Особенности вертикальной планировки городских территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Вертикальная планировка это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях.
Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требования застройки и инженерного благоустройства территории.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2.doc

— 9.00 Мб (Скачать)


Особенности вертикальной планировки городских территорий

 

Вертикальная планировка это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях.

Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требования застройки и инженерного благоустройства территории.

К основным задачам вертикальной планировки относятся:

- организация стока поверхностных вод (дождевых, ливневых и талых) с городской территории;

- обеспечение допустимых уклоны городских улиц, площадей и перекрестков для безопасного и удобного движения всех видов городского транспорта и пешеходов;

- создание благоприятных условий для размещения зданий и прокладки подземных инженерных сетей;

- организация стока при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов (затопление территории, подтопление ее грунтовыми водами, оврагообразование и т.д);

- придание рельефу наибольшей архитектурной выразительности;

- создание в необходимых случаях искусственного рельефа;

- решение строительных вопросов при сооружении крупных и уникальных сооружений (спортивного центра, аэродрома и пр).

Организацию поверхностного водоотвода осуществляют со всех городских территорий: жилых микрорайонов, общественных центров, участков зеленых насаждений (парков, садов, скверов, бульваров), улиц и т.д. Для этой цели используют открытую и закрытую водосточные системы города, которые выводят поверхностные стоки за городскую территорию или на очистные сооружения.

Отметки планируемой поверхности назначают таким образом, чтобы максимально сохранить существующий рельеф, зеленые насаждения и почвенный покров. Поэтому вертикальная планировка проводится главным образом на территориях, занятых городскими улицами, дорогами и площадями, а также на участках предназначенных для строительства зданий и сооружений.

В зависимости от категории улиц и дорог им придаются допустимые СНиПом продольные уклоны.

Вертикальная планировка проектируется с учетом благоприятного размещения типовых зданий и выявления архитектурно-пространственной композиции зданий и сооружений.

На остальных территориях вертикальную планировку следует проектировать с учетом

соображений поверхностного водоотвода, т.е. в основном на бессточных участках и территориях с большими уклонами, где возможна эрозия почв.

Вертикальная планировка территории не должна приводить к таким отрицательным явлениям, как возникновение оползневых и просадочных процессов, нарушение режима грунтовых вод и возникновение заболачивания участков.

Планировочные отметки территории определяют исходя из условия минимального объема земляных работ с учетом их нулевого баланса, т.е. равенство вытесняемых во время строительства грунтов и подсыпки.

При этом следует учитывать очередность строительства и, при необходимости рассматривать объемы земляных работ не только в микрорайонах, но и в жилых районах, и в городе целом.

Существенную роль играет вертикальная планировка при размещении зданий, сооружений, и подземных инженерных сетей в настоящее время для жилищно-гражданского строительства используют типовые здания, и задача вертикальной планировки заключается в создании благоприятных условий для их размещения без изменения типовых проектов.

По степени преобразования существующего рельефа вертикальную планировку осуществляют с частичным изменением поверхности и с коренным его изменением.

Наиболее рационален первый способ, т.е. с частичным изменением поверхности, при котором вертикальную планировку проектируют лишь на отдельных участках с максимальным по возможности сохранением существующего рельефа территории.

Коренное преобразование рельефа предопределяется объективными причинами, например затопление территории, предназначен для градостроительного использования.

Сплошная вертикальная планировка зачастую необходима при создании общегородских и районных общественных центров при плотности застройки более 25%, а также таких крупных плоскостных сооружений, как спортивные центры и аэродромы. Большое значение приобретает вертикальная планировка при освоении территорий с неблагоприятными условиями и физико-геологическими процессами.

Проектирование вертикальной планировки наиболее целесообразно вести одновременно с разработкой планировочного решения и в комплексе с мероприятиями по организации стока поверхностных вод, защите территории от затопления и подтопления и т.д. Планировка территории не должна быть самоцелью.

Главное заключается в том, чтобы добиться наибольшего градостроительного эффекта при минимальных работах по вертикальной планировке и изменениях существующего рельефа.

Эффективность работ по вертикальной планировке определяют следующие технико-экономические показатели:

- наименьший объем земляных работ при наибольшей эффективности проектных решений;

- одинаковый объем выемок и насыпей (баланс земляных масс), когда отпадает необходимость вывозки грунта с планируемой территории или привозки его;

- всемерное сокращение дальности перемещение грунта (транспортного объема) с

участков выемок в насыпи.

Основными методами проектирования вертикальной планировки являются: схема вертикальной планировки; метод проектных профилей; метод проектных (красных) горизонталей.

 

Схема вертикальной планировки

 

Схему вертикальной планировки разрабатывают на материалах геодезической подосновы и генерального плана города, поселка или жилого района.

На этой стадии проектирования вертикальной планировки определяются основные, наиболее целесообразные решения по общему высотному расположению всех элементов города, включая микрорайоны, по организации поверхностного стока и по прокладке городских улиц и дорог, а также мероприятия по освоению и благоустройству территории, подверженных физико-геологическим процессам.

Масштаб схемы зависит от размеров территории и сложности рельефа и может быть принят  1:5000; 1:2000; 1:1000.

Основные исходные материалы для разработки схемы вертикальной планировки:

- топографический план (геоподоснова)

- генеральный план (план улично- дорожной сети)

- материалы геологических, гидрогеологических и гидрологических изысканий;

- данные по существующим инженерным сетям, зданиям и сооружения, зеленым насаждения, и инженерным сооружениям.

Геоподоснова, которая используется для разработки схемы вертикальной планировки схемы, отражает рельеф в горизонталях сечением 0,5; 1 м; отметки существующей застройки, инженерных сооружений и другую ситуацию, существующую на данный момент.

Инженерно-геологические изыскания содержат подробные сведения по физико-геологическим процессам на данной территории (овраги, оползни, карсты и т.д), площади их распространения, причины вызывающие эти процессы, горизонты подземных вод и их колебания, глубины оврагов и интенсивность их развития, глубины залегания легкоразмываемых пород, причины возникновения оползней на берегах рек и водоемов, возможности проявления просадочности пород и т.п.

На основании полученных данных разрабатывают принципиальные положения о возможности дальнейшего развития этих процессов и основные инженерные мероприятия по их ограничению или полной ликвидации. При составлении схемы вертикальной планировки определяют проектные (красные) отметки в точках пересечения осей улиц на перекрестках и в местах изменения рельефа по трассе улиц и проектные продольные уклоны.

Схема вертикальной планировки следует разрабатывать одновременно с проработкой проекта планировки для выявления оптимального технико-экономического решения при сравнении различных вариантов.

Следует отметить, что, как правило, новые города имеют преимущества, для выбора наилучших схем вертикальной планировки по сравнению со сложившимися городами.

При разработке схемы вертикальной планировки определяют отметки существующего рельефа (черные отметки) на перекрестках улиц с топографического плана. Черные отметки устанавливают интерполяцией между горизонталями, отображающими существующий рельеф. Расстояние между точками принимают по плану в соответствии с масштабом. Затем между перекрестками проверяют соответствие продольного уклона улицы по допустимым минимальному и максимальному уклонам и определяют проектный продольный уклон по формуле

 

i= (H2-H1)/l

 

 

i - продольный уклон

Н2 и H1 - высокая и низкая отметки перекрестков или точек перелома рельефа по трассе / - расстояние между этими точками, м

Значение полученного уклона округляется до тысячных долей и по нему уточняются отметки в рассматриваемых точках.

Допустимые предельные уклоны и наименьшие радиусы кривых в плане по СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов и сельских населенных пунктов» приведены в таблице Наибольшие продольные уклоны и наименьшие радиусы кривых в плане по оси проезжей части улиц и дорог.

 

Категории улиц и дорог

Наибольшие продольные уклоны

Наименьшие радиусы кривых в плане, м

1

2

3

1. Скоростные дороги

0,04

600

2. Магистральные улицы и дороги:

 

 

- общегородского значения:

 

 

неправильного движения;

0,05

400

регулируемого движения;

0,05

400

 

 

 

- районного значения:

0,06

250

дороги грузового движения;

0,04

400

 

 

 

3. Улицы и дороги местного значения:

 

 

жилые улицы;

0,08

125

дороги     промышленных коммунально складских районов;

0,06

125

пешеходные улицы и дороги

0,04

-

поселковые улицы

0,07

60

поселковые дороги

0,07

125

проезды

0,08

30

 

Примечания:

1. В горных условиях, а также в условиях реконструкции допускается увеличивать наибольшие продольные уклоны магистральных улиц общегородского значения и дорог грузового движения на 0,01, магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения - на 0,02.

2. В климатических районах  /А, / Б, / Г наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшить на 0,01.

Климатические карты, отображают особенности климата территории по многолетним, годовым, сезонным, месячным данным с помощью изолиний. Климатические карты включают также карты распределения типов климата (климатического районирования).

Изолинии - линии равного значения какой-либо величины на географической карте.

3. На отдельных участках пешеходных улиц протяженность/не более 300 м допускается принимать наибольшие продольные уклоны 0,06, а в горных условиях - 0,08.

4. Наименьшие продольные уклоны по лоткам проезжей части для асфальтированных и цементно-бетонных покрытий следует принимать не менее 0,004; для остальных покрытий не менее 0,005.

5. На горизонтальных кривых малого радиуса (правые повороты на съезде и примыканиях, у перекрестков и перед площадями) наибольшие продольные уклоны следует уменьшать при радиусах 50м на 0,01 и на каждые дополнительные 5м допускаемого уменьшения радиуса кривой - еще на 0,005.

6. Применение наибольших продольных уклонов и наименьших радиусов кривых в плане допускается при обеспечении требований безопасности движения за счет разметки, дорожных знаков, ограждений и т.п.

Уклоны территорий довольно часто не соответствуют допустимым условиям - более максимально допустимых или менее наименьших. В таких случаях допустимые продольные уклоны улиц создают срезкой грунта на одних участках и подсыпкой на других.

Разность между проектной отметкой и отметкой существующего рельефа определяет рабочую отметку (+) положительная отметка обозначает подсыпку грунта, а (-) отрицательная - срезку.

Красные отметки назначаются таким образом, чтобы рабочие отметки по возможности не превышали 0,5м.

Большие срезки и насыпи по улицам повлекут за собой значительные объемы земляных работ на прилегающих к ним городских территориях.

При проектировании схемы вертикальной планировки необходимо учитывать высотное расположение территории микрорайонов и других элементов города, чтобы обеспечить с этих территорий самотечный сток поверхностных вод в лотки улиц и закрытую водосточную систему. Определяя проектные отметки, следует учитывать высокие горизонты подземных вод, колебания горизонтов воды, в водоемах и отметки существующих сооружений.

При составлении схемы вертикальной планировки необходимо избегать образования пониженных мест на перекрестках и по трассе улиц, т.е. бессточных участков, куда направлены уклоны по улицам и где соответственно будут собираться поверхностные воды. Такие понижения, по возможности, не следует проектировать и при организации сброса поверхностного стока закрытой водосточной системой города.

Информация о работе Особенности вертикальной планировки городских территорий