История урбанизации городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 00:56, доклад

Описание работы

Первые города появились в плодородных речных долинах на Ближнем Востоке примерно 3000 лет до н.э. В Месопотамской долине возникли такие города-государства, как Эриду, Ур, Лагаш и Киш. Крупнейшим из этих городов был Ур, его площадь составляла порядка 150 акров, а население — около 25 тыс. человек. В 2000 г. до н.э. в Вавилоне проживало примерно 50 тыс. человек. Крупнейшими городами в долине реки Нил были Мемфис, Гелиополис и Фивы.

Работа содержит 1 файл

История урбанизации городов.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
 

    Феодальная  экономика в XI—XIV вв. функционировала в рамках поместий и окруженных стенами небольших городов. Владелец поместья наследовал своих крепостных, которые обрабатывали его земли и несли военную службу в обмен на возможность обрабатывать небольшой клочок земли. В малых городах ремесленники занимались ремесленным производством, изготавливали самые разнообразные вещи (ткань, кожаные изделия, металлические изделия), которые они обменивали на излишки сельскохозяйственной продукции поместья.

    Города  в эпоху феодализма были небольшими, но многочисленными. В XI в. Лондон был крупнейшим городом Англии с населением около 16 тыс. человек. В Англии было еще несколько городов с населением в пределах 5 тыс. человек. В крупнейшем из многочисленных германских городов проживало не больше 40 тыс. человек.

    В период между XI—XIV вв. число набегов варваров сократилось и небольшие оборонительные города постепенно превратились в рыночные. Преобладающим занятием жителей средневековых городов были торговля и ремесленничество, и именно это, а не грабежи, позволяло им покупать излишки сельскохозяйственной продукции у пригородных районов. Появился небольшой класс купцов, и непосредственно за городскими стенами возникли рынки. Чтобы защитить купцов от грабежей, были установлены еженедельные рыночные дни: раз в неделю в местах, обозначенных крестом, воровать было запрещено законом. Спокойствие на рынке обеспечивали местные начальники, специальные суды, юрисдикция которых распространялась на торговцев, и церковь. Рынки процветали, и городские стены переносили дальше так, чтобы места торговли оказывались в пределах города. Городской рынок был в основном местом обмена сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянами близлежащих районов, и товаров ремесленников. Ремесленники составляли значительную долю городской рабочей силы.

    В качестве примера средневекового города XIV в. Хохенберг и Лис (1985) использовали Лестершир, лежащий на востоке центральных графств Англии. С трех сторон город был окружен стенами, а с четвертой — рекой. Сразу за городской стеной начинался ров. Город являлся рынком для всего региона и торговым центром графства. Город производил такие продукты, как пиво и хлеб для местного потребления, сукно на продажу за пределы города. В городе работали мясники, сапожники, портные, торговцы тканями, ткачи и хлебопеки. Примерно половина рабочих города была занята в промышленности, а другая состояла из производителей пищевых продуктов (25%), оптовых торговцев и лавочников (10%), строителей (5%) и работников других специальностей. Практически всю экономическую деятельность в городе контролировала купеческая гильдия.

    Как указывает Дэвис (1976), первые города на базе рынков возникли по двум причинам. Во-первых, при феодальной системе власть была децентрализована. В отличие от греческих и римских городов средневековые города не могли просто так господствовать над соседними территориями и собирать с них дань. Они были вынуждены что-то производить в обмен на сельские товары. Во-вторых, производительность сельского труда находилась на относительно низком уровне, поэтому город не мог выжить за счет продукции ближайших сельских районов и должен был торговать с жителями относительно большой территории. Как следствие, городу приходилось производить товары, которые могли бы конкурировать с товарами домашнего производства и с товарами, изготовленными в других городах.

    Конкуренция среди средневековых городов  способствовала нововведениям в производстве и торговле. Городские производители создавали новые методы производства, которые помогали им выигрывать ценовую борьбу со своими конкурентами. Города вкладывали средства в светское образование для повышения грамотности и квалификации работников. Эти усилия по совершенствованию методов производства и торговли подготовили промышленную революцию XVIII и XIX вв.

    В табл. 1 представлены 10 крупнейших европейских городов в 1400 г. Париж, крупнейший город того времени, был центром торговли и образования, а также столицей Франции. Среди шести крупнейших городов Европы было три итальянских города-государства. В XIV в. благодаря бурному развитию суконной промышленности быстро росли города Брюгге и Гент, два города на территории современного Бенилюкса.

    Несколько случаев голода и чумы в период с 1350 по 1450 г. сократили численность  населения Европы примерно на одну треть или даже наполовину. Города страдали в большей степени, чем сельские районы, потому что в городах были худшие санитарные условия и более высокая плотность населения. Следовавшие за этими напастями нарушения в социальной и экономической деятельности приводили к стагнации или упадку городов. 
 
 

Торговые  города

    Начиная с XV в., в Европе стали появляться крупные торговые города. Появлению крупных городов способствовали два фактора: централизация власти и расширение торговли с дальними странами. 

    Централизация власти

    В XV в. политическая и экономическая власть стала переходить от большого числа феодалов к относительно небольшому числу принцев, королев и королей. Переход власти был вызван в значительной мере прогрессом в военной области, который сделал традиционные феодальные оборонительные мероприятия устаревшими.

    Новые способы ведения военных действий сделали конфликты более серьезными и масштабными. Феодал использовал своих слуг в качестве солдат лишь какое-то время. Если его непрофессиональные воины были не в состоянии победить наступающих в открытом поле, феодал мог всегда укрыться за стенами своего замка и переждать осаду. В состав профессиональной армии XV в. входили пехота (вооруженная пиками, арбалетами и мушкетами) с осадными орудиями и кавалерия. В открытом поле профессиональные солдаты со своим современным вооружением брали верх над временными воинами феодала. Когда феодал отступал в замок, осадные орудия делали отверстия в крепостных стенах. Профессиональные армии побеждали феодалов, в результате чего власть сосредоточивалась в руках принцев, королев и королей.

    Торговые  города разработали приемы обороны, соответствовавшие новому уровню ведения войны. Оборона уже не сводилась только к постройке простой стены, с которой на атакующих выливали кипящее масло. Она требовала строительства сложных фортификационных сооружений и содержания профессиональных солдат. Крупные города могли использовать возросший эффект масштаба при обороне.

    Централизация власти привела к централизации  исполнения административных и военных  функций в королевских городах. По окончании XVI в. быстрее всего росли города, в которых находился королевский двор. За короткое время более десятка городов выросли до размеров, которые отмечались лишь у нескольких средневековых городов: в Лондоне проживало 250 тыс. человек, в Неаполе — 240 тыс., в Милане — 200 тыс., в Париже — 180 тыс. человек; в число городов с населением порядка 100 тыс. человек входили Рим, Лиссабон, Палермо, Севилья, Антверпен и Амстердам. 

    Торговля  с дальними странами

    Торговля  с дальними странами расширялась  по двум причинам. Во-первых, укрепление власти привело к снятию многих ограничений на торговлю. После того как произошла централизация власти, местные тарифы, установленные феодалами, исчезли и торговля расширилась. Во-вторых, океанские плавания привели к широким исследованиям и открытию новых рынков. Вдоль торговых путей и в перевалочных пунктах появлялись города. В то время как города с речными и морскими портами процветали (Неаполь, Палермо, Лиссабон, Ливерпуль), города внутри стран, например, Флоренция, приходили в упадок. Как явствует из табл. 1, в 1700 г. среди 10 крупнейших городов Европы появилось четыре новых морских порта: Лондон, Неаполь, Лиссабон и Амстердам. 

Урбанизация в ходе промышленной революции

    Несмотря  на быстрый рост числа городов  в период с 3000 г. до н.э. до 1800 г. н.э., мир  продолжал оставаться преимущественно  сельским. Урбанизация сдерживалась относительно низкой производительностью в сельском хозяйстве, высокой стоимостью перевозки товаров (что ограничивало объем торговли) и относительно малыми преимуществами централизованного производства. До начала XIX в. доля городского населения в мире составляла всего лишь около 3%. За период между 1800 и 1970 гг. доля населения, проживающего в городах, возросла до 39%. В США доля городского населения увеличилась с 6% в 1800 г. до более 75% в 1990 г.

    Быстрые темпы урбанизации за последние два столетия были вызваны промышленной революцией, которая началась в XIX в. Промышленная революция сопровождалась нововведениями в производстве и на транспорте, которые привели к переносу производства из дома и небольших цехов на крупные фабрики в промышленных городах. В табл. 1 показаны последствия промышленной революции для 10 крупнейших городов Европы. В период с 1700 по 1900г. Манчестер, Бирмингем, Глазго и Ливерпуль превратились из небольших городков в гигантские промышленные города. В большинстве других городов из числа 10 крупнейших исполнение политических функций шло одновременно с промышленным развитием, приводя к резкому росту городов. Нововведения в ходе промышленной революции можно разделить на четыре области: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, транспорт и строительство. 

    Сельское  хозяйство

    Быстрая урбанизация в ходе промышленной революции стала возможной благодаря  нововведениям, которые повысили производительность труда в сельском хозяйстве. Фермеры  заменили мускульную силу и простейшие орудия труда машинами, что позволило увеличить объем выпускаемой продукции в расчете на одного крестьянина. Например, используя жатку на конской тяге, два человека могли убрать то же количество зерновых, что и восемь человек, использующих традиционные методы жатвы. Кроме того, достижения сельскохозяйственной науки привели к нововведениям в методах посадки, выращивания, уборки урожая и переработки продукции. По мере роста производительности труда происходило высвобождение работников, занятых выращиванием продовольствия, что позволяло им заниматься другими видами деятельности. В США доля занятых в сельскохозяйственном производстве снизилась с 69% в 1840 г. до 2,8% в 1988 г. 

    Обрабатывающая  промышленность

    Возможно, самой видимой частью промышленной революции стали нововведения в обрабатывающей промышленности. Были созданы новые машины, изготовленные из металла, а не из дерева, на которых стало производиться большинство товаров. На смену ручному производству искусных кустарей пришло машинное производство с использованием взаимозаменяемых деталей, паровых машин, а также узких специалистов. Повысились выработка на одного рабочего и эффект масштаба производства.

    Нововведения  в производстве вели к развитию крупных  промышленных городов. Массовое производство снизило относительную стоимость фабричной продукции, вызвав централизацию производства и занятости. Кроме того, большинство новых технологических процессов сопровождалось эффектом концентрации (эффект локализации и эффект урбанизации), что усилило преимущества городских населенных пунктов. 

    Междугородные перевозки

    Нововведения  в междугородных перевозках способствовали индустриализации и урбанизации. Пароход  и железная дорога способствовали снижению стоимости перевозки товаров между городами, что, в свою очередь, уменьшало цены доставляемых товаров фабричного изготовления. Производство стало более централизованным, и фабричные города росли. Новые виды транспорта также снизили стоимость перевозки сельскохозяйственной продукции, способствуя тем самым большей специализации регионов в сельскохозяйственном производстве. Сельскохозяйственные регионы оказались в большей степени готовыми к тому, чтобы использовать свои сравнительные преимущества, в связи с чем производительность сельскохозяйственного производства росла.

    До  того как железная дорога соединила  восточные города Соединенных Штатов с западными регионами страны, значительная доля продовольствия, потребляемого  в Новой Англии, производилась  фермерами данного региона. Точно  так же значительная доля товаров, потреблявшихся на Западе (например, обувь), выпускалась местными ремесленниками. Приход железной дороги принес с собой более дешевые, чем у ремесленников, товары, изготовленные предприятиями на востоке, и позволил западным фермерам привозить более дешевую, чем у восточных фермеров, сельскохозяйственную продукцию. Торговля расширялась, потому что железная дорога позволила обоим регионам использовать свои сравнительные преимущества.

    Промышленные  города развивались в точках, доступных для междугородной транспортной сети. Во времена пароходов города вырастали вдоль рек и озер, по которым ходили пароходы. Фирмы, использовавшие работающее на угле паровое оборудование, размещались вдоль рек, по которым пароходы доставляли им уголь. Позже развитие железных дорог привело к появлению городов вдоль железных дорог. В городах, развивавшихся в перевалочных пунктах, создавались как вспомогательные предприятия (транспорт, торговля, деловые услуги), так и производственные предприятия. 

Информация о работе История урбанизации городов