Особенности вертикальной планировки городских территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Вертикальная планировка это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях.
Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требования застройки и инженерного благоустройства территории.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2.doc

— 9.00 Мб (Скачать)

На схеме вертикальной планировки на перекрестках, в местах пересечения осей проезжей частей улиц и в точках изменения уклона наносят существующие (черные) и проектные (красные) отметки, а также рабочие отметки со своим знаком; стрелкой показывают направление продольного уклона улицы от более высоких отметок к пониженным, над стрелкой отмечают проектный продольный уклон, а под ней - расстояние между точками, ограничивающими участок улицы с этим уклоном.

Проектные продольные уклоны желательно не менять на участках улиц между перекрестками, во всяком случае, не изменять их на небольших по длине участках. Следует помнить, что переломы продольного профиля (отметки с разным склоном) сопрягаются вертикальными выпуклыми или вогнутыми кривыми, имеющими наименьшие допустимые радиусы.

Процесс проектирования схемы вертикальной планировки состоит из двух последовательных этапов.

(На пёрвом предварительном этапе тщательно изучаются рельеф местности по геоподоснове и в натуре, а также материалы инженерных изысканий. Особое внимание уделяется участкам со сложным рельефом. Определяют территории с различным доминирующим уклоном поверхности, выделяют участки, на которых допустима срезка грунта (возможность затопления, высокий горизонт подземных вод, трудность разработки грунта и т.п.), определяют места выпуска с городской территории стока поверхностных вод, устанавливают направления, по которым не следует трассировать скоростные дороги, магистральные улицы и железнодорожные пути.

Таким образом, на предварительном этапе разработки схемы вертикальной планировки при проработке генерального плана выбирают оптимальный его вариант и приступают ко второму - основному этапу, на котором разрабатывается окончательная схема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертикальная планировка методом профилей

 

Вертикальная планировка методом профилей заключается в проектировании продольных и поперечных профилей отдельных объектов городской территории. Метод используется, главным образом при проектировании протяжённых линейных сооружений, таких как городские улицы, трамвайные и железнодорожные пути, коллекторы и подземные коммуникации, набережные и пр.

В некоторых случаях этот метод применяют и при проектировании вертикальной планировки территории, особенно в сложных природных условиях, когда используются откосы, подпорные стенки, лестничные сходы и т.д.

Метод продольных и поперечных профилей позволяет определить высотное расположение объектов по отношению к существующей поверхности.

Профили представляют собой разрезы существующей и проектируемой поверхности в каком-либо сечении, определяющем их взаимное расположение.

На плане улицы указывают: оси продольных профилей, красные линии, границы тротуаров, проезжей части, озеленения и т.д.

Продольный профиль определяет высотное положение улицы, и его проектирование заключается в нанесении проектной линии и определении продольных уклонов. Продольные профили обычно проектируют по оси улицы, но могут составляться и по лоткам проезжей части. Исходным материалом для проектирования продольных профилей служат схема или проект вертикальной планировки города или жилого района, устанавливающие отметки на перекрёстках и в местах изменения рельефа. Именно на основе этих отметок и проектируют продольный профиль улицы.

Незначительные коррективы исходных отметок возможны лишь в том случае, если они не нарушают общих принципов вертикальной планировки города или его района. На плане улицы наносят ось проезжей части или иное положение одного или нескольких продольных профилей, затем план и продольный профиль разбивают на пикеты (по которым строятся поперечные профили) через 20..50 м. Продольный профиль проектируется в масштабе горизонтальных расстояний, соответствующем масштабу плана улицы, а именно 1:2000; 1:1000; 1:500, а вертикальные расстояния принимаются в 10 раз крупнее (1:200; 1:100; 1:50).

Отметки существующей поверхности для продольного профиля определяются методом интерполяции между горизонталями по линии данного профиля (черные отметки); линия, соединяющая эти отметки и отображающая существующий рельеф, называется черной линией.

Отметки точек проектируемого продольного профиля красными отметками, а линия, их соединяющая - красной линией.

На продольном профиле ниже черной линии и параллельно ей наносят почвенно-геологический разрез. На продольном профиле отмечаются рабочие отметки (со стороны красной линии: при насыпе - сверху, при срезке - снизу). Под профилем указывают уклонь1 и расстояния с данным уклоном, красные и черные отметки, расстояния между пикетами и номера пикетов.

Основное требование к проектированию продольного профиля - обеспечение плавности.

Сопряжения двух смежных участков продольного профиля, имеющих противоположное направление уклонов, образуют переломы, которые создают неудобства при движении автомобиля, особенно при высоких скоростях. Для смягчения продольного профиля улицы на переломах проектируют вертикальные кривые, обеспечивающие видимость и плавность движения.

Выпуклые вертикальные кривые рассчитывают таким образом, чтобы обеспечить видимость и необходимую длину участка торможения при опасности.

Вогнутые вертикальные кривые рассчитывают из условия смягчения толчка и допустимости величины перегрузки рессор автомобиля при проезде перелома профиля.

Поперечные профили по улицам составляют, как правило, в пределах красных линий.

Следует различать планировочные или конструктивные поперечные профили от рабочих поперечных профилей. На планировочных (конструктивных) поперечных профилях устанавливают элементы улиц, на рабочих поперечных профилях фиксируют высотные отметки его переломных точек. На рабочих поперечных профилях наносят отметки существующей поверхности и проектные отметки в характерных точках, поперечные уклоны и расстояния.

Поперечные профили проектируют по разрезам перпендикулярно оси городской улицы или дороги по пикетам, соответствующим продольному профилю, как правило, в масштабах: горизонтальном - 1:200 и вертикальном - 1:100.

Вертикальную планировку их следует проектировать в увязке с отметками продольного профиля.

В поперечном профиле улицы и дорог в целях обеспечения стока поверхностных вод всем элементам (проезжей части, полосам зеленых насаждений) придаётся поперечный уклон, направленный к лоткам проезжих частей.

Поперечный    профиль    улицы    проектируют    с    учётом    организации стока поверхностных вод с территорий микрорайонов и других участков на улицу, поэтому отметки по красной линии должны быть выше отметок лотков. Поперечные профили проезжей части проектируют двускатными или односкатными.

 

 

 

Двускатный

 

Поперечные профили проезжей части дороги.

 

Односкатный профиль дороги применяются при ширине проезжей части до 10,5 м и односторонних движениях транспорта.

Двускатные профили, как правило, проектируют выпуклыми с расположением гребня по оси проезжей части. Тротуарам и полосам зеленых насаждений придается односкатный профиль с поперечным уклоном, направленным в сторону лотка.

Поперечные уклоны на проезжих частях и тротуарах принимаются в пределах 0,015.-0,025 при монолитных покрытиях и 0,02..0,03 при штучных покрытиях (брусчатых, мозаичных, булыжных).

При проектировании улицы или дороги с расположением их элементов в разных уровнях или при их высотном положении выше или ниже прилегающей территории уровни разделяют с помощью искусственных откосов или подпорных стенок.

Поперечные профили служат для разбивки на месте работ элементов улицы и установления проектных отметок. Помимо этого их используют для определения объёмов земляных работ (выемок и насыпей), а также общего баланса земляных масс.

Метод профилей получил широкое распространение при проектировании улиц), (рис 6) но он не рекомендуется при разработке проекта вертикальной планировки территории, поскольку разработанная этим методом вертикальная планировка не даёт наглядного представления о проектируемом рельефе, расположении водоразделов, тальвегов и проектных плоскостей поверхности.

Метод профилей достаточно трудоёмок ввиду того, что внесение каких-либо поправок в профили требует общего перерасчёта проектируемых профилей и объёмов земляных работ, так как продольные профили должны быть согласованы между собой по всей уличной сети города. Избежать присущих данному методу недостатков возможно при проектировании вертикальной планировки методом проектных (красных) горизонталей.

Вертикальная планировка методом проектных горизонталей

 

На основе разработанной схемы вертикальной планировки, т.е. принципиального высотного решения территории города и определения продольных проектных уклонов по улицам, приступают к детальной проработке необходимого изменения существующего рельефа.

Такую детальную разработку вертикальной планировки осуществляют методом проектных (красных) горизонталей, которые наносят на геоподоснову, совмещённую с генеральным планом, на которой показаны улицы, здания, площади и т.д.

Таким образом вертикальная планировка разработанная в красных горизонталях, позволяет не только определить проектные отметки любой точки территории, но и рабочие отметки, а, следовательно, участки срезки и подсыпки грунта.

Красные горизонтали, в отличие от горизонталей существующего рельефа, показывают проектируемый рельеф территории, т.е. поверхность, преобразованную в процессе планировки, застройки и благоустройства.

Исходя из этого, красные горизонтали представляют собой проекции на горизонтальную плоскость линий пересечения проектируемой поверхности с горизонтальными плоскостями.

Красные горизонтали проектируются сечениями через 0,1; 0,2; 0,25 и 0,5м, которые называются шагом горизонтали.

Метод проектных горизонталей совмещает на одном чертеже план и профили и даёт полное представление о сечениях проектируемого рельефа в любых направлениях и деталях его внешней формы.

Поскольку проектные горизонтали, отметки характерных точек зданий и сооружений и план совмещены, то в итоге создается проект их расположения и привязки, появляется возможность комплексного решения горизонтального и вертикального проектов планировки и благоустройства.

Метод проектных горизонталей выгодно отличается от метода профилей большей наглядностью. Он позволяет достаточно просто определить взаимное высотное положение улиц, площадей, зданий, сооружений и пр. Вертикальная планировка, разработанная для сложных условий рельефа методом проектных горизонталей, даёт наглядное представление о проектируемом рельефе и расположении в плане и в высотном отношении проездов, пандусов, откосов, подпорных стенок, лестниц и т.д.

Пандус (от фр. pente douce - пологий склон) - наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу, для подъёма автомобилей в гараж. В отдельных случаях заменяет лестницы.

Цоколь (от ит. zoccolo) - нижняя, обычно выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника и т.д., лежащая на фундаменте.

Фундамент (от лат. fundamento - основание) - подземная или подводная часть здания (сооружения), воспринимающая нагрузки и передающая их на основание.

Поэтому метод проектных горизонталей получил широкое распространение при проектировании вертикальной планировки как небольших участков, так и крупных по площади территорий.

Расположение горизонталей существующего рельефа и проектного относительно друг друга даёт представление о характере изменения рельефа в результате проведения вертикальной планировки.

Когда проектная горизонталь располагается ниже одноимённой чёрной горизонтали в сторону падения уклона, требуется подсыпка территории, выше - срезка грунта.

Начертание чёрных и красных горизонталей позволяет определить линию нулевых работ, т.е. границу участков срезки и подсыпки грунта, которая проходит через точки пересечения горизонталей, имеющих одинаковые отметки.

Основными величинами, определяющими расположение проектных горизонталей, являются: уклон, превышение одной горизонтали над другой (шаг горизонталей) и

расстояние между ними.

При проектировании вертикальной планировки в красных горизонталях определяют расстояние между ними, которое будет одинаковым на участке территории с постоянным уклоном и их отметки должны быть кратны принятому шагу горизонталей. Так, при шаге горизонталей 0,2м проектные горизонтали будут иметь, например, отметки 100,00; 100,20; 100,40; 100,60; 100,80 и т.д. Исходные отметки для проектирования вертикальной планировки в основном выражаются числами, не кратными, принятому шагу горизонтали.

При разработке проектов вертикальной планировки каких-либо территорий за исходные принимаются отметки по красным линиям, а при проектировании вертикальной планировки улиц, площадей, стоянок и пр. исходными являются отметки пересечений осей улиц.

Поскольку исходные отметки, как правило, не кратны шагу горизонталей, то необходимо в первую очередь определить расположение ближайшей по значению проектной горизонтали. Расстояние от исходной точки до вершины ближайшей горизонтали определяют как частное от деления разности отметок исходной точки и проектной (красной) горизонтали на продольный уклон поверхности.

Определение мест расположения вершин красных горизонталей называется градуированием.

Информация о работе Особенности вертикальной планировки городских территорий