Методологические понятия операционного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка положение предприятий в корне изменяется, расширяются их права и обязанности, они приобретают экономическую самостоятельность и полностью отвечают за результаты споей деятельности, определяют новые цели и задания, которые раньше вообще на этом уровне не разрешались и не соотносились. Мощное давление этих обстоятельств создало ситуацию, когда еще и до сих пор большинство промышленных предприятий находятся в «лежащем» состоянии.

Содержание

Введение
1. Методологические основы операционного менеджмента
1.1 Понятие менеджмента
1.2 Менеджмент с позиций системного подхода
1.3 Функции операционного менеджмента
1.4 Методы и принципы операционного менеджмента
2. Операционный менеджмент в системе предприятия
2.1 Состав, требования и задачи операционной инфраструктуры
2.2 Назначение и состав элементов системы оперативного менеджмента
2.3 Оперативно-производственное планирование
2.4 Диспетчирование и оперативное распорядительство
2.5 Система оперативного управления производством «точно в срок»
2.6 Принципы формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами
3. Стратегия эффективного операционного менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Рефераты.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


ОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Методологические основы операционного менеджмента

1.1 Понятие менеджмента

1.2 Менеджмент с позиций системного подхода

1.3 Функции операционного менеджмента

1.4 Методы и принципы операционного менеджмента

2. Операционный менеджмент в системе предприятия

2.1 Состав, требования и задачи операционной инфраструктуры

2.2 Назначение и состав элементов системы оперативного менеджмента

2.3 Оперативно-производственное планирование

2.4 Диспетчирование и оперативное распорядительство

2.5 Система оперативного управления производством «точно в срок»

2.6 Принципы формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами

3. Стратегия эффективного операционного менеджмента

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

В условиях рынка положение предприятий в корне изменяется, расширяются их права и обязанности, они приобретают экономическую самостоятельность и полностью отвечают за результаты споей деятельности, определяют новые цели и задания, которые раньше вообще на этом уровне не разрешались и не соотносились. Мощное давление этих обстоятельств создало ситуацию, когда еще и до сих пор большинство промышленных предприятий находятся в «лежащем» состоянии. И все же практика свидетельствует, что даже в современных, достаточно сложных и неблагоприятных экономических условиях (высокие налоги, неплатёжеспособность, непрерывная борьба за контроль над собственностью и тому подобное) можно работать прибыльно. Анализ работы успешных предприятий, которые действуют в реальном секторе экономики, однозначно указывает на основное условие их достижений -- грамотный менеджмент, особенно в производственных подразделениях, и, конечно, на верхних уровнях управления. Чтобы закрепить эти прогрессивные и обнадеживающие тенденции, необходимо интенсивно переучивать производственных управленцев, готовить молодые кадры на высоком профессиональном уровне.

Ход экономических реформ в Украине показывает, что для вывода страны из кризиса недостаточно только рыночных преобразований на макроэкономическом уровне. Несмотря на то, что в государстве сформировалась структура коммерческих и инвестиционных банков, система фондовых и валютных бирж, страховых компаний и других рыночных институтов, а инфляция подавлена, промышленность и сфера услуг продолжают стагнировать.

С переходом Украины к рыночным отношениям к предприятиям предъявляются принципиально новые требования относительно организации и функционирования. В этой связи менеджеры всех уровней промышленного производства и сферы услуг должны знать законы, принципы и методы эффективного управления, производства конкурентоспособной продукции, уметь разрабатывать высокорентабельную операционную систему предприятия.

Актуальность темы состоит в проблемах формирования системы эффективного операционного менеджмента на предприятии.

Цель курсовой работы -- осветить современные концепции отечественных и зарубежных авторов, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также принципы, методы и приемы менеджмента применительно к подразделениям операционной системы предприятия.

Предмет курсовой работы - принципы функционирования производства, объект - операционная система предприятия.

Представленная курсовая работа структурно состоит из трёх разделов.

Первый раздел предоставляет информацию об уже сформировавшихся операционной системах, а также освещает особенности функционирования этих систем.

Второй раздел охватывает проблематику функционирования операционных систем.

Третий раздел носит рекомендательный характер по решению проблем, возникающих в процессе управления операционной системой.


1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Несмотря на то, что в государстве сформировалась структура коммерческих и инвестиционных банков, система фондовых и валютных бирж, страховых компаний и других рыночных институтов, а инфляция подавлена, промышленность и сфера услуг продолжают стагнировать.

Вместе с тем практика свидетельствует, что даже в нынешних сложных и не совсем благоприятных экономических условиях (высокие налоги и банковские ставки за кредит, неплатежеспособность предприятий и др.) можно получать прибыль. Анализ деятельности многих успешно работающих в нынешних условиях предприятий промышленности и сферы услуг приводит к выводу, что их достижения в значительной мере базируются на грамотном менеджменте в операционной системе.

С переходом Украины к рыночным отношениям к предприятиям предъявляются принципиально новые требования относительно организации и функционирования. В этой связи менеджеры всех уровней промышленного производства и сферы услуг должны знать законы, принципы и методы эффективного управления, производства конкурентоспособной продукции, уметь разрабатывать высокорентабельную операционную систему предприятия.

1.1. Понятие менеджмента

Понятие «менеджмент» трактуется очень широко относительно управления хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли. Наиболее часто используемые в литературе определения сущности и содержания менеджмента приведены на рис. 1.

Рис. 1. Основные определения сущности и содержания менеджмента

Суть основных составляющих понятия «менеджмент» заключается в следующем:

менеджмент как функция проявляется в том, что профессионально подготовленные специалисты -- менеджеры -- формируют предприятия (организации) в целом или отдельные их подсистемы (производство, маркетинг и пр.) и управляют ими путем постановки целей, разработки и реализации способов их достижения;

менеджмент как процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых на предприятии работников и получения результатов, соответствующих целям;

менеджмент как специфический орган (аппарат) управления эффективно координирует и рационально использует все ресурсы предприятия (материальные, финансовые, трудовые и др.) для достижения его целей;

менеджмент как определенная категория людей, профессионально осуществляющих работу по управлению, т. е. формирующих предприятие и руководящих его персоналом для достижения целей деятельности предприятия;

менеджмент как наука управления изучает и объясняет природу управленческого труда, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Суть менеджмента как искусства заключается в применении научных знаний об управлении на практике.

Итак, менеджмент -- это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения системой принимаемых и реализуемых целей с использованием научных подходов, концепций маркетинга и человеческого фактора.

Под понятием «менеджмент» подразумевается совокупность принципов, методов и средств управления предприятием в условиях рыночных отношений путем рационального использования всех видов ресурсов с целью повышения качества и эффективности производства продукции (оказания услуг) и увеличения прибыли.

Предприятие как большая и сложная система характеризуется разнообразием входящих в него элементов. Менеджмент предприятия предусматривает управление этими элементами, их разносторонней деятельностью, где объединяющей является операционная функция. Другие направления деятельности предприятия призваны обеспечить оптимальную работу по производству продукции или оказанию услуг.

Основные элементы системы менеджмента предприятия:

основы менеджмента (теория управления; теория организации; исследование систем управления; разработка управленческих решений);

стратегический менеджмент (планирование, выбор и управление реализации стратегии);

финансовый менеджмент (управление финансами);

инновационный менеджмент (управление нововведениями);

операционный менеджмент (планирование, организация и управление операционной системой);

экологический менеджмент (управление экологией);

менеджмент внешнеэкономической деятельности (управление внешнеэкономическими связями);

кадровый менеджмент (концепции, принципы и методы работы с персоналом предприятия).

1.2 Менеджмент с позиций системного подхода

Предприятие как открытая система в условиях рыночных отношений широко взаимодействует с внешней средой. Рынок предполагает:

свободный выбор хозяйствующим субъектом направления деятельности в соответствии с компетенцией и местом в системе общественного разделения труда и воспроизводства;

свободный доступ к любым видам ресурсов, ограниченный лишь собственными и заемными денежными средствами;

экономическую ответственность хозяйствующего субъекта за использование ресурсов, необходимость рассчитываться по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения средствами хозяйствующего субъекта;

производство продукции на неизвестный рынок, т. е. относительную неопределенность местонахождения потребителя.

В таких условиях функционирование предприятий связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей хозяйственной среде. Возникают новые цели и задачи, которые отечественные предприятия самостоятельно не только не решали, но даже и не ставили перед собой. В настоящее время в процессе приватизации и структурной перестройки экономики создается много новых предприятий, изменяются формы собственности, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления.

С учетом специфики рассматриваемого вопроса уточним связь и взаимодействие предприятия как системы с внешней средой.

Предприятие как система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы взаимодействие. Без взаимодействия с внешней средой предприятие как открытая система не может функционировать. Из внешней среды оно получает информацию, ресурсы, капитал и в нее же передает свою продукцию или услуги. Вместе с тем, чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать предприятие. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров систем к факторам внешней среды.

В случае применения системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры «выхода», т. е. товара или услуг. Возникают вопросы: что производить? С каким уровнем качества? С какими затратами? Для кого? В какие сроки? Кому продавать и по какой цене? На эти вопросы ответы даются одновременно. «Выход» должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры «входа». Решаются вопросы: Какие нужны ресурсы и информация для процесса? Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, технологической, социально-демографической сред страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы («выхода») к изготовителю товара и поставщикам системы («входа»). При изменении требований потребителей к товару, а также параметров рынка, появлении организационно-технических новинок «вход» системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Таким образом, условия обеспечения конкурентоспособности товара таковы:

результаты маркетинговых исследований должны гарантировать высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю, т. е. должен быть обеспечен высококачественный прогноз параметров «выхода» системы;

«вход» системы должен быть отличного качества;

внешняя среда должна способствовать нормальному протеканию процесса в системе;

организационно-технический уровень системы должен позволять перерабатывать качественный “вход" системы в качественный «выход».

Таким образом, согласно рассмотренной концепции предприятия с позиции системного подхода в целях обеспечения высокого качества «выхода» системы сначала необходимо обеспечить высокое качество «входа», а затем высокое качество процесса и благоприятные условия внешней среды. Например, если качество «входа» машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какими бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и прочее, качество «выхода» также будет удовлетворительным. Если качество «входа» отличное, а качество процесса преобразования удовлетворительное, то и качество «выхода» будет удовлетворительным, т. е. оценка качества «выхода» равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом сначала формулируются требования к «выходу» системы, затем ко «входу» и внешней среде и только потом к процессу преобразования.

Таким образом, можно сделать общий вывод: прежде чем предъявлять требования к коллективу, необходимо изучить его цели, качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т. е. отработать «вход» системы, отрегулировать (по возможности) отношения с внешней средой и только потом приступать к повышению качества процесса, регулированию внутренней среды и в целом совершенствованию операционного менеджмента.

1.3 Функции операционного менеджмента

На любом предприятии существуют специальные и управленческие проблемы.

Специальные проблемы непосредственно связаны с технологической стороной деятельности и не имеют прямого отношения к управленческим функциям (производственные проблемы). Например, товаровед может принимать решение о последовательности кольцевого завоза товаров в магазины, экономист -- о сборе соответствующей статистической информации, бухгалтер -- о составлении бухгалтерского отчета и др.

Информация о работе Методологические понятия операционного менеджмента