Традиции и культура питания народов мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Искусство приготовления пищи — одно из самых древних на земле. На протяжении веков люди, руководствуясь собственным опытом и опытом предшествующих поколений, выбирали наиболее удачные сочетания продуктов и вырабатывали рациональные приемы их приготовления.

Содержание

Введение
1.Еврейская кухня
2.Традиции и особенности еврейской кухни
3.Философия Кашрута
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.40 Кб (Скачать)

2. Традиции и  особенности еврейской кухни

Традиции еврейской кухни  уходят корнями в древние времена, но всё же остаются почти неизменными и сегодня.

Большое влияние на еврейскую  кухню оказывали религиозные  обряды, которые предписывали не только строго определенные продукты, но и  способы приготовления пищи. [1]

Религия предписывала евреям, так же как арабам и мусульманам, не есть свинину, а в пищу употреблять  мясо только парнокопытных животных - говядину, баранину, а также домашнюю птицу - кур, гусей.

В блюдах еврейской кухни  запрещается смешивать мясные и  молочные продукты, употреблять кровь  и изделия из крови в пищу. Для  приготовления мясных блюд используется только говяжий или гусиный жир.

Вторые мясные блюда готовят  как из натурального, так и из рубленого мяса.

Из первых блюд широко распространены бульоны, которые обычно варят из говядины, (вареное мясо используют для приготовления блинчиков) или  из птицы. При приготовлении бульонов в воду кладут сырой лук целой  головкой, которую после процеживания удаляют. Бульоны перед подачей  заправляют сахаром из расчёта 2-3 грамма на порцию.

Варят также супы картофельные, из бобовых, молочные.

В летнее время любят готовить холодный красный борщ, приготовленный из свеклы с картофелем, куда после  охлаждения добавляют очищенные  и нарезанные ломтиками свежие огурцы, лук зелёный, яйца рубленые и сметану.

Холодный сладкий борщ приготавливают из свеклы с картофелем с сушеными фруктами с добавлением  после охлаждения борща сметаны  и зелёного лука.

Из вторых мясных блюд наиболее распространенным является кисло-сладкое  мясо, т.е. тушеная говядина с кисло-сладким  соусом, куда входит лук репчатый, мёд, медовый пряник, сухари из чёрного  хлеба, сахар, уксус и изюм. Особо любимы фаршированные гусиные шейки, где для фарша используют муку, сырой гусиный жир и репчатый лук. Начинённые фаршем шейки тушат в специальном соусе, в состав которого входят морковь, лук репчатый и гусиный жир.

Гусиный жир широко используется также для приготовления различных  холодных закусок.

Редька с гусиным жиром (натёртая редька, посыпанная пассированным  луком и политая гусиным жиром), рубленые яйца с гусиным жиром, свежие огурцы с рублеными яйцами, политые  гусиным жиром вместе с пассерованным  в нём репчатым луком и т.д.

Одна из типичных для еврейских  кухонь закусок - форшмак. Кстати, это  блюдо может употребляться и  не только как закуска, но и как основное блюдо на завтрак, обычно с отварным картофелем. Форшмак - означает 'закуска', 'еда перед едой', 'предвкушение'. Хотя и стало это блюдо в еврейской кухне национальным, но заимствовано оно было из восточно-прусской кухни, где так называлось блюдо из жареной сельди, также подаваемой на закуску. В еврейской кухне это блюдо представляет собой холодную закуску из рубленой сельди.

Из рыбных холодных закусок  наиболее широко известны фаршированная щука, карп, лещ, сазан. Фаршем служит мякоть рыбы, белый хлеб, лук репчатый, яйца, растительное масло, сахар. Начинённые куски рыбы варят в соусе с овощами и подают с хреном.

Любят евреи и рыбу тушенную порционными кусками с овощами. Характерно для еврейской кухни ещё и то, что мясо и рыбу чаще всего отваривают или тушат, редко жарят.

Из овощных блюд широко известны тушёная морковь (цимес), тушёный  картофель с сушёными фруктами, картофельные оладьи, свекольная запеканка, пюре и  т.д.

Много готовится различных  мучных блюд - мандалах, фрикадельки, запеканка  из мацы, кнедли из мацы.

Маца - национальный вид хлеба, который готовится из воды и муки без соли, т.е. представляет собой  несдобное пресное тесто. Изделие  по внешнему виду близко к вафельному тесту, но только очень плотному.

Молоко в еврейской  кухне применяется только свежее. В ходу всевозможные пресные молочные блюда, разварные полужидкие молочные каши.

Пряности применяются, ограничено и по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, чёрный перец, гвоздика, корица, имбирь), и по количеству.

Наиболее широко применяемые  методы тепловой обработки - отваривание, припускание, тушение, обязательно  наплитное, с добавлением воды, под  крышкой. Духовка используется крайне редко.

Широко используется пассерование овощей и муки.

Часто для связи используются яйца, причём добавляются в блюда  в чистом виде, без смеси с молоком, в довольно повышенном объёме. Яичная заливка без добавления молока используется, например, при изготовлении кугелей (нечто среднее между запеканкой и пудингом).

Кугели широко готовятся  в еврейской кухне: их делают из лапши, картофеля, свеклы, риса. Технология такова: основной продукт отваривают, измельчают, слегка пассеруют в масле, а затем  заливают яйцами и доваривают на плите  под крышкой ещё 3-4 минуты.

Производство кондитерских изделий сходно с ближневосточным. Любимое тесто в еврейской кухне - пресное, песочное или 'крохное', но в отличие от ближневосточного оно не масляное, а яичное, т.е. его основу, 50% веса муки, составляют яйца, причём чаще всего - одни желтки. Характерно также сочетание в кондитерских изделиях мёда и сахара, причём в разных пропорциях.[1]

В еврейской кухне употребляется  значительное количество животных белков: рыбы, мяса, яиц, домашней птицы, телятины, баранины; значительное количество животных жиров: сливочное масло, гусиного и  куриного жира.

Наряду с этим широко употребляются  легкоусваиваемые углеводы - сахар, мёд, сдобные изделия из пшеничной  муки.

Есть и особенности  в построении меню. Как правило, обед начинается с рыбы или сельди, затем - суп, обычно мясной, затем мясо, редко  с гарниром. И, наконец, чай со сладостями.

Мало используются овощи  в любом виде, растительные масла, грибы.

Активизация межнациональных  отношений, война, миграция населения, смешанные браки привели к  размыванию границ национальных кухонь. Изменения проявились и в еврейской  кухне.

В еврейской кухне много  оригинальных блюд, неожиданных сочетаний - например, мясо тушёное с фруктами и засахаренным картофелем, мясo, приготовленное со специями, или редька, варенная в меду, засахаренная морковь и другие.

Еврейская кухня богата блюдами  неповторимого вкуса, своеобразна  и оригинальна

3. Философия кашрута  

 

Кашрут сопровождает еврейский  народ на протяжении всей его истории  и обогащает каждый еврейский  дом, где бы он ни находился. Заповедь кашрута делает пищу проводником  святости, превращая кухню в духовный центр дома. Еврейское жилище - это  маленькое святилище, и стол в  нем подобен алтарю. Для еврейской  женщины кухня становится полем, где она сеет семена национальной стойкости, плодородной почвой, на которой  она взращивает еврейское самосознание своих близких. Здесь, соблюдая законы питания, данные Торой, она воспитывает будущее еврейской нации.

Законы кашрута определяют, какое мясо, птицу и рыбу можно  или нельзя употреблять в пищу, как отделить мясное от молочного. Значительная часть еврейских законов связана с пищей, начиная с питания и кончая благословениями до и после еды, начиная с праздничных церемоний и кончая заповедями, регулирующими сельскохозяйственную деятельность. Кашрут - это всеобъемлющий образ жизни, где бы вы ни находились - дома, на службе или в ресторане. Соблюдение законов, связанных с кашрутом, хотя они и касаются непосредственно пищи, открывает нам путь к духовному возрождению.

С кашрутом связана одна из трех заповедей, относящихся исключительно  к еврейской женщине: отделение  халы, зажигание субботних и праздничных  свечей, соблюдение законов супружеской  чистоты, включая погружение в воды миквэ. [1]

Заповедь отделения халы, небольшого кусочка теста, символизирует  всепроникающую власть кашрута и  вместе с двумя другими мицвот (заповедями) наиболее полно выражает суть своеобразия еврейского народа. Эти особые заповеди воплощают мысль  о том, что миссия евреев - освятить и возвысить повседневную жизнь, привнося понимание воли Создателя  во всю нашу деятельность. Наши профессиональные навыки, таланты, достижения и интересы должны служить средствами для воплощения этой цели. Но и для мужчин, и для  женщин важнейший оплот религии  и повседневной жизни - дом. Эту цитадель и возводит еврейская женщина, но не с помощью гвоздей и молотка, не с помощью строительных материалов, а с помощью заповедей, любви, знания Торы и мудрости. [1]

Не так давно почти  все евреи исполняли законы питания, не задаваясь вопросом: "Почему мы соблюдаем кашрут?" Это было для  евреев в порядке вещей. Лишь те, кто восставали против обычаев отцов  и дедов, ели треф - некошерную пищу. Сегодня ситуация радикально изменилась и те евреи, которые даже не помышляют  о восстании против обычаев и  гордятся своим происхождением, едят некошерную пищу. И это наводит  на мысли о том, как сохранить  кашрут.

Наши раздумья до некоторой  степени основаны на том, что мы до сих пор не знаем, почему еврейская  религия уделяет такое внимание еде и питью, распространяя свои требования не только на людей, но и  на животных.

Мы интересуемся: "Неужели  Бога действительно заботит, что  я ем?" Без удовлетворительного  объяснения понятия кашрута и  без простой веры, основанной на утверждаемых Торой ценностях и  присущей поколениям наших предков, многие евреи считают, что кашрут попросту устарел, что он основан  на древних представлениях об охране здоровья, не относящихся к современной  жизни.

Поэтому мы предлагаем вам  проникнуть в суть кашрута, которой  придерживается еврейская традиция. Это проникновение в суть традиций удовлетворит нашу потребность в  понимании и даст нам основания  для того, чтобы соблюдать заповеди перед лицом противоположных  ценностей, предлагаемых современной  культурой.

Тем не менее, мы должны понимать, что эти законы Божественны в  своей основе и не могут быть объяснены  с точки зрения человеческого  интеллекта. Мы соблюдаем заповеди, ибо это дар Бога еврейскому народу.

К "религии", как мы знаем, имеют отношение молитва, сосредоточенное  размышление, милосердие, этические  принципы и иногда различные формы  самоограничения. Иудаизм, однако, охватывает все аспекты жизни. Наша самая  обычная повседневная деятельность наполняется святостью, когда мы соблюдаем завет Торы: "Во всех путях твоих познавай Его" .[2]

Кашрут являет собой взаимодействие тела и души. Тора учит нас не отвергать  телесное, материальное, но одухотворять его. Мы освящаем процесс питания, употребляя кошерную еду и произнося благословения  до и после трапезы, и кошерная пища становится пищей духовной. Ей предначертано нести совершенство и чистоту еврейскому народу.

Что же это значит? Современная  наука о питании признает идею, которую еврейская религия всегда утверждала: мы в огромной степени  есть то, что мы едим. Мы знаем, что наша пища превращается в нашу плоть и кровь. Запрещенная пища, как учит Тора, есть мерзость для Б-жественной души, ухудшающая наше духовное самочувствие. Хищные птицы и плотоядные животные, которые могут передать агрессивный настрой относятся к запрещенной пище. Для еврея вся некошерная пища уменьшает его духовный потенциал, снижает способность постигать идеи Торы и заповеди. И это касается ума и сердца.

Легко понять, почему кашрут часто считают наиболее значимой из заповедей. История доказывает, что  там, где соблюдается кашрут, где  сильны его законы, проявляется мощь еврейского духа.

Объясняя значение кошерной пищи, мы должны обратиться к учению хасидизма, основанному на мистическом  учении Раби Ицхака Луриа (Аризаль), который  дает литературную интерпретацию стиха "Не хлебом единым живет человек, но словом, исходящим от Бога" . Он объясняет, что не пища сама по себе дает жизнь, а искра Божья - "слово, исходящее от Бога", которое заключено в пище. Все сущее имеет в себе нечто от "Божьей искры", дающей жизнь и бытие миру. Когда мы едим, система пищеварения усваивает питательные вещества, в то время как душа впитывает Божью искру, которая есть во всем сущем.

Божественная энергия  пищи является, таким образом, действительным источником поддержания и питания  тела. Кошерная пища имеет всемогущую энергию, которая дает духовную, интеллектуальную и эмоциональную силу еврейской  душе, в то время как некошерная делает противоположное. Кошерная диета - это действительно здоровая диета  для души, обеспечивающая духовную пищу, столь необходимую евреям для  самосохранения. [2]

Кухня предстает перед  нами в совершенно новом свете, когда  мы думаем об огромной ответственности, которую налагает на нас приготовление  кошерной еды для семьи. Детям, в  особенности потому, что они еще  развиваются, требуется строго кошерная пища. Влияние на их душу особенно сильно, поскольку лекарства и еда  воздействуют на детей гораздо ощутимее, чем на взрослых. Еврейская жена и мать, коль скоро именно она  готовит кошерную еду, занимает особую позицию в еврейском законодательстве. Во многих сферах Галахи истина утверждается на основе показаний двух свидетелей. Но на протяжении всей еврейской истории  женщина одна несет ответственность  за точное следование правилам кашрута  у себя дома, даже если она не имеет  специального образования, и узнала о кашруте лишь от своей матери. Эта ответственность может показаться тягостной и непосильной, но мы должны взять ее на себя радостно и охотно. Наши личные усилия неминуемо увенчиваются успехом, когда они укрепляются "помощью  свыше" - Божьим благословением. Освященный веками еврейский путь к тому, чтобы  заслужить Божье благословение, - разделять наше благополучие с  другими. В своем обращении к  еврейским женщинам Любавический Ребе предложил им класть монеты в пушку (копилку справедливости), когда  они находятся в кухне, чтобы  связать приготовление пищи с  обеспечением едой бедняков. Так мы заслужим благословение Всевышнего, и наши кухонные хлопоты увенчаются приготовлением превосходной и действительно кошерной еды. Ребе далее объяснял, что копилка должны быть прикреплена к стене или мебели на кухне, тогда она станет составной мебелью жилища и сделает хесед (милосердие) одной из основ, на которой зиждется ваш дом.

Информация о работе Традиции и культура питания народов мира