Современные средства охраны труда в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:05, научная работа

Описание работы

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. «Организация безопасности труда на предприятиях»………………………5
1.1 Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………………….5
1.2 Создание службы охраны труда и организация ее деятельности………...…9
1.3 Практическая часть……………………………………….…………………...16
Глава 2. «Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда»………………………………………...……21
2.1 Совершенствование нормативно-правовой базы…………………….….….23
2.2 Практическая часть……………………………………………………...……24
2.3 Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками……………………………………………28
2.4 Практическая часть…………………………………………………………. .29
2.5 Усиление роли социального партнёрства в системе управления профессиональными рисками………………………………………………………….34
2.6 Пропаганда безопасного труда и здоровья на работе……………………….34
2.7 Практическая часть…………………………………………………...………35
2.8 Корпоративные программы по охране труда…………………………..…....37
2.9 Практическая часть…………………………………………………………...38
2.10 Формирование и развитие системы медицины труда…..………….…...….40
Глава 3. «Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты»…………………………………………...…41
3.1 Программные интервенции, технология реализация политики…………….42
3.2 Трансляция (выравнивание) целей программы……………………………...43
3.3 Финансовые источники, структура плана мероприятий, бюджетирование проектов………………………………………………………………………………….44
Глава 4. «Зарубежный опыт по охране труда»……………………………………….46
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

ФГОУ СПО Анапский сельскохозяйственный техникум Сотникова Т.В. Современные средства охраны труда в строительстве (работа).doc

— 410.00 Кб (Скачать)

   Руководитель  предприятия: Генеральный директор Пастушенко Владимир Николаевич, награждён значком «Почётный дорожник России», присвоено звание «Заслуженный дорожник Кубани», работает на предприятии с 1983 года, в должности руководителя с 1984 года.

   Численность работников:  140 человек, из них РСС – 23 человека. 
 
 
 

  Инструктажи  по охране труда  и сроки их проведения

 
Вид инструктажа Категория инструктируемых  лиц Сроки проведения Лица  ответственные за проведение инструктажа Примечание
1

Вводный

    инструктаж

Для всех вновь поступающих  на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии  или должности При поступлении  на работу 1.Заместитель директора 
 

2.Инженер по охране  труда

1.Руководящих, инженерно-технических работников, служащих, молодых специалистов, студентов, учащихся, проходящих практику
2

Первичный

    инструктаж

на рабочем  месте

Проводится с  каждым рабочим индивидуально с  практическим показом безопасных приемов  и методов работ При поступлении на работу,

перед ее началом

Руководители работ,  мастера, механики, энергетик По программе  первичного инструктажа  на рабочем  месте, рабочие и механизаторы  проходят  стажировку на рабочем  месте продолжительностью от 2 до 14 календарных дней, водители автомобилей  от 2 до 30 календарных дней
3

    Повторный

    инструктаж

Проводится индивидуально  или для группы работников одной  профессии Не реже, чем 1 раз  в три месяца Руководители работ,   мастера, механики, энергетик По программе  первичного инструктажа  на рабочем месте
4

    Внеплановый

    инструктаж

Проводится индивидуально  или для группы работников Проводится в  объеме первичного инструктажа на рабочем  месте при:
  • Изменении правил по охране труда;
  • Изменении технологического процесса;
  • Замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • Нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травмам, аварии, взрыву или пожару;
  • Перерывах в работе – для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 дней
Руководители работ, мастера, механики, энергетик  
5

Текущий

инструктаж

  Проводят с работниками непосредственно перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск, по инструкции на эти работы Руководители работ,   мастера, механики, энергетик Проведение текущего инструктажа фиксируется в наряде-допуске  на производство работ
 

    Глава 2. Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда. 

       Программа действий по улучшению условий и  охраны труда, включая аттестацию рабочих  мест по условиям труда, занимает особое место в долгосрочной государственной стратегии, поскольку является:

системным элементом  демографической политики, т.к. направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения  и здоровья самой активной, репродуктивной части российского общества;

условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, т.к. новая экономика –  «экономика знаний» – связана  с качественно новыми условиями  труда и, соответственно, высокими требованиями к культуре труда.

       Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учетом потребности развития российской экономики и тех масштабных задач, которые ставятся Правительством Российской Федерации по достижению нового качества жизни и условий труда российских граждан.  

       Главная цель Программы – защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников.

       При этом, под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья (в том числе, репродуктивного) или смерти, связанная с исполнением работником обязанностей по трудовому договору (контракту).

       Управление  профессиональными  рисками – комплексная система мер, направленная на снижение профессионального риска до его допустимого уровня и обеспечивающая контроль (мониторинг) риска.

       Допустимый (приемлемый) профессиональный риск – уровень профессионального риска, который формируется при оптимальных и допустимых условиях труда и не требует специальных мероприятий для его снижения. 

       Программа действий по улучшению условий и охраны труда направлена на достижение следующих стратегических задач: 

    
  1. Снизить риски  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикатор  – динамика производственного травматизма);
  2. Повысить качество рабочих мест и условий труда (индикатор – снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормам);
  3. Снизить смертность от предотвратимых причин (индикатор – динамика производственного травматизма со смертельным исходом);
  4. Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения (индикатор – доля выявленных профессиональных заболеваний в ходе периодических медицинских осмотров).

       В обществе должно быть ясное понимание  того, что улучшение условий труда  непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. 

       Основной  задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи “post factum” к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия. 

       Оценка, контроль и управление профессиональными  рисками предполагают:

  • проведение анализа и оценку состояния здоровья работающего населения в причинно-следственной связи с условиями труда;
  • информирование субъектов трудового права о профессиональном риске, вероятности его возникновения и методах контроля, а также о последствиях и ответственности;
  • мониторинг динамики показателей профессионального риска;
  • проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников (вероятности наступления страхового случая);
  • усиление роли социального партнёрства в перераспределении солидарной ответственности между государством, работодателем и работником в системе охраны труда и управления профессиональными рисками в зависимости от степени влияния каждой из сторон на управление риском.
 

       Новая концепция системы управления профессиональными  рисками основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».

       Создание  системы управления профессиональными  рисками предполагает проведение комплекса  организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников, а именно:

  • создание системы выявления, оценки и контроля профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия;
  • совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделения и закрепления ответственности государства, работодателя и работника за сохранение здоровья работников и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;
  • реформирование социального, медицинского и пенсионного страхования с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности сторон социального партнерства в сохранении здоровья работников и работоспособности трудовых ресурсов, совершенствование законодательства, направленного на внедрение новых принципов управления профессиональными рисками;
  • построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками;
  • апробация новых методических разработок в рамках пилотных проектов, создание простых и доступных типовых образцов и моделей управления рисками для лёгкого копирования, тиражирования и распространения по Российской Федерации.
 

       2.1. Совершенствование  нормативно-правовой  базы. 

       В связи с вступлением в силу новой редакции Трудового кодекса  Российской Федерации, и отменой  Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений, связанных с государственной экспертизой условий труда, аттестацией рабочих мест по условиям труда, аккредитацией организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, модернизацией государственных нормативных требований охраны труда.

       С целью экономического стимулирования мер по снижению профессиональных рисков предстоит внести изменения в  Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний», касающиеся механизма гибкой дифференциации страховых взносов, включая стимулирование при отсутствии несчастных случаев на производстве.

       В целях повышения качества и объективности  оценки условий труда на рабочих  местах, минимизации воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников необходимо принятие пакета нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с выявлением, оценкой и контролем профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия.

       Для внедрения новой системы управления охраной труда необходимо пересмотреть перечень предупредительных мер, реализуемых в рамках федеральных законов о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусмотреть совершенствование нормативной базы при реализации добровольного медицинского страхования и добровольного страхования жизни и здоровья работающего населения с целью более активного вовлечения негосударственного сектора медицинского и социального страхования в процессы управления рисками повреждения здоровья работников.

       Особое  внимание в работе по совершнествованию  нормативно-правовой базы следует уделить вопросам значительного упрощения правоприменения. Это значит, что правила, требования и инструкции по охране труда должны быть ясными, недвусмысленными и простыми в применении всеми без исключения работодателями и работниками, т.е. правоприменительные акты должны быть лаконичны, хорошо структурированы и адаптированы ко всем целевым группам в зависимости от сферы и целесообразности их применения. 

               2.2  Практическая часть. 

   В данном предприятии разработаны инструкции по охране труда на все виды профессий. Как пример, рассмотрим инструкцию для дорожных рабочих. 
 

СОГЛАСОВАНО с ПК:

Председатель  ПК

________________________Я.Ф.Фрас

«_____»____________________2011 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  ФГУ ДЭП № 116

__________________В.Н.Пастушенко

«_____»____________________2011 г.

 

ИНСТРУКЦИЯ  № 12

по  охране труда для  дорожных рабочих 

при строительстве и  ремонте автомобильных  дорог  

1.Общие  требования безопасности 

  1.1. Дорожные рабочие, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки и не имеющие противопоказаний по возрасту или полу для данной профессии, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  обязательные  предварительные (при поступлении  на работу) и периодические (в течение  трудовой деятельности) медицинские  осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

  обучение  безопасным методам и приемам  выполнения работ, инструктаж по охране труда.

  1.2 Дорожные рабочие обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  движущиеся  машины;

  повышенная  запыленность и загазованность воздуха  рабочей зоны;

  обрушивающиеся  горные породы;

  повышенный  уровень вибрации;

  повышенная  или пониженная температура воздуха  рабочей зоны.

  1.3. Для защиты от механических воздействий дорожные рабочие обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно костюмы хлопчатобумажные, жилеты сигнальные, плащи непромокаемые, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, наколенники брезентовые (на вате), костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

Информация о работе Современные средства охраны труда в строительстве