотрении — тьма это протест. Теневая, т.е. непознанная сторона картины мира мыслится в инверсии его известной стороны, в результате получается негатив, или антимир, с антинормами, антизаконами, управляющими антиповедение антисуществ. Это и есть процесс обретения архетипами своего символического выражения — проекции [9].

       Здесь мы видим глубинное психологическое  значение и смысл негативных  форм поведения: протеста, нарушения  запретов, деструктивной или самодеструктивной  деятельности. Между тем образ  врага — лишь один из вариантов архетипа антипода, экстраполирующего «темные» стороны личности. Символическая оппозиция жизни и смерти подчинена задаче структурирования социума, в результате чего общество делится на организованное коммуникативными нормами большинство и не соответствующее этим нормам меньшинство. В современном русском языке слово «нелюдь» означает такие крайние формы социальной девиантности, как тяжкие преступления. Но прилагательное от него «нелюдимый» употребляется по отношению к не слишком активным участникам вербальной коммуникации и этимологически восходит к описанию мира мертвых. С развитием культуры расширяется спектр смысловых значений, обыгрывающих тему социальной идентичности. Между ритуальными жертвами и социально-политическими, казалось бы, нет ничего общего, кроме аллегории. Но если отбросить религиозный аспект, в первом случае, и идеологический пафос, во втором, то обнажится единый социально-психологический алгоритм — структуризация социума путем выведения его реальной границы, проходящей через оппозиции «свой/чужой», «человек/нечеловек», «жизнь/смерть». Поэтому, «тёмный» образ как протест, выбран не просто так. При желании выразить антагонизм, выбор на него падает практически инстинктивно, исходя из культурологического контекста. Готы как и панки являются сторонниками нонконформизма, то есть не поддерживают общественные вкусы, устоявшиеся нормы. Готическая музыка создавалась, как «неформатная» и «не попсовая», играли её в неформатных и не попсовых клубах. Как явление пост - панка, с подчёркнутой экспериментальностью, приветствовался творческий подход, гот — это романтик. Романтик с большой буквы, для которого важна свобода. Свобода тоже с большой буквы [9].

Информация о работе Влияние рок - музыки на невербальную коммуникацию молодежных субкультур