Особенности вертикальной планировки городских территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Вертикальная планировка это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях.
Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требования застройки и инженерного благоустройства территории.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2.doc

— 9.00 Мб (Скачать)

Пример градуирования прямой:

А                                                                                                                                                                    Б

1'=30м

40м

40м

40м

1-40м

40м

40м

1"=20м

Исходная отметка т. А (например, перекрёстка) составляет 31,75, а отметка т. Б - 30,30; продольный уклон поверхности по линии АБ - i=0,005; принятый для проектирования шаг горизонталей - h=0,20м.

В данном случае ближайшая к т. А проектная горизонталь в сторону падения рельефа будет иметь отметку 31,60, разница между этими отметками:

h' = 31,75-31,60 = 0,15.

Расстояние от т. А до красной горизонтали:

Г = h'/i = 0,15/0,005 = 30м.

Расстояние от т. Б с отметкой 30,30 до ближайшей проектной горизонтали с отметкой 30,40 составляет:

1" = (30,40 - 30,30)/0,005 = 20м. Расстояние между проектными горизонталями с принятым шагом h=20м равняется:

1 = 0,20/0,005 = 40м.

Разрабатывая проект вертикальной планировки территории в проектных горизонталях, следует иметь в виду, что для уменьшения объёмов земляных работ красные горизонтали должны располагаться как можно ближе к черным, имеющим такую же отметку. Совпадение их показывает, что в данном месте не нужна ни подсыпка, ни срезка грунта.

 

Вертикальная планировка улиц, площадей пересечений

 

Проектирование   вертикальной   планировки   городской   территории   начинается с проработки улиц. Продольные уклоны улиц проектируют в зависимости от естественного рельефа и категории улиц и  дорог. Нежелательны затяжные уклоны большой крутизны, а также частая смена уклонов.

Протяжённость участка улицы или дороги с одним продольным клоном рекомендуется принимать не более 100.. 150м.

Участки проезжих частей с различными продольными уклонами сопрягаются в вертикальной плоскости криволинейными вставками (вертикальными кривыми), которые устраивают при алгебраической разности уклонов (уклоны встречных направлений суммируются, а одного направления вычитаются один из другого) не более следующих величин:

- на скоростных дорогах - i=0,005

- на магистральных улицах общегородского значения - i=0,007

- районного значения - i=0,01

- улицы местного движения - i=0,015

Прежде чем рассмотреть начертание горизонталей на улице, необходимо обратить внимание на её поперечный профиль (рис. 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - красная линия; 2 - лоток улицы; 3 - ось улицы

 

Как видно из рисунка, превышение оси улицы за счет поперечного уклона определяют по зависимости:

h1 = a*in

высотe бортового клина на улицах и площадях принимают h2=0,15м, а превышение красной линии над верхом бордюра равно:

h3=b*in

При симметричном профиле улицы относительно оси каждая точка, равноудалённая в ту или иную сторону от неё, будет иметь определённую и одинаковую отметку, последующие точки будут иметь отметки, но отличающиеся от предыдущей. Таким образом, проектная горизонталь, проходящая по плоскости улицы, будет иметь сдвиги в характерных точках.

 

Рис. 7. Начертание красных горизонталей на улице

1 - красная линия; 2 - лоток; 3 - ось улицы; 4 - красная (проектная) горизонталь

 

 

 

 

Величины сдвига проектной горизонтали от оси к лотку:

li = hi/ln = а

Скачок горизонтали за счёт бокового камня:

h = h2/in

Сдвиг горизонтали к красной линии 13 зависит от принятых переменных и продольных уклонов улицы:

13 = h3/in

где i - продольный уклон улицы.

Расстояние между горизонталями 1 зависит от шага горизонтали hш и продольного уклона in, определяется:

1 = hm / in

Это расстояние между горизонталями как по оси, так и по лотку улицы, будет одинаковым на всём участке улицы с постоянным продольным и поперечным уклонами, таким образом, все линии проектных горизонталей параллельны друг другу (рис. 7).

Поперечные уклоны проезжих частей и тротуаров зависят от типа покрытия и принимаются равными:

- для асфальтированных и цементно-бетонных покрытий - 0,015..0,025;

- для брусчатых, мозаичных и булыжных мостовых - 0,020..0,030;

- на обочинах при открытой системе водоотвода (кюветах) - 0,040;

- на площадях и автомобильных стоянках - 0,015..0,020; 

- в отдельных случаях (в частности, на перекрёстках и тротуарах)уклоны могут увеличиваться до 0,030;

- на полосах зелёных насаждений улиц не менее 0,005, что необходимо для стока поверхностных вод, а наибольшие значения могут достигать 0,050 и более, переходя в пологие и крутые откосы в зависимости от рельефа, на котором располагается улица.

При построении проектных горизонталей на улице необходимо иметь исходные данные:

- план улицы со всеми её элементами;

- поперечный профиль улицы с указанием поперечных уклонов и высоты бортовых камней;

- отметки вертикальной планировки на перекрёстках (в местах пересечения осей улиц) и между ними при положении проектных горизонталей по оси улицы, т.е. проводится градуирование прямой от исходных точек (отметок на перекрёстках).

Поскольку при постоянном продольном уклоне и неизменном поперечном профиле на протяжении всей улицы или её участка все проектные горизонтали не меняют своего очертания и остаются параллельными, то достаточно построить одну красную горизонталь по всей ширине улицы в красных линиях и провести другие горизонтали параллельно ей через точки, полученные при градуировании улицы.

На улицах могут встречаться пониженные точки и водоразделы (рис.8).

 

1-     водоприемный колодец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Односкатный поперечный профиль на криволинейных участках устраивают в целях противодействия центробежным силам, возникающих у автомобилей, и направленным от центра кривой, которые стремятся сместить автомобили в этом направлении( ри 9 ).

Виражи на городских дорогах скоростного движения устраивают при радиусах кривых в плане менее 2000м, на магистральных улицах - менее 1200м, на остальных улицах и дорогах - менее 800м. На кривых с радиусом менее 700м следует предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны, которое по своей длине включает отгоны виража и сам вираж.

Перекрёстки улиц. Решение вертикальной планировки перекрёстков зависит от категории улиц, планировочного решения и продольных уклонов сходящихся улиц. В значительной степени проектирование перекрёстков определяется рельефом и условиями обеспечения стока поверхностных вод. На перекрёстках продольные уклоны не должны превышать i =0,03

Наиболее сложны в проектировании вертикальной планировки перекрёстки, расположенные на косогоре и в низине, перекрёстки улиц со значительными продольными уклонами и пересечения магистральных улиц. Пересечения их с улицами местного значения проектируют с максимальным сохранением продольного профиля магистральной улицы и подчинением ему улицы более низкой категории.

Практически это осуществляется сопряжением поперечного профиля улиц местного значения с лотком магистральной улицы.

При этом двускатный поперечный профиль улицы местного значения переходит в односкатный с поперечным уклоном, равным продольному уклону магистральной улицы и образованием искусственного лотка. Однако создание поперечных лотков на перекрёстках во всех случаях нежелательно, и совершенно недопустимо их устройство на магистральных улицах.

Решение вертикальной планировки перекрёстков зависит от естественного рельефа и может быть различной формы:

-четырёхскатной;

-трёхскатной

-односкатной; с поперечными лотками или без них. Одно из важных условий вертикальной планировки перекрёстков - плавное сопряжение склонов в лотках проезжих частей улиц для отвода по ним стока поверхностных вод.

Из всего многообразия вертикальной планировки перекрёстков рассмотрим наиболее характерные решения для различных условий рельефа.Перекрёсток располагается на косогоре (рис 10). В этом случае можно рассматривать два основных варианта

- пересечение равнозначных

- пересечение неравнозначных; по категории улиц, например, магистральной и жилой.

В первом случае проектируемая плоскость перекрёстка решается односкатной с уклоном, направленным в сторону падения рельефа. Переход от двускатного поперечного профиля улицы к односкатному перекрёстку и наоборот осуществляется постепенно путём смещения гребней выходящих на перекрёсток улиц к лотку, расположенному выше по уклону улицы, или путём изменения поперечного уклона половины проезжей части на обратный.

 



Информация о работе Особенности вертикальной планировки городских территорий