Подрядные отношения в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Изучение истории развития права позволяет осмыслить имеющийся опыт формирования и применения правовых норм. Вносимые поправки в законодательные акты, а также увеличение судебных споров указывают на то, что правовые нормы не соответствуют складывающимся экономическим отношениям и не могут выступать их адекватной юридической формой. Наглядно это можно наблюдать на примере развития законодательства о строительстве. Первые упоминания о договоре по выполнению работ можно наблюдать в Русской Правде, где закреплялись отдельные положения о личном найме. Под личным наймом понималось услужение для выполнения определенной работы, сделанное в устной форме «государем» мастеру-плотнику – «наймиту» .

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.62 Кб (Скачать)
    1. История подрядных отношений в строительстве

Изучение истории развития права позволяет осмыслить имеющийся  опыт формирования и применения правовых норм. Вносимые поправки в законодательные  акты, а также увеличение судебных споров указывают на то, что правовые нормы не соответствуют складывающимся экономическим отношениям и не могут  выступать их адекватной юридической  формой. Наглядно это можно наблюдать  на примере развития законодательства о строительстве. Первые упоминания о договоре по выполнению работ можно  наблюдать в Русской Правде, где  закреплялись отдельные положения  о личном найме. Под личным наймом понималось услужение для выполнения определенной работы, сделанное в  устной форме «государем» мастеру-плотнику – «наймиту»1.

Однако первые письменные свидетельства о строительном подряде  относятся к 1547 г. и касаются частных  подрядов, когда отношения оформлялись  в виде подрядных грамот или записей. Нормативное закрепление отношений  строительного подряда было сделано  в 1595 г. царским Наказом «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости». В этом документе впервые  закреплялись специальные нормы  о договоре строительного подряда  с участием государства, что сыграло  значительную роль в дальнейшем развитии гражданского законодательства. Впоследствии большинство нормативных актов  применительно к подрядным отношениям в строительстве до конца XX в. имели  казенную направленность, поскольку  предполагали участие государства  в качестве одной из сторон, а  сам договор строительного подряда  рассматривался в качестве государственного контракта, необходимого для осуществления  внутренних функций государства, прежде всего обороны.

В 1719 г. Петр I утверждает регламент  Камер-коллегии, которой вменялось  в обязанность заключать договоры подряда для государственных  нужд. В последующем подрядчиками по договорам строительного подряда  с казной выступали купцы, поручителями дворяне, а за исполнением договоров  следили полицейские учреждения. Органы регулярной полиции выдавали разрешение на возведение, переоборудование и ликвидацию строений; регистрировали эти строения, в первую очередь  жилые дома, выполняя при этом архитектурно-планировочные  функции. Заключение договоров подряда  для государственных нужд производилось  посредством торгов, а сам договор  подряда имел письменную форму. Однако в это время еще сохранялся традиционно сложившийся подход, согласно которому процесс строительства без участия государства осуществлялся через систему договоров личного найма хозяйственным способом. Развитию подрядных отношений препятствовал феодальный путь развития, предполагающий классовое неравенство.

В юридической литературе отмечается, что в конце XIX в. строительные работы составляли наиболее частый предмет  подряда, поскольку договор в  основном заключался на постройку, переделку  и ломку зданий2. Отсутствие специальных норм о строительном подряде (за исключением казенного) компенсировалось нормами общего характера, что позволяло эффективно регулировать складывающиеся отношения. Содержанием договора подряда служила комбинация трудового и капиталистического элементов. Трудовой элемент заключался в исполнении работы, т.е. создании какой-либо вещи. Капиталистический элемент предполагал обязанность подрядчика не только что-то сделать, но и передать результат работы. Причем если при личном найме рабочий предоставлял свой труд в распоряжение нанимателя, то в договоре подряда подрядчик самостоятельно выбирал пути достижения материального результата. Договор подряда на строительство здания рассматривался как разновидность посреднического договора, предметом которого были услуги подрядчика по предоставлению рабочей силы.

С укреплением позиций  капитализма, развитием машиностроения, науки и техники получает широкое  распространение подрядный способ ведения строительных работ, при  котором строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля3.

После революции 1917 г. устанавливается  приоритет права государственной  собственности на здания и сооружения, что оказывает влияние на процесс  правового регулирования отношений  строительного подряда. Государственным  учреждениям и предприятиям, а  также общественным организациям вообще запретили вступать в подрядные  отношения по строительству, поскольку  единственным заказчиком стало выступать  государство. Участники гражданского оборота теперь могли осуществлять строительство для своих нужд только хозяйственным способом, своими силами и средствами4.

В Гражданском кодексе  РСФСР 1922 г. законодатель помимо норм, посвященных общим вопросам подрядных  отношений, специально не устанавливал нормы, которые регламентировали бы отношения строительного подряда. Это объяснялось тем, что помимо кодекса действовал специальный  акт административного характера, где в роли заказчика от имени  государства выступали его органы.

Вместе с тем к концу 20-х годов становится невозможным  решить в масштабах государства  крупные хозяйственные задачи, связанные  с воспроизводством новых и реконструкцией существующих материальных фондов. Поэтому была определена целесообразность перехода от хозяйственного способа ведения строительства к подрядному через государственные строительные организации. Особенностью здесь было то, что на отдельном объекте строительства работало несколько подрядных организаций, а их совместной деятельностью на строительной площадке руководил государственный заказчик. Производство работ допускалось из материала любой из сторон, а договорные отношения оформлялись прямыми договорами с каждым из подрядчиков5.

Изменения в способах ведения  строительного производства предопределяли потребность в новом правовом регулировании. Постановлением СНК  СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении  проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» были утверждены Правила о договорах  подряда на капитальное строительство. Интересно отметить, что законодатель не отводил главенствующей роли в  правовом регулировании подрядных  отношений кодифицированному акту, а отдавалось предпочтение специальным  нормативным актам, которые носили императивный характер. Более детально положения Правил о договорах  подряда на капитальное строительство  регламентировались инструкциями министерств  и ведомств6.

Таким образом, разработка специального законодательства о договорах строительного  подряда связывается с развитием  строительной индустрии и изменением способов строительства в целях  решения задач, которые стояли перед  государством по восстановлению экономики.

Вместе с тем в правовом регулировании капитального строительства  продолжали оставаться проблемы. Правила  о договорах подряда на капитальное строительство почти не регламентировали отношения, связанные с привлечением субподрядных организаций, специализирующихся на выполнении специальных работ, а также распределение ответственности между заказчиком, генеральным подрядчиком и субподрядчиком. Происходили задержки оформления договоров и начала производства работ.

Несмотря на то что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 августа 1955 г. N 1551 были утверждены новые Правила о договорах подряда на капитальное строительство, заключение договора продолжало осуществляться главным образом на основе нормативных ведомственных или межведомственных инструктивных указаний административного характера. Компетенция ряда министерств и ведомств определялась возможностью принятия локальных нормативных актов применительно к строительству, что привело к расширению законодательства и внутреннему несоответствию нормативных актов одного уровня. Здесь возникает потребность научного осмысления правового регулирования отношений в строительстве и разработки единого нормативного акта, который бы напрямую регламентировал подрядные договоры.

В Гражданском кодексе  РСФСР 1964 г. договор подряда на капитальное  строительство уже был закреплен  в качестве самостоятельного вида. По этому договору государственная организация - подрядчик обязана своими силами и средствами построить и сдать в установленный законом срок организации-заказчику предусмотренный планом объект строительства в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а организация-заказчик обязана передать подрядчику строительную площадку и проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства, принять законченные объекты и оплатить их стоимость по смете.

Из легального определения  договора подряда на капитальное  строительство можно выделить его  основные признаки. Во-первых, договор  заключался только между организациями  на основе плана, что полностью исключало  инициативу сторон. Указанный признак  не позволял распространить общие нормы  о подряде на правовое регулирование  договорных отношений в строительстве. Для заказчика был важным не только результат труда, но и сам процесс  выполнения строительных работ.

Во-вторых, по договору подряда  функция заказчика сводилась  к принятию результата работ и  уплате за него вознаграждения. В то время как в договоре подряда  на капитальное строительство в  обязанности заказчика входило  осуществление постоянного контроля за ходом работ, согласование с подрядчиком производственных вопросов.

В-третьих, в договоре подряда  на капитальное строительство на заказчика возлагались дополнительные обязанности, связанные с подготовкой  объекта строительства, например включение  строительства в титульные списки строек, оформление отвода земельного участка, получение разрешения на строительство, обеспечение строительства водой, электроэнергией и т.д.

В-четвертых, если в обычном  подряде обязанность подрядчика сводилась к сдаче работы, соответствующей  условиям договора и без недостатков, вследствие которых результат работы становился непригодным для обычного использования, то в договоре подряда  на капитальное строительство построенный  объект не просто должен быть пригодным  к использованию, но и еще соответствовать  проектно-сметной документации.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. не отличался разработанностью норм о договоре подряда на капитальное  строительство, поэтому более детально отношения были урегулированы нормами  новых Правил о договорах подряда  на капитальное строительство 1969 г., которые значительно отличались от предыдущих. Вводился запрет подрядчику выполнять строительно-монтажные работы при отсутствии договора и финансирования строительства, а также была существенно ограничена возможность вышестоящих органов вносить изменения в планы капитальных вложений и строительно-монтажных работ. Повысилась роль договора подряда на капитальное строительство в регулировании отношений сторон, поскольку он стал детально определять права и обязанности на весь период строительства, сроки ввода объектов в эксплуатацию. Нормативно закреплялась повышенная имущественная ответственность хозяйствующих субъектов.

Проблема была в том, что  при заключении договоров подряда  на капитальное строительство различными организациями они подпадали  в силу подведомственности под действие различных инструктивных указаний, что приводило к увеличению преддоговорных споров. Инструкции одного и того же вида, принимаемые в разных министерствах, разрешали одни и те же вопросы  в плоскости своих ведомственных  интересов. Акты отдельных министерств  по заключению подрядных договоров  не были обязательными для заказчика, иногда не соответствовали друг другу  и действующему законодательству.

В последующем была проведена  реформа управления строительством, которая внесла определенные изменения  в систему инструктивных указаний министерств и ведомств. Вместе с  тем существование недостатков  в правовом регулировании капитального строительства было очевидным. Преобладание административных элементов связывало  заказчика и подрядчика, в результате чего сфера договорного согласования и, как следствие, свободного волеизъявления были ограничены. Примером могли служить  обязательные для сторон типовой  генеральный и типовой годовой  договоры подряда.

Существенное изменение  экономических отношений привело  к тому, что роль государства в  строительстве изменилась. Если раньше строительство рассматривалось в качестве одной из приоритетных государственных задач развития страны в виде создания материальной базы экономики, то теперь государство лишь оказывает необходимое содействие в развитии этого сектора. Наделяя заказчика и подрядчика инициативой, государство сводит к минимуму свое вмешательство в формирование договорных условий и установление взаимных прав и обязанностей контрагентов. Стало очевидным, что такой подход позволяет получить больший экономический эффект, а при правильно выбранном правовом механизме воздействия на строительный сектор решать государственные задачи.

    1. Понятие договора строительного подряда

Недостатки в оформлении договора часто становятся причиной конфликтов его сторон. Поэтому, говоря об отношениях подряда в строительстве  необходимо рассмотреть понятие  договора подряда. Договор строительного  подряда традиционно относится  к договорам подрядной группы, для которой характерны общие  признаки. В частности, подрядные  договоры рассматриваются как договоры о выполнении работ, результатом  которых становится вновь изготовленная  или переработанная вещь. Работа выполняется  иждивением подрядчика по заданию заказчика. Подрядчик обладает правом собственности  на результат выполненной работы до того момента, пока работа не будет  принята заказчиком7.

Определение договора строительного  подряда дано в ст. 740 ГК РФ, согласно которой:

По договору строительного  подряда подрядчик обязуется  в установленный договором срок построить по заданию заказчика  определенный объект либо выполнить  иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые  условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока. В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются правила параграфа 2 настоящей главы о правах заказчика по договору бытового подряда8.

Информация о работе Подрядные отношения в строительстве