Пропорции и масштабность как средства архитектурной композиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Под масштабностью предметного мира понимается соразмерность или относительное соответствие формы размерам человека, соответствие назначения предмета его действительной величине и окружающему пространству. Масштаб и масштабность соотносятся между собой как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1.Пропорции и масштабность как средства архитектурной композиции……
2.Виды пропорции и масштабности……………………………………………
3.Примеры пропорций и масштабности ……………………………………….
4.Способы создания гармонии……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

дизайн интр..doc

— 51.50 Кб (Скачать)

РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. П.А.СОЛОВЬЕВА

Кафедра философии, социально- культурных технологий и  туризма.

 

Контрольная работа

 

по дисциплине  Дизайн интерьера

на тему «Пропорции и масштабность как средства архитектурной композиции».

 

 

 

Вариант № 2

 

 

                                                     Выполнил(а) Городничина Ю. А.

                                                                                  

                                                   Студент(ка) гр. ЗСП - 10, 3 курса

                                                         

                Преподаватель Глухова Л.П.

 

                                                                                Оценка 

 

                                                   Подпись преподавателя______________

 

                                                   Дата _______________________________

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск  2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

1.Пропорции и масштабность как средства архитектурной композиции……

2.Виды пропорции и масштабности……………………………………………

3.Примеры пропорций и  масштабности ……………………………………….

4.Способы создания гармонии……………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

Под масштабностью предметного  мира понимается соразмерность или  относительное соответствие формы  размерам человека, соответствие назначения предмета его действительной величине и окружающему пространству. Масштаб  и масштабность соотносятся между собой как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность.         Для характеристики соразмерности предметов, целого и отдельных его частей, а также предмета и человека используют понятия масштаба и масштабности. Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. Чувство масштабности - это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине, соразмерности объекта (здания, сооружения, памятника, предметов оборудования и благоустройства, экспоната выставки, стенда на улице и т. д.) с человеком, архитектурным и природным окружением. Большую роль в достижении правильной масштабности промышленных изделий играют детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требованиями. Масштабность - наиболее сложное средство композиции. Все предметы и изделия, которые использует человек в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему.

Понятие масштабности перешло  в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя. Человеку свойственно стремление связывать все создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем «мериле» величин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пропорции и масштабность как средства архитектурной композиции. Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция. Поэтому пропорции являются одним из наиболее важных средств композиции. Исследованием пропорций занимались ученые, зодчие и художники с давних времен, так как это средство композиции при умелом его использовании дает непосредственный эффект гармонизации. Пропорционированием в совершенстве владели древние зодчие и мастера-ремесленники.           Современная техника значительно изменилась, поэтому использовать давно сложившиеся приемы и методы пропорционировашш в настоящее время далеко не всегда возможно. Сегодня необходимо творческое осмысление пропорций в технике, особенно при проектировании сложных объемно-пространственных структур. В технику, например, нельзя механически переносить пропорции из архитектуры. Пропорции лишь тогда становятся эффективным композиционным средством, когда принимаются с учетом сущности изделия, а не навязываются произвольно. Творчески относились к пропорционированию уже мастера и зодчие Древней Греции. Анализ материалистической связи красоты и пользы хорошо показан в диалоге Сократа и оружейника Пистия. Древний философ спрашивает оружейника: "Как получается, что ты продаешь больше панцырей, чем другие мастера, хотя делаешь их не более прочными и не более роскошными?" - "Потому, что я их делаю пропорциональными".- "Но ведь бывают непропорциональные фигуры. Как же ты можешь делать "пропорциональные" панцыри для "непропорциональных" фигур?" - "А я их подгоняю. Панцырь по мерке и есть панцырь пропорциональный".       Методы пропорционирования в технике не могут быть такими же, как в архитектуре. Это связано с разной степенью обусловленности формы конструкцией. В архитектуре систему пропорции можно разработать заранее и уже она во многом будет определять конструкцию и являться основой композиции. В технике же это почти невозможно. Нельзя пропорционировать, например, станок раньше, чем определится его кинематика или хотя бы в общем виде будет выбрана силовая схема. В данном случае художественно-конструкторская отработка формы должна идти параллельно с инженерной отработкой конструкции. Пропорции станки могут определяться лишь в связи с его инженерной компоновкой, с основой его конструкции.     При пропорционировании промышленных изделий правомерны два основных подхода. При первом проектировщик может от-носительно свободно задавать пропорции, т. е. вначале разрабатывать форму и от нее идти к конструкции. Такой подход правомерен при проектировании мебели, некоторых бытовых приборов, оборудования и т. п. При разработке сложных изделий, размерные отношения которых определяются конструкцией, требуется иной подход. В этом случае художник-конструктор работает в контакте с инженером и должен вовремя корректировать строй формы в целом и отдельных ее элементов. Разграничение отмеченных подходов к пропорционированию в известной мере условно. Художник-конструктор в любом случае должен представлять себе важность пропорций как средства композиции и диапазон своих возможностей.  
На многие проявления композиции пропорциональные отношения могут оказывать непосредственно е влияние. Соподчинение элементов формы во многом обусловлено наличием определенной закономерности в размерных соотношениях между элементами. С пропорциями связаны такие важнейшие закономерности, как усиление динамичности или статичности формы, увеличение ее зрительной устойчивости. В размерных отношениях пропорции выражают связи формы и конструкции, т. е. взаимосвязаны с тектоникой. Особенности же объемно-пространственной структуры они характеризуют непосредственно. Пропорции могут строиться на контрасте или нюансе соотносимых величин, развивать ритм или метрический повтор, в известной мере определять характер формы. Особенности пропорционирования зависят еще от тех дополнительных средств (тоновой контраст, светотеневая структура и т. д.), которые будут использованы для того, чтобы усилить взаимодействие закономерности.  Под масштабностью предметного мира понимается соразмерность или относительное соответствие формы размерам человека, соответствие назначения предмета его действительной величине и окружающему пространству. Масштаб и масштабность соотносятся между собой как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность.        Масштаб архитектурного сооружения, так же как и любого другого технического объекта, не определяется его абсолютной величиной. Маленькое здание может иметь крупный масштаб и наоборот. Поэтому архитектор, проектируя здание, около его фасадов изображает фигуру человека в масштабе чертежа. Тогда она выступает как архитектурная мера и заставляет соотносить с собой все элементы здания. К сожалению, технические объекты не всегда соотносятся с человеком. Масштаб механизмов как будто бы ни может быть избран, так как скорее сам задается техническими условиями, кинематикой, конструкцией и т. д. Однако и для промышленных изделий имеется немало средств достижения масштабности.         Если  на рисунке изобразить предметы, назначение и размеры которых пока неизвестны и как-то попытаться определить величину этих предметов, рядом с ними можно нарисовать человека или руку. Предположим что все три предмета - различные настольные приборы, примерно одного небольшого размера. Но почему они будут воспринимаются по-разному? Строй композиции характерен для организации формы крупного станка. Форма прибора сложная и дробная. Верхняя часть изрезана вертикальными членениями, а весь прибор имеет ряд сильных горизонтальных перепадов. Мелкие выступы еще более усложняют объем, а маленькие детали регулировки и настройки ассоциируются с элементами управлении большого станка. Впечатление немасштабности усиливается массивным ступенчатым основанием, которое как бы предназначено воспринимать значительные нагрузки. Тектоническое выражение станка явно ложное, оно влияет на его масштаб и заставляет малое воспринимать как уменьшенное большое.Форма прибора не обманчива, она отражает действительно маленькую вещь. Композиционный строй соответствует величине прибора. Головка прибора на легкой стойке не копирует напряженную колонну станка. Хорошо найден масштаб мелких деталей. Например, верхняя регулировочная головка прорисована точно по руке (такие детали придают предмету масштабность, так как позволяют соотнести его с человеком). Прибор получил необходимую зрительную весомость. Предмет производит двойственное впечатление. Если прикрыть ручку с тыльной стороны прибора, он кажется крупнее своих истинных размеров. Напряженная форма стойки создает впечатление, что консоль на ней предназначена нести значительные нагрузки от работы фрезы или сверла большого диаметра. Это впечатление усиливается формой основания, передней частью подставки и трактовкой столика, выполненными в силовом характере. Но одна деталь явно противоречит принятому масштабу - пластмассовая ручка, которая служит для поддержания прибора рукой. Она взята из другого масштаба и неожиданно возвращает нас к истинным размерам предмета. Таким образом, столкнулись два разных, непримиримых масштаба и это нарушили целостность вещи.  
Из приведенных примеров видно, что масштабность изделию придают элементы, которые позволяют соотнести их с человеком. Прямое влияние на масштабность оказывают все те размеры-величины, которые как-то связаны с человеком, определяют удобства пользования (дверные проемы, лестничные ступени и др.)  
При проектировании изделий масштабность является своего рода гуманизирующим фактором. Возрастающие мощности станков и машин, увеличение их размеров не должно привести к потерянности человека в мире техники. Многотонный станок с крупными членениями нельзя лишать "человеческого" масштаба. Его огромную конструкцию необходимо соотносить с человеком. В то же время нелепо выглядят и малые вещи, желающие по

 


Информация о работе Пропорции и масштабность как средства архитектурной композиции